Урок-исследование "Бескрылая жизнь" (по рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"), 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели:

  1. овладение “техникой” прочтения текста;
  2. постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова;
  3. углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж);
  4. раскрытие идейно – нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно – семантической и композиционно – синтаксической организации художественного текста;
  5. воспитание нравственности.

Форма работы: групповая

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст

1 группа

Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова.

2 группа

Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж).

3 группа

Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа;

4 группа

Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста.

Эпиграф:

Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных
людей прошел…ко всему внимательный человек,
посмотрел он на этих скучных жителей своей
родины и с грустной улыбкой сказал:
-Скверно вы живете, господа!

М. Горький.

В “ Литературоведческий словарь”:

Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр

повествовательной литературы,

приближающийся к повести или рассказу.

Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова.
  2. Исследование текста: работа групп.

1 группа.

Задание:

  • определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа;
  • исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.).

Результат работы группы:

Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью.

Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни.

Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова.

Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации.

Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.

Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью.

Выводы:

  1. Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы, или новеллы;
  2. Предметом чеховского рассказа является вся совокупность повседневной действительности;
  3. В основе произведений Чехова лежит переломный момент в жизни героев, момент, который позволяет обнажить психологию героев, их характеры;
  4. Композиционный стержень рассказов Чехова составляют внутренние искания героев;
  5. Финалы произведений Чехова перспективные, незавершенные.

2 группа

Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа.

Результат работы группы:

  1. Таблица “Звуки, запахи и цвет в рассказе “Дама с собачкой”
  2. Цветовая

    палитра

    Звуки

    “Пахучесть” прозы

    Преобладают белый и серый цвета.

    белый шпиц”;

    белые облака”;

    “липы и березы, белые от инея”;

    белая земля”,

    белый снег”

    серое солдатское сукно”,

    “чернильница, серая от пыли”,

    “любимое (!) серое платье”,

    “забор, серый, длинный, с гвоздями”

    “слабые, неясные, звуки плохого оркестра”

    звуки скрипки - “дрянные и обывательские”,

    звуки романса,

    звуки органа в ресторане

    запахи цветов,

    моря,

    осени

    губы Анны Сергеевны пахнут “запахом и влагой цветов”

  3. Выводы:
  1. В “Даме с собачкой” внимание автора обращено к переходу осени в зиму, что объясняет присутствие белого цвета;
  2. Доминирование в тексте серого цвета над белым объясняется серой, неинтересной, “полумертвой” мещанской жизнью, которую влачат герои;
  3. Роль звуков в рассказе: детализация впечатлений от провинциальной жизни;
  4. Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты героев.

3 группа

Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа.

Результат работы группы:

Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено

писателем в персонажи:

    • Тайна

“Под покровом тайны”,

“существование держится на тайне”,

“его личная тайна”

“они видятся только тайно”.

    • Скучно

“Ей скучно здесь”,

“Гурову было уже скучно слушать”,

“Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!”

    • Слова со значением неопределенности

“что-то”,

“какой-то”,

“зачем-то”,

“что-нибудь”

Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; какая –то сила влекла и манила к нему женщин”

Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”.

Выводы:

  1. Ключевые слова выделяются на фоне других слов, выполняя смысловую роль; выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи;
  2. Использование неточных слов позволяет автору выразить душевное состояние героев, избегая категоричности, однозначности, навязывания своей воли.

4 группа

Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста

Результат работы группы:

    1. Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев
    2. “Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…”

      “И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”.

      “Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”.

      “Как освободиться от этих невыносимых пут?

      -Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как?

      И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.

    3. Предложения с многоточиями в конце, “недоговоренность” автора оставляют читателю возможность домыслить детали. В рассказе “Дама с собачкой” таких предложений 20.

“Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас Заклинаю вас всем святым, умоляю Сюда идут!”

Выводы:

  1. Сложные предложения являются средством характеристики героя, позволяют установить причинно – следственные связи между фактами и подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев;
  2. Многоточия в конце предложений передают эмоциональную напряженность речи, позволяют читателю домыслить детали, проникнуть в замысел автора
      1. Подведение итогов урока

Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования рассказа А.П.Чехова “Дама с собачкой”:

  1. Каждая из названных особенностей в произведениях А.П. Чехова, сочетаясь с темой рассказа, его идеей, является “чеховской”, способствуя созданию особого стиля писателя;
  2. Лексическими и синтаксическими средствами обеспечивается художественность воплощения идеи “Дамы с собачкой” и изображение драмы людей, познавших подлинную любовь, ненадолго осветившую их “серую” жизнь, ускорившую нравственный рост героев и усилившую их влечение к иной жизни;
  3. События, лежащие в основе рассказов А. П. Чехова, заставляют задуматься о нравственных проблемах: в чем заключаются содержание и смысл человеческой жизни.
    1. Рефлексия.
    2. Домашнее задание.

Творческая работа – размышление на темы:

    1. “Уважай в себе честного малого и знай, что честный малый – не ничтожность” (по произведениям А.П. Чехова);
    2. “Какая-то куцая, бескрылая жизнь…” (по произведениям А.П. Чехова)
    3. “Как освободиться от этих невыносимых пут?” (размышляя над прочитанным. По рассказам А.П. Чехова).