Цели:
- овладение “техникой” прочтения текста;
- постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова;
- углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж);
- раскрытие идейно – нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно – семантической и композиционно – синтаксической организации художественного текста;
- воспитание нравственности.
Форма работы: групповая
Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст
1 группа
Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова.
2 группа
Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж).
3 группа
Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа;
4 группа
Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста.
Эпиграф:
Мимо всей этой скучной серой толпы
бессильных
людей прошел…ко всему внимательный человек,
посмотрел он на этих скучных жителей своей
родины и с грустной улыбкой сказал:
-Скверно вы живете, господа!
М. Горький.
В “ Литературоведческий словарь”:
Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр
повествовательной литературы,
приближающийся к повести или рассказу.
Чаще всего в Н. изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.
Ход урока.
- Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова.
- Исследование текста: работа групп.
1 группа.
Задание:
- определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа;
- исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.).
Результат работы группы:
Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью.
Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни.
Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова.
Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации.
Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.
Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью.
Выводы:
- Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы, или новеллы;
- Предметом чеховского рассказа является вся совокупность повседневной действительности;
- В основе произведений Чехова лежит переломный момент в жизни героев, момент, который позволяет обнажить психологию героев, их характеры;
- Композиционный стержень рассказов Чехова составляют внутренние искания героев;
- Финалы произведений Чехова перспективные, незавершенные.
2 группа
Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа.
Результат работы группы:
- Таблица “Звуки, запахи и цвет в рассказе “Дама с собачкой”
- Выводы:
Цветовая палитра |
Звуки |
“Пахучесть” прозы |
Преобладают белый и серый цвета. “белый шпиц”; “белые облака”; “липы и березы, белые от инея”; “белая земля”, “белый снег” “серое солдатское сукно”, “чернильница, серая от пыли”, “любимое (!) серое платье”, “забор, серый, длинный, с гвоздями” |
“слабые, неясные, звуки плохого оркестра” звуки скрипки - “дрянные и обывательские”, звуки романса, звуки органа в ресторане |
запахи цветов, моря, осени губы Анны Сергеевны пахнут “запахом и влагой цветов” |
- В “Даме с собачкой” внимание автора обращено к переходу осени в зиму, что объясняет присутствие белого цвета;
- Доминирование в тексте серого цвета над белым объясняется серой, неинтересной, “полумертвой” мещанской жизнью, которую влачат герои;
- Роль звуков в рассказе: детализация впечатлений от провинциальной жизни;
- Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты героев.
3 группа
Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа.
Результат работы группы:
Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено
писателем в персонажи:
- Тайна
“Под покровом тайны”,
“существование держится на тайне”,
“его личная тайна”
“они видятся только тайно”.
- Скучно
“Ей скучно здесь”,
“Гурову было уже скучно слушать”,
“Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!”
- Слова со значением неопределенности
“что-то”,
“какой-то”,
“зачем-то”,
“что-нибудь”
Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; “какая –то сила влекла и манила к нему женщин”
Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”.
Выводы:
- Ключевые слова выделяются на фоне других слов, выполняя смысловую роль; выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи;
- Использование неточных слов позволяет автору выразить душевное состояние героев, избегая категоричности, однозначности, навязывания своей воли.
4 группа
Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста
Результат работы группы:
- Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев
- Предложения с многоточиями в конце , “недоговоренность” автора оставляют читателю возможность домыслить детали. В рассказе “Дама с собачкой” таких предложений 20.
“Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…”
“И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”.
“Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”.
“Как освободиться от этих невыносимых пут?
-Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как?
И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.
“Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас… Заклинаю вас всем святым, умоляю… Сюда идут!”
Выводы:
- Сложные предложения являются средством характеристики героя, позволяют установить причинно – следственные связи между фактами и подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев;
- Многоточия в конце предложений передают эмоциональную напряженность речи, позволяют читателю домыслить детали, проникнуть в замысел автора
- Подведение итогов урока
Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования рассказа А.П.Чехова “Дама с собачкой”:
- Каждая из названных особенностей в произведениях А.П. Чехова, сочетаясь с темой рассказа, его идеей, является “чеховской”, способствуя созданию особого стиля писателя;
- Лексическими и синтаксическими средствами обеспечивается художественность воплощения идеи “Дамы с собачкой” и изображение драмы людей, познавших подлинную любовь, ненадолго осветившую их “серую” жизнь, ускорившую нравственный рост героев и усилившую их влечение к иной жизни;
- События, лежащие в основе рассказов А. П. Чехова, заставляют задуматься о нравственных проблемах: в чем заключаются содержание и смысл человеческой жизни.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Творческая работа – размышление на темы:
- “Уважай в себе честного малого и знай, что честный малый – не ничтожность” (по произведениям А.П. Чехова);
- “Какая-то куцая, бескрылая жизнь…” (по произведениям А.П. Чехова)
- “Как освободиться от этих невыносимых пут?” (размышляя над прочитанным. По рассказам А.П. Чехова).