Цели урока: обобщить и систематизировать изученное, развивать устную речь; привить интерес к творчеству А.С.Пушкина; воспитывать любовь к русой литературе.
Оборудование: иллюстрации к “Капитанской дочке”, материал к игре “Умники и умницы” (дорожка, ордена); портреты Пушкина, муз поэта; выставка произведений поэта.
Ход урока
1. Слово учителя: ребята, мы с вами познакомились с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина.
Обратите внимание на эпиграф урока:
Пушкин есть явление чрезвычайное. В нем русская душа, русский язык, русский характер. Н.В.Гоголь
- Согласны ли вы с мнением Н.Гоголя? (Ответы)
2. Я предлагаю вашему вниманию игру. Но для начала разминка. Отгадывание кроссворда.
Вопросы.
По горизонтали:
1) Что является элиграфом произведения?
По вертикали:
2) “Добрый малый, но ветрен, беспутен до крайности, главная слабость – страсть к прекрасному полу” Кто это?
3) Чем пожаловал Петруша своего спасителя?
4) “Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и валы, но ничего не видал, кроме…”.
5) Какое звание получил Петруша в Белогорской крепости?
3. Разминка прошла успешно. Напоминаю правила игры: в каждом туре – 3 участника. Три варианта дорожек: красная (на ней ошибаться нельзя), желтая – золотая середина (допускается одна ошибка), зеленая (допустимы 2 ошибки). Правильный ответ поощряется орденом “шелкового умника”.
1 тур
Приглашаются 3 участника. Творческое задание для розыгрыша дорожек: составить текст – призыв к изучению творчества А.С.Пушкина. Среди учащихся выбираются 3 советника, которые будут оценивать ответы игроков.
Пока участники готовятся, предлагаю вспомнить географические места, связанные с именем Пушкина. Обращаю внимание учеников на Пушкиногорье. Рассказываю о знаменитой роще в имении Михайловском, с ее достопримечательностями (беседка, грот, аллея Керн, “остров уединения”.
Выступления участников 1 тура. Советники оценивают участников. Участники согласно полученным оценкам выбирают поочередно дорожки.
Вопросы к 1 туру
1) Каким образом Бопре попал в Россию? Чем занимался в доме Гриневых?
2) Каким образом отреагировали на известие о предстоящей службе матушка и Петруша?
3) Почему отец не отправил сына служить в Петербург, а направил в Оренбург?
4), 5), 6) – прокомментировать иллюстрации к повести.
7) Почему Петруша при обвинении в предательстве не оправдывался?
8) Пугачев хотел казнить Швабрина. Почему этого он не сделал?
9) Вы – Пугачев. Вам подает Савельич список с пропавшим добром. Как вы себя ведете? Что произносите?
2 тур
Розыгрыш дорожек. Задание: представить одного из героев.
Пока участники готовятся, слушаем сообщения учеников о музах поэта. (Анна Керн, Наталья Гончарова, Софья Киселева, Елизавета Воронцова)
Вопросы ко 2 туру
1) Вы отец Петруши. Ваш наказ сыну перед отправкой на службу.
2) Вы капитанша. Казак доложил что капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей. Каким образом вы распорядились?
3) Вы Петруша. Что вы ответили на предложение Пугачева пойти к нему на службу?
4) Какой список подал Савельич Пугачеву?
5) Почему мнение Гринева неблагосклонно было принято на совете в Оренбурге?
6) Каким образом Василиса Егоровна узнала о нашествии Пугачева?
7) Почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?
8) Василиса Егоровна. Ее характер. Как о ней отзывались окружающие?
9) Смерть капитана и капитанши.
3 тур
Творческий конкурс “Мое открытие А.С.Пушкина”.
Пока участники готовятся, слушаем сообщение ученика “Мистика в жизни поэта”
Вопросы к 3 туру
1) Сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу?
2) Почему Маша не принимает предложение Петруши после дуэли?
3) Какую роль сыграл Зурин в судьбе Петруши?
4) Что с особенной гордостью показывалось в доме Гриневых?
5) Дуэль Швабрина и Гринева.
6) Какие жанры УНТ можно встретить в повести?
7) Сон, приснившийся Петруше.
8) К чему пристрастился Петруша в крепости?
9) История создания повести.
Финал
Вызываются победители трех туров. Им предлагаются равноценные дорожки в 3 этапа.
Вопросы к финалу
(по произведениям А.С.Пушкина)
1) Его глаза сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Назвать произведение. О ком идет речь?
2) Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами…
Каким сокровищем он дорожит?
3) Вы Лиза (“Барышня-крестьянка”). Наряд с Настей вы сшили. Одно затрудняло. Что именно? И как вы вышли из положения?
4) Какую тайну и с каким условием открыла старая графиня Германну?
5) Почему Германн чувствовал себя виноватым в смерти графини?
6) С кем сравнивает Германна племянник Томский?
7) Вы молодой путешественник. Разгневались, что не подали лошадей, но когда они были готовы, вы остались на постоялом дворе. Почему?
8) Вы Марья Гавриловна. Тайно венчались с любимым человеком. Почему после церемонии вы вдруг упали в обморок?
9) Какие заветные карты называет графиня?
Итоги игры
4. Заключительное слово.
- А.С.Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в сознание с самого раннего детства, становится другом и наставником. Поэт пробуждает стремление к высокому, желание посвятить отчизне “души прекрасные порывы”.
Жизнь его коротка. Но, пожалуй, не найдется такой области человеческой деятельности, которой не коснулось бы перо гения. Не случайно “Евгений Онегин” назван “энциклопедией русской жизни”.
Астраханцы всегда относились с почтением к поэту. В 1837 году астраханский губернатор И.С. Тимирязев организовал подписку в пределах губернии на первое собрание сочинений А.С.Пушкина. Другой губернатор М.А. Газенкампф содействовал широкому освещению в Астрахани столетнего юбилея поэта. В честь празднования 200-летия поэта в Астрахани были проведены выставки, литературно-музыкальные салоны. В серии “Библиотека астраханской поэзии” вышло 13 сборников, посвященных юбилею.
- Какие эпитеты вы подобрали бы к имени Пушкина?
- На этой оптимистической ноте заканчивается наш урок, посвященный творчеству А С.Пушкина.