Цель: Создание условий для развития ума, воли эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.
Задачи:
- Продолжить формирование навыков полноценного чтения (техники чтения)
- Прививать интерес к литературе, как к искусству художественного слова.
- Расширять литературоведческие понятия и словарный запас учащихся.
- Продолжать развивать коммуникативные отношения.
Оборудование:
- Таблички с фамилиями писателей: Н.Носова, Л.Толстого, В.Драгунского.
- Таблички с названиями произведений: “Сверху вниз, наискосок!”, “Мишкина каша”, “Заплатка”, “Как незнайка сочинял стихи”, “Акула”, “Прыжок”.
- Портрет В.Драгунского.
- Лента времени.
- Словари.
- Таблицы определениями понятий: диалог, реплика, прямая речь, эпиграф.
План.
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
2. Мотивизация.
(На доске развешаны таблички с названиями произведений: “Заплатка”, “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Сверху вниз, наискосок!”, “Как незнайка сочинял стихи”)
У.: - Прочитайте названия произведений, помещенных на табличках.
Распределите названия произведений по группам. Сформулируйте признак классификации.
Д.: - Сгруппируем по авторству. Произведения Л.Толстого и Н.Носова.
(Распределяем таблички на доске по авторству, доказывая.)
У.: - А произведение “Сверху вниз, наискосок!” кому принадлежит?
Д.: - Не знаем. (Если знают, то выделить новую группу)
У.: - Как ещё можно распределить на группы?
Д.: - Сгруппируем по содержанию. Веселые и смешные, и серьезные.
У.: - В какую из них поместим произведение “Сверху вниз, наискосок!”?
Д.: - Это произведение не читали, не знаем. (Опять проблема)
У.: - К какому жанру относятся уже известные вам произведения? Почему?
Д.: - “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Заплатка” - это рассказы, т.к.
- Есть повествование
- Небольшой объем
- Небольшое число героев
- Описывается один эпизод
Д.: - “Как незнайка сочинял стихи” - это сказка, т.к.
- Есть наличие вымысла
- Необычность
- Наличие постоянных героев
- Наличие законченного сюжета
У.: - Можем ли мы утверждать, что произведение “Сверху вниз, наискосок!” Можно отнести к жанру рассказа? Сказки?
Д.: - Нет. Чтобы ответить на возникшие вопросы надо прочитать это произведение. (На доске передвигаются таблички так, чтобы акцентировать внимание на проблему урока)
3. “Сверху вниз, наискосок!”
- Автор?
- Содержание?
- Жанр
- Знакомство с произведением.
(произведение читает учитель)
4. Эмоциональная пауза.
У.: - Понравилось произведение? Чем?
5. Ответы на поставленные вопросы.
(Завершение группировки)
У.: - На какие поставленные вопросы в начале урока вы можете дать ответ?
Сможем ли завершить классификацию произведений? Д.: - Получится три группы, если группировать по авторству.
Л.Толстой Н.Носов В.Драгунский “Акула” “Заплатка” “Сверху вниз, наискосок!” “Прыжок” “Мишкина каша” “Как незнайка сочинял стихи”
Д.: - Получится две группы, если распределить по содержанию:
Веселые и смешные произведения Серьезные произведения “Заплатка” “ Акула” “Как незнайка сочинял стихи” “Прыжок” “Мишкина каша” “Сверху вниз, наискосок”
Д.: - По жанру распределим на две группы:
Рассказы Сказки “Акула” “Как незнайка сочинял стихи” “Прыжок” “Заплатка” “Мишкина каша” “Сверху вниз, наискосок!”
6. Расследование, предлагаемое литературными героями.
У.: - Как всегда знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон предлагают нам задания для расследования. Прочитайте их после текста на с. 75
Дети читают задание:
- Если прямую речь заменить речью рассказчика, будет также смешно?
- Можешь объяснить, почему рассказ Виктора Драгунского такой смешной?
У.: - Все ли задания понятно? Что такое прямая речь?
(Дети обращаются к словарю терминов в учебнике на с. 155. Читают. Ведется работа по знакомству ранее неизвестными понятиями и вывешиваются таблицы на доске.)
СЛОВАРЬ.
Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких человек.
Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
Прямая речь – чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (Автором)
Эпиграф – пословица, изречение, который помещается автором после заглавия.
Эпиграф поясняет замысел произведения.
7. Составление плана расследования.
(Учитель может предложить расставить пункты плана в правильном порядке.)
План. (Дан на доске)
1). Вывести свой первый закон смешного. Нам смешно когда…
2). Подумать, чем они похожи между собой.
3). Найти два – три самых смешных места в рассказе.
(дети меняют местами 1 и 3 пункты плана)
8. Работа в группах.
(На столах учеников имеются рабочие листы. В них записан план работы, даны отрывки для исследования.)
- 1 группа. Работает с отрывком текста со слов:
с.72 – Интересно, а если я покачаю этот насос, краска пойдет?
- 2 группа.
с.74. – Мишка кричит:
- Здорово получается! Подставлю вторую, скорей!
- 3 группа.
с.74. – Я говорю:
- Эх, это ещё бы покрасить?
У.: - Прочитайте отрывок, выведите закон смешного.
9. Отчет по заданию.
Чтение отрывков.
10. Предлагаемые законы.
Общий вывод. Чтение в учебнике на с.76.
На доске: Смех всегда связан с тем, чего не ждёшь, что не возможно представить в нормальной обычной жизни – жизни по всем правилам.
Работа с лентой времени.
У.: - Разместите на ленте времени имя Виктора Драгунского и его произведение.
(Дети используют справочную литературу, чтобы определить годы жизни писателя и приблизительное время написания рассказа.)
Д.: - Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году, умер в 1973 году. Его имя поместим на ленте времени в ХХ веке, значит, и произведение было написано в этом же веке.
11. Рассказ учителя о писателе, показ портрета. Рассмотрение выставки книг.
В. Драгунский родился в 1913 году в г. Нью-Йорке. Рано потерял отца, пришлось работать. Работал заводским рабочим, лодочником. Затем учился на факультете литературно – театральных мастерских. Работал актером, исполнял комедийные роли и, конечно же, стал писать фельетоны, клоунады, смешные рассказы. Их много, но заслуженную славу принесли “Денискины рассказы”, в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Умер в 1973 году.
12. Домашнее задание.
- Работа с пословицей “Не место красит человека, а человек место”.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Можно ли использовать в качестве эпиграфа к рассказу В.Драгунского?
- Ответить на вопросы после текста на с.76.
- Задание для внеклассного чтения.
- Читаем рассказы В.Драгунского “Денискины рассказы”.
Итог: - Что узнали на Уроке литературы?
ФИЗМИНУТКИ.
(Проводятся в течение урока по мере уставания детей)
- Кинезиологическая гимнастика.
Кулак – ребро – ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.
Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – 8-10 раз. При усвоении программы или затруднений в выполнении помогайте себе командами (“кулак – ребро – ладонь”), произнося в слух или просебя.
- Медвежьи покачивания.
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки.
- Дыхательная гимнастика.
Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.