Тема урока: "Законы смешного в литературе" (В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок!")

Разделы: Литература, Начальная школа


Цель: Создание условий для развития ума, воли эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.

Задачи:

  • Продолжить формирование навыков полноценного чтения (техники чтения)
  • Прививать интерес к литературе, как к искусству художественного слова.
  • Расширять литературоведческие понятия и словарный запас учащихся.
  • Продолжать развивать коммуникативные отношения.

Оборудование:

  • Таблички с фамилиями писателей: Н.Носова, Л.Толстого, В.Драгунского.
  • Таблички с названиями произведений: “Сверху вниз, наискосок!”, “Мишкина каша”, “Заплатка”, “Как незнайка сочинял стихи”, “Акула”, “Прыжок”.
  • Портрет В.Драгунского.
  • Лента времени.
  • Словари.
  • Таблицы определениями понятий: диалог, реплика, прямая речь, эпиграф.

План.

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

2. Мотивизация.

(На доске развешаны таблички с названиями произведений: “Заплатка”, “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Сверху вниз, наискосок!”, “Как незнайка сочинял стихи”)

У.: - Прочитайте названия произведений, помещенных на табличках.

Распределите названия произведений по группам. Сформулируйте признак классификации.

Д.: - Сгруппируем по авторству. Произведения Л.Толстого и Н.Носова.

(Распределяем таблички на доске по авторству, доказывая.)

У.: - А произведение “Сверху вниз, наискосок!” кому принадлежит?

Д.: - Не знаем. (Если знают, то выделить новую группу)

У.: - Как ещё можно распределить на группы?

Д.: - Сгруппируем по содержанию. Веселые и смешные, и серьезные.

У.: - В какую из них поместим произведение “Сверху вниз, наискосок!”?

Д.: - Это произведение не читали, не знаем. (Опять проблема)

У.: - К какому жанру относятся уже известные вам произведения? Почему?

Д.: - “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Заплатка” - это рассказы, т.к.

  • Есть повествование
  • Небольшой объем
  • Небольшое число героев
  • Описывается один эпизод

Д.: - “Как незнайка сочинял стихи” - это сказка, т.к.

  • Есть наличие вымысла
  • Необычность
  • Наличие постоянных героев
  • Наличие законченного сюжета

У.: - Можем ли мы утверждать, что произведение “Сверху вниз, наискосок!” Можно отнести к жанру рассказа? Сказки?

Д.: - Нет. Чтобы ответить на возникшие вопросы надо прочитать это произведение. (На доске передвигаются таблички так, чтобы акцентировать внимание на проблему урока)

3. “Сверху вниз, наискосок!”

  • Автор?
  • Содержание?
  • Жанр
  • Знакомство с произведением.
    (произведение читает учитель)

4. Эмоциональная пауза.

У.: - Понравилось произведение? Чем?

5. Ответы на поставленные вопросы.

(Завершение группировки)

У.: - На какие поставленные вопросы в начале урока вы можете дать ответ?

Сможем ли завершить классификацию произведений? Д.: - Получится три группы, если группировать по авторству.

Л.Толстой Н.Носов В.Драгунский
“Акула” “Заплатка” “Сверху вниз, наискосок!”
“Прыжок” “Мишкина каша”
“Как незнайка сочинял стихи”

Д.: - Получится две группы, если распределить по содержанию:

Веселые и смешные произведения Серьезные произведения
“Заплатка” “ Акула”
“Как незнайка сочинял стихи” “Прыжок”
“Мишкина каша”
“Сверху вниз, наискосок”

Д.: - По жанру распределим на две группы:

Рассказы Сказки
“Акула” “Как незнайка сочинял стихи”
“Прыжок”
“Заплатка”
“Мишкина каша”
“Сверху вниз, наискосок!”

6. Расследование, предлагаемое литературными героями.

У.: - Как всегда знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон предлагают нам задания для расследования. Прочитайте их после текста на с. 75

Дети читают задание:

  • Если прямую речь заменить речью рассказчика, будет также смешно?
  • Можешь объяснить, почему рассказ Виктора Драгунского такой смешной?

У.: - Все ли задания понятно? Что такое прямая речь?

(Дети обращаются к словарю терминов в учебнике на с. 155. Читают. Ведется работа по знакомству ранее неизвестными понятиями и вывешиваются таблицы на доске.)

СЛОВАРЬ.

Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких человек.

Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.

Прямая речь – чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (Автором)

Эпиграф – пословица, изречение, который помещается автором после заглавия.

Эпиграф поясняет замысел произведения.

7. Составление плана расследования.

(Учитель может предложить расставить пункты плана в правильном порядке.)

План. (Дан на доске)

1). Вывести свой первый закон смешного. Нам смешно когда…

2). Подумать, чем они похожи между собой.

3). Найти два – три самых смешных места в рассказе.

(дети меняют местами 1 и 3 пункты плана)

8. Работа в группах.

(На столах учеников имеются рабочие листы. В них записан план работы, даны отрывки для исследования.)

  • 1 группа. Работает с отрывком текста со слов:

с.72 – Интересно, а если я покачаю этот насос, краска пойдет?

  • 2 группа.

с.74. – Мишка кричит:

- Здорово получается! Подставлю вторую, скорей!

  • 3 группа.

с.74. – Я говорю:

- Эх, это ещё бы покрасить?

У.: - Прочитайте отрывок, выведите закон смешного.

9. Отчет по заданию.

Чтение отрывков.

10. Предлагаемые законы.

Общий вывод. Чтение в учебнике на с.76.

На доске: Смех всегда связан с тем, чего не ждёшь, что не возможно представить в нормальной обычной жизни – жизни по всем правилам.

Работа с лентой времени.

У.: - Разместите на ленте времени имя Виктора Драгунского и его произведение.

(Дети используют справочную литературу, чтобы определить годы жизни писателя и приблизительное время написания рассказа.)

Д.: - Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году, умер в 1973 году. Его имя поместим на ленте времени в ХХ веке, значит, и произведение было написано в этом же веке.

11. Рассказ учителя о писателе, показ портрета. Рассмотрение выставки книг.

В. Драгунский родился в 1913 году в г. Нью-Йорке. Рано потерял отца, пришлось работать. Работал заводским рабочим, лодочником. Затем учился на факультете литературно – театральных мастерских. Работал актером, исполнял комедийные роли и, конечно же, стал писать фельетоны, клоунады, смешные рассказы. Их много, но заслуженную славу принесли “Денискины рассказы”, в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Умер в 1973 году.

12. Домашнее задание.

  • Работа с пословицей “Не место красит человека, а человек место”.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Можно ли использовать в качестве эпиграфа к рассказу В.Драгунского?

  • Ответить на вопросы после текста на с.76.
  • Задание для внеклассного чтения.

- Читаем рассказы В.Драгунского “Денискины рассказы”.

Итог: - Что узнали на Уроке литературы?

ФИЗМИНУТКИ.

(Проводятся в течение урока по мере уставания детей)

  • Кинезиологическая гимнастика.

Кулак – ребро – ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.

Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – 8-10 раз. При усвоении программы или затруднений в выполнении помогайте себе командами (“кулак – ребро – ладонь”), произнося в слух или просебя.

  • Медвежьи покачивания.

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки.

  • Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.