Тема урока: “ Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Цели урока:
- учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении “Ночь перед Рождеством”;
- воспитательная: привитие интереса к литературе;
- развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков.
Тип урока: вернисаж.
Национально-региональный компонент:
а) запись на доске: “...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни” (В.Г.Белинский.);
б) слова: Вернисаж – Торжественное открытие художественной выставки.
НТСО: иллюстрации учащихся.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя:
– Ребята, я хочу начать урок со стихотворения Вознесенского:
Пусть кто-нибудь махнет рукой
И скажет, перепутав имя,
Что слишком-слишком высоко
Тебя вознес я над другими,
Что с точки зренья красоты,
Еще с какой-то точки зренья
Бывают лучшие, чем ты.
И тут он пустится в сравненья.
Я верю в искренность его
И в то, что взгляд его намётан.
Но только, может быть, того,
Как ты близка мне, не поймет он,
Что я люблю его сильней и проще,
и самозабвенней,
Что ты не лучше всех людей.
Ты просто выше всех сравнений.
В этом стихотворении говорится о большом человеческом чувстве-любви. Когда человек любит, он готов на самые смелые, добрые и хорошие поступки. Так и герой повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
У нас сегодня необычный урок. Урок -литературный вернисаж.
Что это за слово? Прочитайте, пожалуйста, на доске и запишите в свои тетради:
Вернисаж – Торжественное открытие художественной выставки.
Я дала вам групповые задания – подготовить инсценирование некоторых отрывков. Предоставим слово первой группе.
Представьтесь, пожалуйста.
– Наша группа подготовила инсценировку эпизода “Оксана у зеркала”. (Альбина-Оксана у зеркала).
– Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем нехороша. (Крутится у зеркала).
-Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом сдернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Нет, хороша я! Ах, как хороша!
Вакула (в сторону):
– Чудная девка! Час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
Оксана:
– Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Готов мой сундук?
Вакула:
-Будет готов после праздника. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы. Не сердись на меня.
Оксана села на лавку.
Вакула:
– Позволь и мен сесть возле тебя!
Оксана:
– Садись. (Стук в дверь).
Оксана:
– Кто-то стукнул. Пойду с девчатами колядовать.
Учитель: Ребята, как ведут себя герои повести в этой сцене?
Вопрос к группе: Почему вы выбрали именно этот отрывок?
– Нам понравилось, что Оксана – гордая, а Вакула выполняет ее просьбы. Уважает ее и слушается.
А теперь слово второй группе. Представьтесь, пожалуйста.
– Наша группа выбрала 5 главу, нам понравился в ней Вакула.
Оксана:
-Э, Одарка! У тебя новые черевики! Ах, какие хорошие: и с золотом.
Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который тебе всё покупает: а мне некому достать такие черевики.
Вакула:
– Не тужи, Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
Оксана:
– Посмотрю я, где ты достанешь такие. Разве принесешь те самые, которые носит царица!
Учитель, обращаясь к классу:
– Какое обещание дает Вакула Оксане?
– Кому больше сочувствует автор в этой сцене?
А сейчас предоставим слово третьей группе.
– Мы выбрали отрывок из 10 главы, потому что Вакула доказал свою верность и любовь.
– Он с уважением отнесся к отцу Оксаны. Вакула сам дал ему нагайку и подставил спину, чтобы тот три раза ударил его.
Чуб:
– Ну, будет с тебя, вставай! Старых людей всегда слушай! Говори, чего тебе хочется?
Вакула:
– Отдай, батько, за меня Оксану!
Чуб:
– Добре! Присылай сватов!
Вошла Оксана:
– Ай!
Вакула:
– Погляди, какие я тебе принес черевики! Те самые, которые носит царица.
Оксана:
– Нет! Нет! Мне не нужно черевиков!
Вакула подошел и взял ее за руку.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чему обрадовалась Оксана, увидев Вакулу?
2. Теперь переходим ко второй части урока. Откройте тетради.
Составим синквейн на главных героев.
Герой – Вакула.
1. Вакула.
2. Верный, преданный.
3. Любил, обещал, доказал.
4. “Право, мне очень нравится своим талантом, смелостью, настойчивостью”.
5. Мое отношение к произведению.
Оксана.
1. Оксана.
2. Красивая, гордая (капризная, лучшая).
3. Красуется, требует, изумляется.
4. “Ещё никогда она не была так чудно хороша”.
5. Мне нравится, что Оксана требует доказать любовь к себе.
Месяц.
1. Месяц.
2. Величавый, яркий, ясный.
3. Поднялся посветить, заглядывал, вызывал, блещет.
4. “Месяц, пользуясь, случаем, вылетел через трубу”.
5. Гоголь использует олицетворение, изображая месяц.
Найдите в тексте ещё примеры олицетворения:
– Мороз потеплел;
– Глянули звезды;
– Месяц величаво поднялся, чтобы посвятить;
– Месяц заглядывал украдкою;
– Дым пошёл тучею.
3. Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал “Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: “Что за прелесть эти сказки!”.
Какие элементы сказки встречаются в повести?
1) Чёрт украл месяц;
2) Вакула летает на чёрте;
3) Царица подарила свои черевики.
А какие слова использованы в переносном смысле?
– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;
– От мороза горят щёки.
Встречается ли в тексте антитеза?
– Холодно, похолодало-потеплело;
– Темно-светло;
– Чёрт – богобоязливый купец.
Национально-региональный компонент.
– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь?
Ответ: Рождество.
– А как называется начало нового года у мусульман?
Ответ: Навруз.
– О каких обрядах вы узнали?
1. Колядование. (Маскарад).
2. Пост. Голодная кутья.
– Что вы узнали о посте?
Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.
– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.
– А вот у татар во время уразы, как соблюдают пост ваши дедушки и бабушки?
– Они воздерживаются от пищи и воды с рассвета до заката дня. Во время уразы читают молитвы, очищают душу, а когда солнце садится, начинают кушать.
Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.
– А какие черты по-вашему характерны для нашего народа:
Если Оксана красивая, гордая и требовательная, а какие черты характерны для наших татарских девушек?
– Алтынчеч – скромная, добрая, любящая, трудолюбивая и нетребовательная.
Вакула:
– Добрый, сильный, отзывчивый.
Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.
Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского “...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.
"…целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни".
В.Г. Белинский