Тема урока: "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством"

Разделы: Литература


Тема урока: “ Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Цели урока:

  • учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении “Ночь перед Рождеством”;
  • воспитательная: привитие интереса к литературе;
  • развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков.

Тип урока: вернисаж.

Национально-региональный компонент:

а) запись на доске: “...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни” (В.Г.Белинский.);

б) слова: Вернисаж – Торжественное открытие художественной выставки.

НТСО: иллюстрации учащихся.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

– Ребята, я хочу начать урок со стихотворения Вознесенского:

Пусть кто-нибудь махнет рукой
И скажет, перепутав имя,
Что слишком-слишком высоко
Тебя вознес я над другими,
Что с точки зренья красоты,
Еще с какой-то точки зренья
Бывают лучшие, чем ты.
И тут он пустится в сравненья.
Я верю в искренность его
И в то, что взгляд его намётан.
Но только, может быть, того,
Как ты близка мне, не поймет он,
Что я люблю его сильней и проще,
                    и самозабвенней,
Что ты не лучше всех людей.
Ты просто выше всех сравнений.

В этом стихотворении говорится о большом человеческом чувстве-любви. Когда человек любит, он готов на самые смелые, добрые и хорошие поступки. Так и герой повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

У нас сегодня необычный урок. Урок -литературный вернисаж.

Что это за слово? Прочитайте, пожалуйста, на доске и запишите в свои тетради:

Вернисаж – Торжественное открытие художественной выставки.

Я дала вам групповые задания – подготовить инсценирование некоторых отрывков. Предоставим слово первой группе.

Представьтесь, пожалуйста.

– Наша группа подготовила инсценировку эпизода “Оксана у зеркала”. (Альбина-Оксана у зеркала).

– Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем нехороша. (Крутится у зеркала).

-Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом сдернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Нет, хороша я! Ах, как хороша!

Вакула (в сторону):

– Чудная девка! Час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

Оксана:

– Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Готов мой сундук?

Вакула:

-Будет готов после праздника. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы. Не сердись на меня.

Оксана села на лавку.

Вакула:

– Позволь и мен сесть возле тебя!

Оксана:

– Садись. (Стук в дверь).

Оксана:

– Кто-то стукнул. Пойду с девчатами колядовать.

Учитель: Ребята, как ведут себя герои повести в этой сцене?

Вопрос к группе: Почему вы выбрали именно этот отрывок?

– Нам понравилось, что Оксана – гордая, а Вакула выполняет ее просьбы. Уважает ее и слушается.

А теперь слово второй группе. Представьтесь, пожалуйста.

– Наша группа выбрала 5 главу, нам понравился в ней Вакула.

Оксана:

-Э, Одарка! У тебя новые черевики! Ах, какие хорошие: и с золотом.

Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который тебе всё покупает: а мне некому достать такие черевики.

Вакула:

– Не тужи, Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.

Оксана:

– Посмотрю я, где ты достанешь такие. Разве принесешь те самые, которые носит царица!

Учитель, обращаясь к классу:

– Какое обещание дает Вакула Оксане?

– Кому больше сочувствует автор в этой сцене?

А сейчас предоставим слово третьей группе.

– Мы выбрали отрывок из 10 главы, потому что Вакула доказал свою верность и любовь.

– Он с уважением отнесся к отцу Оксаны. Вакула сам дал ему нагайку и подставил спину, чтобы тот три раза ударил его.

Чуб:

– Ну, будет с тебя, вставай! Старых людей всегда слушай! Говори, чего тебе хочется?

Вакула:

– Отдай, батько, за меня Оксану!

Чуб:

– Добре! Присылай сватов!

Вошла Оксана:

– Ай!

Вакула:

– Погляди, какие я тебе принес черевики! Те самые, которые носит царица.

Оксана:

– Нет! Нет! Мне не нужно черевиков!

Вакула подошел и взял ее за руку.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему обрадовалась Оксана, увидев Вакулу?

2. Теперь переходим ко второй части урока. Откройте тетради.

Составим синквейн на главных героев.

Герой – Вакула.

1. Вакула.

2. Верный, преданный.

3. Любил, обещал, доказал.

4. “Право, мне очень нравится своим талантом, смелостью, настойчивостью”.

5. Мое отношение к произведению.

Оксана.

1. Оксана.

2. Красивая, гордая (капризная, лучшая).

3. Красуется, требует, изумляется.

4. “Ещё никогда она не была так чудно хороша”.

5. Мне нравится, что Оксана требует доказать любовь к себе.

Месяц.

1. Месяц.

2. Величавый, яркий, ясный.

3. Поднялся посветить, заглядывал, вызывал, блещет.

4. “Месяц, пользуясь, случаем, вылетел через трубу”.

5. Гоголь использует олицетворение, изображая месяц.

Найдите в тексте ещё примеры олицетворения:

– Мороз потеплел;

– Глянули звезды;

– Месяц величаво поднялся, чтобы посвятить;

– Месяц заглядывал украдкою;

– Дым пошёл тучею.

3. Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал “Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: “Что за прелесть эти сказки!”.

Какие элементы сказки встречаются в повести?

1) Чёрт украл месяц;

2) Вакула летает на чёрте;

3) Царица подарила свои черевики.

А какие слова использованы в переносном смысле?

– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

– От мороза горят щёки.

Встречается ли в тексте антитеза?

– Холодно, похолодало-потеплело;

– Темно-светло;

– Чёрт – богобоязливый купец.

Национально-региональный компонент.

– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь?

Ответ: Рождество.

– А как называется начало нового года у мусульман?

Ответ: Навруз.

– О каких обрядах вы узнали?

1. Колядование. (Маскарад).

2. Пост. Голодная кутья.

– Что вы узнали о посте?

Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.

– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.

– А вот у татар во время уразы, как соблюдают пост ваши дедушки и бабушки?

– Они воздерживаются от пищи и воды с рассвета до заката дня. Во время уразы читают молитвы, очищают душу, а когда солнце садится, начинают кушать.

Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.

– А какие черты по-вашему характерны для нашего народа:

Если Оксана красивая, гордая и требовательная, а какие черты характерны для наших татарских девушек?

– Алтынчеч – скромная, добрая, любящая, трудолюбивая и нетребовательная.

Вакула:

– Добрый, сильный, отзывчивый.

Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского “...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.

"…целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни".

В.Г. Белинский