Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева)

Разделы: Литература


ТИП УРОКА: урок – исследование текста

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • изучение художественного мира Тютчева через различные формы сопоставительного анализа;
  • развитие творческих способностей учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (тексты стихотворений);
  • компьютер и проектор для презентации Power Point;
  • аудиозаписи стихотворений Тютчева

О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!

I. ВСТУПЛЕНИЕ

(На экране первый слайд презентации)

УЧИТЕЛЬ:

Какой мотив повторяется в названии урока и в эпиграфе? (…)

Как вы понимаете слова “двойное бытие”? (Это бытие видимое и тайное, внешнее существование и внутренняя жизнь человеческой души)

Поэзия Тютчева – это во многом попытка постичь, “сформулировать” “двойное бытие” через зримые образы.

Как эта “двойственность” проявилась в судьбе и творчестве поэта? (…)

(Второй и третий слайды презентации)

У нас с вами есть возможность наглядно увидеть, как это происходит в конкретном стихотворении – в его мире и в его тексте.

Дума за думой, волна за волной —
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь — в заключении, там — на просторе,

Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Два мира – внешний (природный) и внутренний (душевный); их видимое противопоставление и внутреннее единство.

Со-противопоставление проникает и в структуру стихотворения, которая “распадается” на две части (“левую” и “правую”), соответствующие двум мирам. “Водораздел” подчёркивается паузой, которая “больше, чем цезура”. Практически каждое слово вступает в отношения антонимии со своей парой. В качестве “добавочного” приёма Тютчев “удваивает” слова (…), применяет синтаксический параллелизм в строках и полустрочиях.

Последние две строки подчёркивают, что “единство сущностное” сильнее “антитезы кажущейся”.

Сегодня мы попытаемся приблизиться к постижению художественного мира поэта, воспользовавшись его же любимым приёмом – сравнением.

II. Сопоставление двух редакций одного стихотворения

Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения.

(Четвёртый и пятый слайды презентации)

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая:
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом!




С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И говор птиц, и ключ нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(Включается аудиозапись стихотворения “Весенняя гроза” в исполнении А.Кутепова)

Первый вариант стихотворения был создан Тютчевым в 1829 году, второй – через много лет, в 1854-м.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
— Чем привлекло поэта описанное им природное явление?

 

— Помогает ли интонация понять настроение лирического героя?

 

— Что изменяет поэт в первой строфе?

 

— Почему Тютчев добавляет вторую строфу? В чём её своеобразие?

 

— Какие лексические изменения происходят в третьей строфе?

— Почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев оставил неизменной последнюю?

 

 

 

— Таким образом, мы видим, что при сопоставлении двух редакций одного стихотворения можно увидеть такие поэтические приёмы, мысли, которые мы можем не заметить, обратившись лишь к одному тексту.

— Гроза – это обновление жизни, её взрывная сила, миг выявления сути. Накопленные в природе и в душе человека силы ищут разрядки. Первые – в грозе. Вторые – в страсти.

— Это весёлое, бодрое, озорное стихотворение. Гром “грохочет в небе голубом” – он не устрашает, а радует.

— Слова “весело весенний” заменены на “весенний, первый”, и это усиливает ощущение новизны.

— Поэт вводит слова “резвяся и играя”, которые придают динамику картине и одновременно очеловечивают природу.

— Вторая строфа воссоздаёт картину природы, которая преображается, меняется. Строфа строится на глаголах, передающих лёгкость, подвижность. Мы начинаем не только зрительно воспринимать картину, но и слышать. Появляются аллитерации на [с–з], [р–р’].

— Появляются словосочетание “гам лесной” и слово “шум”. Картина постепенно утрачивает конкретность, становится обобщённой, переходя в философский план.

— Эта строфа делает стихотворение именно “тютчевским”. Здесь происходит как бы “перевод” мира в миф (наслоение второго на первый).

Геба – богиня юности (раб, вошедший в храм Гебы, получал свободу). Кубок – символ полноты жизни. Таким образом, гроза в понимании Тютчева – это явление вне времени и пространства.

Интересен эпитет “громокипящий”. В нём, как в аккорде, собраны воедино все “знаковые” звуки стихотворения.

Без последней строфы это – лишь “картинка”. С нею – это миф. Картина укрупняется от размера сада до масштабов вселенной.

III. Сопоставительный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Осенний вечер” и отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.

(Шестой слайд презентации)

ПУШКИН

VII

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

ТЮТЧЕВ

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

 

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
— Эти два стихотворения – своего рода “встреча” поэтов, которой в действительности никогда не было. Написаны и опубликованы они приблизительно в одно время.

Найдите перекликающиеся образы в этих текстах.

 

— Какие традиции Пушкина продолжает Тютчев?

 

— Давайте теперь поговорим о своеобразии тютчевского стихотворения. В чём оно, на ваш взгляд?

 

— Мир в восприятии Тютчева – в сопоставлении с миром Пушкина (особенно это заметно в “однотемных” стихотворениях) — значительно менее гармоничен, а душа лирического героя более уязвима, не защищена перед неизбежным.

— “Таинственная прелесть” – “очей очарованье”, “прощальная краса”.

“В багрец и золото одетые леса” – “зловещий блеск и пестрота дерев”.

“И мглой волнистою покрыты небеса” – “туманная и тихая лазурь”.

“Ветра шум” – “порывистый, холодный ветр”.

— Отточенность поэтического слога, мелодичность, правдивость, искренность чувства.

— Пушкин заставляет нас увидеть природу “в чистом виде”. Его осень прекрасна. Пушкин, как художник, просто рисует живописными мазками то, что видит. Об “умирающей” осени он пишет спокойно. Тютчев же заставляет читателей насторожиться, встревожиться, задуматься над тайной умирания осени. В его стихотворении много тревожных образов: “зловещий блеск”, “сиротеющей землёю”, “ущерб”, “изнеможенье”, “улыбка увяданья”, “страданья”.

Мы видим, что поэт пишет, волнуясь. Его осень – это словно бы преддверие небытия.

IV. Сопоставление двух стихотворений одного автора

(Седьмой слайд презентации)

СНЫ

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

* * *

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..

 

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
— Группа наших учеников получила задание – доказать, что оба текста, которые вы видите на экране, принадлежат одному автору (Тютчеву). Такого рода работой занимаются учёные-текстологи.

— Сравните центральные поэтические образы в стихотворениях.

 

 

— Сравните положение лирического героя.

 

— Понаблюдайте за использованием языковых средств. Какие закономерности вы можете обнаружить?

 

— Сопоставьте лексические и синтаксические средства.

 

 

— В чём различие, своеобразие стихотворений?

 

 

— В обоих стихотворениях мы видим образ-символ ночи, тьмы, мрака.

Для Тютчева этот образ – один из центральных. Ночь лишена логики и разума, она таинственна и непостижима.

— Лирический герой одинок. Он – странник, “сирота бездомный”, он одновременно растерян, напуган – и восхищён ночным небом.

Атмосфера ночи располагает его к размышлениям о жизни и смерти, о вечности и мгновении.

— Тютчев очень часто использует эпитеты, которые не передают суть, качество предмета, а фиксируют мгновенные впечатления от него. Хотя описывается ночь, однако впечатления мрачности нет (“ночь голубая”, месяц золотой”, “пылающая бездна”).

— В обоих стихотворениях присутствуют архаичные слова: “объемлет”, “глас”, объята”, сонм”, “дальной”, “градом”. Много абстрактных существительных, столь любимых поэтом.

В обоих текстах можно обнаружить повторы, единоначатия.

Оба написаны пятистопным ямбом, что “задаёт” похожую мелодику, интонацию.

— Первое – более абстрактное, “надмирное”, обращённое скорее к небу. Второе – “земное”, детализированное. Первое – взгляд из космоса на Землю. Второе – с Земли на небо.

УЧИТЕЛЬ.

— Давайте обобщим то, о чём говорили сегодня.

В чем основные приметы тютчевского художественного мира, в чём его специфика?

УЧЕНИКИ.

— Тютчев не просто рисует картины жизни. Он пытается постичь её тайны. Природа у него – не пейзаж (как у Пушкина, Некрасова и многих других поэтов), а часть космоса, грозная стихия, преодолеть которую человек не в силах. Однако в определённые моменты он может слиться с нею (“Всё во мне, и я во всем”) – и в эти мгновения ему приоткрывается Тайна Бытия. А мы, читатели, со своей стороны, тоже можем ощутить эту Тайну Бытия (“двойного” Бытия!), прикоснувшись к таким мгновениям, “застывшим” в слове поэта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анализ одного стихотворения: Межвузовский сб-к / Под ред. В.Е.Холшевникова. Л., 1985
  2. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч. — Ч. 2. — М., 2006
  3. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля: В 2 ч. — Ч. 1. — М., 2003