Тема урока: "В художественном мире Бориса Пастернака"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Показать особенности восприятия мира поэтом.
  2. Способствовать формированию мировоззрения учащихся.
  3. Развивать стремление познать законы мироздания.

Задачи:

  1. Расширение знаний по данной теме.
  2. Формирование практических навыков, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.
  3. Развитие творческой активности учащихся.

Тип урока: урок нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование:

  1. Портрет Б. Пастернака.
  2. Тексты произведения.
  3. Репродукции картин И. Шишкина “Сосны”, И. Куинджи “Ночь над Днепром”, Н. Ромадина “Млечный путь”.
  4. Музыка А. Скрябина, песня “2 свечи” в исполнении А. Пугачевой.

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
Б. Пастернак

Поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятной.
Д.С. Лихачев

Ход урока

1. Чтение стихотворений учащимися Б.Пастернака (на фоне музыки А.Скрябина)

2. Слово учителя

Завораживающая, чарующая, манящая лирика Пастернака. Причудливая, наполненная ассоциациями, необычная по образам, сложная по языку лирика Пастернака. Стихотворения настолько овладевают тобой, что невольно заставляют вслушаться в каждую строку, всмотреться в каждую строку, нарисовать каждую строку. Неповторимый поэт. Удивительным образом смог от матери перенять музыкальность, от отца-склонность к живописи, а сам придал своим стихотворениям философичность.

Живопись, музыка и философия вошли навсегда в творчество поэта: вся лирика развивалась в тесной связи с этими близкими ей сферами человеческого духа:

– у живописи он учился говорить о себе, о своих чувствах, изображал окружающий мир как художник: на первом месте властный напор окружающего мира, а не лирический герой; психологическая выразительность пропитывает человеческие эмоции, приобретает способность
чувствовать, переживать и сопереживать герою;

– композиционное умение в звуке передавать и внешний и внутренний мир образов; употребление звучания, а не значения слов;

– философичность стихов в том, что они разрешают самую главную проблему XX века – проблему трагического разлада человека и мира, ставшего для человека враждебным и лишенным смысла;

– окружающий мир, природа пронизаны человеческими эмоциями, чувством причастности ко всему миру.

Лирика у поэта – это прежде всего голос природы. Поэт-переводчик лесных слов, орган выражения безмолвного космоса.

В разноголосице Вселенной слышны голоса земли, которые сливаются в хор природы.

Природа живет очень напряженной жизнью, что для человека , поэта совсем не остается места. Пастернак всегда оставался неизменным в главном- в ощущении времени- вечности, “чувство вечности, сошедшей на землю и всюду попадающейся на глаза”.

Художественный мир Пастернака достаточно сложен. Стихотворения неповторимы. В них мы видим:

– связь с живописью, музыкой, философией,

– лирический герой отступает на 2-й план перед напором природы,

– центральная тема – природа,

– синтаксический прием- главное слово не названо, его надо отгадать по смыслу,

– акцент – на необычность обыденных явлений,

– быт всегда в движении,

– поэтический метод:

а) “метафорическая скоропись действительности”: метафоры непроизвольные, даже непонятные, в метафоре переносное значение приобретает доминирующее положение 0150 метафора живет самостоятельно;

б) система метонимий:

  • от целого к частному;
  • упоминание какого- либо рода деятельности вместо самого действующего лица;
  • от пространства ко времени и наоборот;
  • от причины к следствию и от следствия к причине;

в) синтаксический прием- главное слово не названо, его надо отгадать по смыслу;

г) светопись; поэт – “светлот”: свет в пространстве, свет в движении; не только солнце, но и все, что излучает, от всего идут лучи;

д) звуковая организация стиха: рифмуются не только окончания строк, но любые слова внутри текста; звуковая инструментовка помогает перенесению смысла с одного предмета на другой, показывает внутреннее единство мира, т.д.

Так в стихотворении “Ночь” видим, что все явления мира уравнены, как бы они ни были различны по масштабу: пространство Вселенной и котельные, планета Венера и театральная афиша . Все это – мир, до которого человеку есть дело.

Что же касается художника, то

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

“Относится к предмету его... забот” – так можно сказать о больном, за которым надо ухаживать, о лекции, которую надо обдумать и прочитать, фактах повседневной жизни. Небосвод включен в быт художника как любой другой предмет обихода.

В этой строфе нет прямой метафоры, но есть метафора косвенная. Казалось бы, “небосвод” ни с чем не сопоставим, а все-таки скрытое метафорическое сопоставление тут есть, потому, что сама по себе деловитость оборота “относится к предмету его забот” предполагает какой-то подразумеваемый бытовой предмет. И небосвод с этим незримым предметом сопоставлен в подразумеваемой (косвенной) метафоре.

Метафоры Пастернака- прямые или косвенные- все равно- служат узлом, в котором стягиваются великое и малое, далекое и близкое, космос и домашний уют. Скажем, звезды – и стадо овец:

Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

Великое становится малым, далекое – близким.

Но и наоборот: малое становится великим. В творчестве художника время превращается в Вечность, потому что в самой личности художника Вечность воплотилась во время, в Преходящее, Пленное. Пастернак предлагает формулу, удивительную по художественной точности и смысловой емкости:

Поэт – это
...вечности заложник
У времени в плену.

Для полного раскрытия смысла этой формулы понадобились бы страницы и страницы. Пастернак дал метафору, ослепительную, как вспышка. Вот это и значит “смотреть на вещи по орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями”.

Такое определение метафоры дал в одной из своих статей Борис Пастернак. И дальше продолжает: “Это и есть поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись его духа”.

3. Беседа с классом

Попытаемся прикоснуться к художественному слову Пастернака на примере стихотворения “Сосны”:

– на первый взгляд, о чем стихотворение?( любование отдыхающим человеком природой),

– где происходит “место действия”?(“в траве, меж диких бальзаминов, ромашек и лесных купав”),

– какие цвета преобладают? (пестрые цвета лета),

– и герои легки, беззаботны, далеки от житейских проблем. Как подчеркнута беззаботность, легкость? (Приземленная сниженная лексика, слова разговорного стиля: “запрокинув, задрав”, эпитеты “дикие бальзамины”, “просека сосновая”, метафора “трава непроходима, густа”. Человек пока занят собой, природа безмолвна.)

– Хотя в то же время она очень активна. Выпишите одни согласные звуки (в т р в м ж д к х б л з м н в р м ш к л с н х к п в) и услышите разнообразие голосов, прежде всего, через свистящие, шипящие ( животный мир в траве) – человек пока не замечает, он сосредоточен на себе.

– Здесь дана единственная инверсия (“лежим мы”) – акцент на действие. Все живое принимает активное участие.

– А потом, когда человек перестает работать физически, он включает духовную деятельность, и ему открываются иные картины, неземные. Герой становится частью природы.
– Здесь одна из главных идей: только сливаясь с природой, человек обретает бессмертие, только природа вечна.

– Докажем текстом ( “глядя на сосны”, “всматриваясь”).

– Это и переход с бытовой лексики на высокую, церковную (“бессмертные”, “лик”, “взор”, “причтены”, “ладан”), эпитеты (“бессмертные”), абстрактные слова (“время”, “боль”, “эпидемии”, “”смерть”), единственное сравнение в этой части (“как мазь”).

– Анализируем наличие согласных (шипения, жужжания в траве нет, слышны звуки птиц (больше с и сонорных звуков).

– Словарная работа.

(ЛИК – (одно из значений) – единое множество (устар.),

ЛАДАН – ароматическая смола).

– Почему лик у сосен?

Лирический герой постепенно отходит на задний план перед властным напором окружающего мира. На фоне кипучей жизни (“неистовы”, “разбеги огненных стволов”, “ложится”) люди уже “лежат”, они не могут действовать, выглядят беспомощными, обессиленными (“мы так долго рук не вынем”). Природа манит, околдовывает (“снотворная смесь”, “магией”), поэтому у людей головы “заломлены”, “задраны”.

И открывается герою в буквальном смысле иной вид (“столько широты”).

Все спокойно, гармонично. Герой “забывается”, и ему “ где-то за стволами море мерещится”.

Море, как и небо, безгранично (“взглядом не охватить”), а значит, вечно.

– С чем сравниваются волны? (С ветками.)

Метафор становится больше, они сочнее, выразительнее (рисуем устно картину моря).

– Тема бессмертия подчеркивается старорусским словом (“град” – символ истории, а история не имеет ни начала, и мы не знаем, будет ли конец).

А также заметим, что “волны”- символ вечно живущего. И они у Пастернака оживают, действуют (“сваливаясь”, “обрушивают”, “все шумней, выше”).

– Обратим внимание на синтаксис и пунктуацию. Много предложений с деепричастным оборотом, с однородными членами предложения, со сложноподчиненными предложениями, что усложняет речь. И только одно предложение (безличное) настраивает на основной смысл. Самая
яркая строфа – именно предпоследнее предложение(эпитеты, метафоры ,повторы, антитеза “белая магия – черная магия”). Предполагаем, что “черное”- это символ земли, быта,“белое” – символ небес, вечности, духовности, святости.

На протяжении всего стихотворения эта мысль подчеркивается и через рифму (перекрестная, муж.//жен.).

– Чем заканчивается последняя строфа? (Упоминанием публики).

– “Волна” – свободная стихия природы – и “толпа”. Почему?

Как бы человек не отстранялся от своей людской жизни, даже в мыслях, он не может долго оставаться вне своего земного мира, потому что он по своей сути грешен, низок, не сможет остаться в мире грез навсегда.

– Почему все-таки “СОСНЫ”?

Сосны у Пастернака – символ святого, неземного, устремленного ввысь, в вечность (“к лику сосен”– то, к чему должен стремиться человек).

(Лик (словарь) – 1. Изображение лица на иконе (устар., высок.). 2. Единое множество, сонм).

Вывод: цель, как мы понимаем, жизни человека: стремиться к высшему предназначению “ПРИЧИСЛИТЬ себя К ЛИКУ СВЯТЫХ”.

4. Слово учителя

Учитесь видеть, слышать прекрасное во всем, что нас окружает.

Рассмотрим еще одно стихотворение – “Зимняя ночь”.

(Звучит музыка Свиридова “Метель”).

Беседа с классом:

– Какие строфы выделяются? (4, 5)

– Какие художественные приемы использует автор, чтобы показать встречу двух людей? Что еще характерно? (Нет описания природы.)

НИКТО И НИЧТО НЕ ОТВЛЕКАЕТ ЛЮДЕЙ ДРУГ ОТ ДРУГА.

– Но почему на эту сцену мы не смотрим как на любовную очередную сцену, а ощущаем особую святость, чистоту? (Свеча горит, “скрещенье”, “ангел”).

– Что обычно символизирует горящая свеча? (Связь между живыми и мертвыми, а неживой человек-часть природы.)

И в каждой строфе есть ощущение свечи, тепла, связи с природой, вселенной.

– А почему в 5-й строфе только воск плавится? (Видимо, жара хватает своего).

– А что еще охраняет человека? Почему люди уверены, что никто не побеспокоит? (Природа, а именно метель, охраняет великий процесс созидания.)

– Обратимся к первой строфе. В первых двух строках стихотворения есть ощущение холода (через гласные звуки, нет “теплых” звуков). Когда человеку холодно? (Когда он один.)

1) Мело, мело по всей земле – повт., безл.,гипер.,от частного – к большему. безл
Во все пределы.
Свеча горела на столе, – эпифора, все в мире взаимосвязано, 2 параллели: вне дома и внутри дома, звуки тепла. двусост.
Свеча горела.

2) Как летом роем мошкара – сравнение, двусост.
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора – инверсия, олиц., двусост.
К оконной раме.

3) Метель лепила на стекле – олиц., двусост.
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе, – инверсия, двусост.
Свеча горела.

4) На озаренный потолок – эпитет, двусост.
Ложились тени, – инверсия, внимание – на действие (глагол)
Скрещенья рук, скрещенья ног, – повтор
Судьбы скрещенья. – высок, сл. (от “суди бог”)

5) И падали два башмачка – инверсия, двусост.
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника – двусост. мет., двусост.
На платье капал. – олиц.

6) И все терялось в снежной мгле, – эпит, двусост.
Седой и белой.
Свеча горела на столе, – эпиф.,
Свеча горела.

7) На свечку дуло из угла, – безл.
И жар соблазна – мет.
Вздымал, как ангел, два крыла – сравн., двусост., олиц.
Крестообразно.

8) Мело весь месяц в феврале, – повт., безл.
И то и дело
Свеча горела на столе, – эпиф., безл.
Свеча горела.

– Интересна композиция. Если соединить одинаково построенные строфы, то стихотворение будет напоминать форму яйца, земли, Вселенной.

Ключевые слова “ вьюга- свеча” в юности вызывают чувство дисгармонии, в зрелые годы -целостность. Метель и свеча не исключают друг друга, мгновенье вечности – их скрещенье. Скрещенье разных стихий, отделенных тонкой границей стекла, рождает озаренье. Свеча и метель смыкаются в пространстве и времени.

Песня “2 свечи” в исполнении А. Пугачевой.

Вывод. Вселенная вечна, а человек – нет. Но пока люди тянутся друг к другу, не обрывается нить, связующая природу и человека.

Заключение. Завершаем урок чтением стихов Пастернака, непонятных порой, но этим и притягивающих к себе с невероятной силой.

Еще раз убедились, что Пастернак – неповторим. “Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлеченные понятия. В этом секрет трудности для понимания” (Д.С. Лихачев).

Настала пора для углубленного изучения этой замечательной поэзии.