Цели:
- Знакомство учащихся с исторической тематикой в творчестве А.С. Пушкина.
- Анализ сюжета и проблематики “Песни о вещем Олеге”.
- Повторение теоретических сведений (баллада, сюжет, герой и т.д.).
- Обогащение словаря новыми словами и понятиями.
- Показать на примере произведения актуальность проблематики для современного читателя.
- Анализ языка А.С. Пушкина.
- Развитие умения работать с текстом произведения в целом и выборочно.
- Развитие умения делать выводы из прочитанного.
- Умение работать с литературоведческой статьей.
I. Слово учителя:
1. Обращаясь к творчеству того или иного писателя, мы говорим об одном “великий”, “гениальный”, о другом - “известный”. Почему к Пушкину применимы слова “великий”, “гениальный”? (Учащиеся называют жанры, темы, произведения).
Какими примерами вы можете подтвердить свои выводы о “всеобъемлющем” таланте Пушкина? (Учащиеся: Прозаик, поэт, драматург. Жанры лирики, прозы, драмы. Темы творчества. – Основываясь на знаниях, полученных ранее).
2. Историческая тематика – одна из ведущих в его творчестве.
Тема урока: Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. (Учащиеся: записывают в тетради).
Подтвердите это положение на основе литературоведческой статьи в учебнике. Сделайте записи в таблице.
- Самостоятельное чтение статьи.
- Зачитываются записи.
Таблица на доске.
Жанр | Название произведения | Историческая тема в произведении |
Стихотворение | “Лицинию” | Древний Рим |
Стихотворение | “Воспоминание в Царском селе” | Война 1812 г. с Наполеоном |
Ода | “Вольность” | Разные периоды истории |
Стихотворение | “Стансы” | Петр I |
Исторический роман (не закончен) | “Арап Петра Великого” | Петр I |
Поэма | “Полтава” | Петр I |
Поэма | “Медный всадник” | Петр I |
Исторический труд | “История Пугачева” | Восстание Пугачева |
Повесть | “Капитанская дочка” | Восстание Пугачева |
Трагедия | “Борис Годунов” | Эпоха Бориса Годунова |
К каким выводам приводит нас эта статья? (Учащиеся: Историческая тема занимала большее место в творчестве. Пушкин часто обращался к переломным моментам в истории, наиболее ярким личностям).
Добавим в таблицу еще одно произведение, с которым должны познакомиться сегодня – “Песнь о вещем Олеге”.
Почему Пушкин решил обратиться к столь далеким временам?
II. Беседа о названии произведения.
Слово учителя:
У нас в литературе слово “песнь” соотносится с термином “баллада” - жанром поэтического творчества.
Какие характерные признаки баллады вы назвали бы?
Докажите, что это произведение подходит под определение “баллада”. (На основе домашнего чтения).
Как бы вы объяснили слово “вещий”? (Учащиеся: тот, кто вещает, предсказывает).
Какое значение приобретает слово в названии? (Учащиеся: тот, кому предвещали что-то).
Кто такой Олег?
Что вы знаете об эпохе, в которой жил князь Олег?
III. Беседа по сюжету и образам.
Кратко расскажите сюжет.
Откуда и почему заимствовал его Пушкин?
Какие образы вам показались главными? (Учащиеся: Олег, кудесник).
Объясните значение слова “кудесник”, опираясь на текст, подбирая синонимы.
(Учащиеся: кудесник = волхв = любимец богов = вестник = мудрый старец).
Как он сам о себе говорит, дополняя эту характеристику? (Зачитать).
Какие главные черты характера волхва подчеркивает Пушкин? (Учащиеся: свободу воли и слова, беспристрастность).
Прочитайте, что подчеркивает автор устами кудесника в личности Олега. (Учащиеся: он воин, господин, победитель).
Почему именно эти черты важны в герое? (Учащиеся: имея власть над городами, странами, народами, он не властен, распорядиться своей судьбой).
Какие слова характерны для речи волхва? (Учащиеся: возвышенная лексика).
Почему такими же “высокими” словами мудрец говорит о коне Олега? (Учащиеся: это боевой друг).
Найдите подтверждение в тексте.
IV. Анализ идеи.
Почему Олег поверил в предсказание? (Учащиеся: Олег – человек, ему присущи человеческие качества: страх, вера в судьбу, рок).
Когда и почему звучит резкая оценка кудесника: “лживый, безумный старик”?
Слово учителя:
Автор, имея право на вымысел, волен был изменить судьбу героя. Почему же он не пишет о подвигах и славном княжении Олега в течение 33 лет, а рассказывает о нелепой и трагической гибели? (Учащиеся: это исторический факт. Основа - летопись).
Почему погибает Олег?
V. Какие общечеловеческие проблемы на историческом материале раскрывает автор?
Учащиеся:
- вера и неверие
- мужество и страх
- верность и предательство
- свобода и несвобода
- властитель и человек
- расплата за предательство.
Учащиеся приводят доказательства к этим положениям с помощью учителя. (работа с текстом).
С какими из этих проблем можно столкнуться в современную эпоху?
VI. Зачем Пушкин берется за сюжет, уже описанный в древнерусской литературе?
- вечность проблематики
- уроки истории для современного человека.
В чем вы видите разницу между летописным источником и балладой великого поэта? (Учащиеся могут заполнить таблицу или ответить устно).
Летопись | “Песнь о вещем Олеге” |
Только констатирует факт истории. | Сохранив дух времени, по-новому осмысливает общечеловеческие проблемы. |
Стиль летописи тяжел для современного читателя. | Легкий “пушкинский” стиль. |
Названы герои и поступки. | Создаются яркие образы, дается их оценка. |
Вывод: Через художественное произведение автор помогает читателю увидеть и осознать проблемы, касающиеся каждого человека, задуматься над путями их разрешения и делать нравственный выбор в сложных ситуациях.
VII. Домашнее задание.
Отрывок по выбору учеников и учителя выучить наизусть.