Тема урока: "Гуманисты эпохи Возрождения"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с крупнейшими мастерами искусства Возрождения,
  • раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, её гуманистический характер.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сервантес- писатель эпохи Возрождения сказал: “Каждый человек- сын своих дел”. Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Люди проснулись от средневекового сна, они совершили прогрессивный переворот. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф. Предоставим им слово.

Историк. Конец XV – начало XVI века ознаменовался для большинства стран Западной Европы становлением на путь капиталистического развития. Происходит быстрое разрушение основ феодального общества. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Её обычно называют эпохой Возрождения.

Если первоначально название означало возрождение к жизни античного искусства, то позднейший его смысл заключается в пробуждении творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия- в экономике, в технике, в политической жизни, в науке, в литературе, искусстве

Цеховое ремесло заменяется мануфактурой, в сельской местности разрушается крепостное право. В результате географических открытий развивается торговля. На арену общественной жизни выходит новый класс – буржуазия.

Бурно развивающееся производство требует знаний реальной действительности. Средневековая схоластика не могла удовлетворить потребности в знании нового времени. Основоположники мировоззрения эпохи Возрождения называют себя гуманистами.

Словарная работа.

Схоластика – средневековая университетская наука, изучающая “божественное”. Впоследствии- синоним мёртвого, книжного, оторванного от жизни знания.

Гуманизм – мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное её творение.

Революционный переворот переживает философия. Её главная цель – пробудить творческую мысль человека.

В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека.

Николай Коперник создаёт учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы. Последователь его Джордано Бруно сожжён святой инквизицией на костре в Риме. Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается “узником инквизиции”. Живёт под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем – либо о вращении Земли.

И всё-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.

Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются.

Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом содействует распространению грамотности, образованности, развитию наук, искусств, художественной литературы.

Литературовед. Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же времявыражалаобщественные, политические и эстетические идеалы гуманистов.

Совместное составление таблицы “Представители литературы эпохи возрождения”, занесение её в тетради.

Италия: Данте Алигьери. Божественная комедия.Франческо Петрарка. На жизнь мадонны Лауры.\ Сборник сонетов. Джованни Боккаччо. Декамерон.

Франция. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Томас Мор. Утопия.

Испания. Мигель де Сервантес. Дон Кихот.

Англия: Вильям Шекспир. Гамлет.

Сборник сонетов Франческо Петрарки посвящён возлюбленной Лауре, которую он встретил в церкви и не мог забыть всю жизнь. Его Лаура это не божественное существо, как представляли любимую женщину поэты средневековья, а живой земной человек. Переживания влюблённого, описанные Петраркой, тоже полны противоречий, изменчивости, то ликования, то страдания:

Благословенны все мои желания
Во славу ей и мысль, что непреклонно
Мне говорит о ней, – о ней одной!

Франсуа Рабле в своём романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” осмеивает схоластическую педагогику, убивающую активность воспитанников. Схоласт обучил Гаргантюа азбуке так хорошо, что он мог говорить её в обратном порядке: на это ушло 5 лет и 3 месяца.

Новый учитель Понократ стремился вырастить активного, развитого человека.

Многие идеи Рабле были взяты за основу педагогической практики последующих веков.

Сервантес в своём романе “Дон Кихот” изображает жизнь Испании классического периода её культуры, в нём воплотились свойственные испанскому характеру благородство, жёсткая ирония, мечтательность и суровый реализм. Эта книга дорога и понятна всем народам, что не часто случается с художественными произведениями. Сервантес устами “безумного рыцаря” высказывает демократические идеи, способные облагородить его время. Стремясь защитить слабых и обездоленных, Дон Кихот проявляет великодушие и мудрость.

Роман во многом представляет собою итог личной жизни Сервантеса, полной героических стремлений и катастрофических неудач (мужественный солдат, отличившийся в бою, затем раб у алжирского паши, совершивший 4 неудачных побега, но в конце выкупленный миссионерами, агент по закупкам провианта, сборщик недоимок, трижды попадающий в гюрьму. Эта книга пережила века. Почему? Да его герои живы и близки для нас…

Томас Мор мечтал о равноправии, о коллективном труде, гуманности и воспитании братских отношений между людьми и наааародами.

Однако гуманистические идеалы утверждались не только литературой. Необыкновенно полно они отразились в живописи.

Искусствовед. Леонардо да Винчи – итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, инженер, музыкант,поэт. Он ненавидел войны и предостерегал людей от опасности использования научных открытий в военных целях. Известно, что Леонардо скрыл от своих современников идею создания подводной лодки.

Вечным мы называем произведение Рафаэля “Сикстинская мадонна”. Гёте писал: “Одной этой картины с лихвой хватило бы , чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным”. Жертвенность материнства воспел в ней великий Рафаэль.

Биограф. Одной из вершин эпохи Возрождения является творчество Вильяма Шекспира. Совершим путешествие в Англию, в Стратфорд, на родину Шекспира…(демонстрация видеофильма о Шекспире).

В.Г. Белинский писал о поэзии Шекспира: “Истина, высочайшая истина – вот отличительный признак его созданий.

На родине поэта в парке у реки на высоком пьедестале установлен памятник Шекспиру. Вокруг бронзовой фигуры – его герои. Печально глядит Гамлет на череп Йорика. “Быть или не быть?” – вот в чём вопрос”.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Прочитать трагедию Шекспира “Гамлет”, доказать, что он яркий образ гуманиста эпохи Возрождения.