Цели:
- Знакомство учащихся с “великим деланием” Оптиной Пустыни и ее старцев.
- Расширение представлений о жанре письма и развитии духовных традиций.
- Закрепление умений читательской интерпретации.
- Воспитание эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству.
Оформление:
- Портрет старца Амвросия.
- Изображение икон преп. Амвросия и препп. Старцев Оптинских.
- Распечатка молитвы Оптинских Старцев.
- Материалы буклета “Оптина Пустынь”.
Дополнительная литература:
Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по руссому языку за курс основной школы. 9 класс. Изд. 9-е. Дрофа. М.2005г.
Эпиграф: “Вошел я к Старцу одним, вышел – другим”. (Н.В.Гоголь)
Ход урока.
I Сообщение темы урока.
II Подготовка к восприятию нового материала.
Беседа по заранее прочитанному (в качестве домашнего задания) тексту №8 “Исповедь” из сборника экзаменационных изложений для 9 класса по следующим вопросам:
1) О каком событии говорится в отрывке
“Исповедь”?
2) Почему Николенька Иртеньев почувствовал себя
изменившимся “внутренно”?
На этом этапе урока проводим словарную работу.
Объясняем лексическое значение слов.
- Таинство – священное действие, через которое Спасительное Сила Божия тайным образом действует на человека.
- Таинство исповеди и покаяния – врачевание от духовных болезней и грехов, когда человек невидимо предстоящему Богу при посредстве священника исповедует свои грехи.
- Духовник – священник, у которого исповедуются и получают духовные советы.
И завершающее задание – прокомментировать последнее предложение текста.
“Но вдруг мне пришла счастливая мысль: завтра утром чем свет идти или ехать в монастырь к духовнику и снова исповедаться, – и я успокоился.”
III Объяснение нового материала.
1. Рассказ об Оптиной Пустыни и старце Амвросии.
К концу XIX в. в России было более 1000 монастырей и около 100000 храмов. Оптина Пустынь – один из древнейших русских монастырей. Расположен он в живописной местности на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Земли обители пожертвовали Романовы по воцарении и строили ее сами подвижники “по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой”.
При Петре I из-за своей малочисленности Пустынь была упразднена, но 1727 г. ее вновь открыли. В конце XVIII в. митрополит Московский и Калужский Платон принял меры для восстановления в ней “общежительной жизни”. При митрополите Филарете Киевском началось духовное возрождение Пустыни. Она больше чем памятник архитектуры, культуры и истории. Это место где сообщество людей приблизилось к идеалу христианских отношений. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев.
Старчество – это особое благодатное дарование. Сам Бог призывает на это служение тех, кто имеет сострадательную жертвенную любовь; тех, кто чужие горести и падения воспринимает как свои собственные. Старцы – христианские пророки-утешители. Они “направляют души ко спасению и врачуют их от страстей”. Именно сюда, в Оптину, приезжали многие представители русской культуры: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин и многие другие.
Гоголь пишет следующее: “Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоуханье; все становиться приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше”.
Знаменитый монастырь стал реальным воплощением Святой Руси, центром подлинно христианского опыта и просвещения в России, и опыт старцев неотъемлемым элементом входит в духовную традицию русской культуры.
После Октябрьского переворота специальным декретом монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Обитель была разорена и разграблена.
Прошли годы, приближался великий юбилей – 1000-летий крещения Руси. 17 ноября 1998 г. Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. В год Тысячелетия произошло прославление преподобного Амвросия и причисление к лику святых Собора преподобных отцев и Старцев Оптинских.
Великий Оптинский старец Иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Гренков) родился в 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.
По окончании духовного училища и духовной семинарии был домашним учителем, а затем – преподавателем духовного училища в Липецке.
Еще в семинарии он заболел и дал обед стать монахом. Но только в 1839 г. по совету одного старца пришел в монастырь. В 1842 г. Александр был пострижен в Оптиной Пустыни с именем Амвросий, и через два года рукоположен в иеромонаха.
Продолжим словарную работу:
преподобные – святые из монахов, праведные
люди;
иереи –священники, совершающие богослужения и
таинства;
схима – высший этап в принятии монашества.
Рассудительность и прозорливость в отце Амвросии совмещались с удивительной материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Молва о старце, обладающем даром чудотворения, распространилось по всей России. И тысячи людей потянулись в Оптину к отцу Амвросию, ища духовной помощи. Несколько раз старец принимал Л.Н. Толстого. “Этот отец – святой. Я просто побеседовал с ним, и мне уже стало легче на душе. Когда говоришь с такими людьми, чувствуешь себя ближе к Богу” – вот отзыв великого писателя о старце.
Следует сказать, что отец Амвросий был тяжело болен. Врачи говорили, что если бы это был обыкновенный человек, то жизни ему оставалось не более полугода. Он прожил в таком состоянии более 30 лет.
С утра до поздней ночи с небольшими перерывами на обед и отдых принимал он посетителей. В краткие минуты отдыха батюшка прочитывал одну или две басни Крылова – ему нравились их народный язык, меткость и остроумие. Он и сам иногда высказывал в шутливом тоне заключенные в рифмованную форму, но духовно глубокие мысли и наставления. Вот некоторые из них:
“Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено,
там ни одного”;
“Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не
досаждать, и всем мое почтение”;
“Кто уступает, тот больше приобретает”;
“Скука – унынию внука, а лени – дочь”;
“Мы должны жить на Земле так, как колесо
вертится: только чуть одной точкой касается
Земли, а остальными непрестанно вверх стремится;
а мы как заляжем на Землю, и встать не можем”;
Самооправдание – большой грех. Самооправдание и
обвинение других, правильное и неправильное, не
успокаивает, а лишь более возмущает дух наш”.
Скончался преподобный старец в 1891 г. День памяти отмечается 10 (23) октября. Святые мощи его ныне почитают в возрожденной Свято – Введенской Оптиной Пустыни.
2. Работа по тексту “Письма…”.
Чтение “Письма…” вслух. Выявление уровня восприятия.
Определение жанра.
Письмо, послание – эпистолярный жанр, возникший в древней Греции, широко представлен в литературе светской и духовной. Так всем хорошо известны Послания Апостолов. В русской литературе известны эпистолярные рассказы (“Ванька” А.П. Чехов), повести (“Бедные люди” Ф.М. Достоевский). Лирические стихи в форме послания есть у Пушкина и Лермонтова. С. Есенин написал в стихах “Письмо к матери” и “Письмо деду”.
Особенности эпистолярного жанра.
- Наличие адресата и адресанта.
- Своеобразная композиция.
- Обращение к лицу или группе лиц.
- Обсуждения важных для адресанта и адресата проблем.
- Ярко выраженная публицистичность и эмоциональность.
Письмо старца Амвросия обращено к “превосходительной NN”.
У Апостола Иоанна Богослова есть послание, адресованное к “избранной госпоже”. Обращение к одному касается всех. Это характерно для духовной литературы, которая решает проблемы духовной цельности человека. Старец Амвросий указывает такие пути решения:
- Человек должен жить по заповедям.
- В духовной жизни человек должен иметь наставника.
- Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих.
- Все дела без смирения (а слово “смирение” этимологически связано со словом “мера”) бесполезны. Нравственная христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении.
Давайте прочитаем молитву Оптинских старцев текст молитвы оформлен как раздаточный материал. Следует обратить внимание на такие слова: “Руководи моею волею и научи меня: верить, надеяться, терпеть, прощать и любить”. Это и есть самые главные нравственные качества человека.
IV Подведение итогов.
Подводя итоги, мы с вами должны сказать о традициях и новаторстве в “Письме…”. Произведение отражает те традиции духовной литературы, которые вошли в русскую литературу, придав ей общечеловеческую значимость. Новаторство заключается в том, что в XIX в. старцы Оптинские возродили дело духовного воспитания человека вне идеологий и времени и доказали примером своей жизни, что “чистый идеальный христианин – дело не отвлеченное, а образно реальное”.
V Домашнее задание.