Тема урока: "Духовник всея Руси". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели:

  1. Знакомство учащихся с “великим деланием” Оптиной Пустыни и ее старцев.
  2. Расширение представлений о жанре письма и развитии духовных традиций.
  3. Закрепление умений читательской интерпретации.
  4. Воспитание эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству.

Оформление:

  1. Портрет старца Амвросия.
  2. Изображение икон преп. Амвросия и препп. Старцев Оптинских.
  3. Распечатка молитвы Оптинских Старцев.
  4. Материалы буклета “Оптина Пустынь”.

Дополнительная литература:

Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по руссому языку за курс основной школы. 9 класс. Изд. 9-е. Дрофа. М.2005г.

Эпиграф: “Вошел я к Старцу одним, вышел – другим”. (Н.В.Гоголь)

Ход урока.

I Сообщение темы урока.

II Подготовка к восприятию нового материала.

Беседа по заранее прочитанному (в качестве домашнего задания) тексту №8 “Исповедь” из сборника экзаменационных изложений для 9 класса по следующим вопросам:

1) О каком событии говорится в отрывке “Исповедь”?
2) Почему Николенька Иртеньев почувствовал себя изменившимся “внутренно”?
На этом этапе урока проводим словарную работу. Объясняем лексическое значение слов.

  • Таинство – священное действие, через которое Спасительное Сила Божия тайным образом действует на человека.
  • Таинство исповеди и покаяния – врачевание от духовных болезней и грехов, когда человек невидимо предстоящему Богу при посредстве священника исповедует свои грехи.
  • Духовник – священник, у которого исповедуются и получают духовные советы.

И завершающее задание – прокомментировать последнее предложение текста.

“Но вдруг мне пришла счастливая мысль: завтра утром чем свет идти или ехать в монастырь к духовнику и снова исповедаться, – и я успокоился.”

III Объяснение нового материала.

1. Рассказ об Оптиной Пустыни и старце Амвросии.

К концу XIX в. в России было более 1000 монастырей и около 100000 храмов. Оптина Пустынь – один из древнейших русских монастырей. Расположен он в живописной местности на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Земли обители пожертвовали Романовы по воцарении и строили ее сами подвижники “по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой”.

При Петре I из-за своей малочисленности Пустынь была упразднена, но 1727 г. ее вновь открыли. В конце XVIII в. митрополит Московский и Калужский Платон принял меры для восстановления в ней “общежительной жизни”. При митрополите Филарете Киевском началось духовное возрождение Пустыни. Она больше чем памятник архитектуры, культуры и истории. Это место где сообщество людей приблизилось к идеалу христианских отношений. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев.

Старчество – это особое благодатное дарование. Сам Бог призывает на это служение тех, кто имеет сострадательную жертвенную любовь; тех, кто чужие горести и падения воспринимает как свои собственные. Старцы – христианские пророки-утешители. Они “направляют души ко спасению и врачуют их от страстей”. Именно сюда, в Оптину, приезжали многие представители русской культуры: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин и многие другие.

Гоголь пишет следующее: “Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоуханье; все становиться приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше”.

Знаменитый монастырь стал реальным воплощением Святой Руси, центром подлинно христианского опыта и просвещения в России, и опыт старцев неотъемлемым элементом входит в духовную традицию русской культуры.

После Октябрьского переворота специальным декретом монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Обитель была разорена и разграблена.

Прошли годы, приближался великий юбилей – 1000-летий крещения Руси. 17 ноября 1998 г. Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. В год Тысячелетия произошло прославление преподобного Амвросия и причисление к лику святых Собора преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Великий Оптинский старец Иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Гренков) родился в 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.

По окончании духовного училища и духовной семинарии был домашним учителем, а затем – преподавателем духовного училища в Липецке.

Еще в семинарии он заболел и дал обед стать монахом. Но только в 1839 г. по совету одного старца пришел в монастырь. В 1842 г. Александр был пострижен в Оптиной Пустыни с именем Амвросий, и через два года рукоположен в иеромонаха.

Продолжим словарную работу:

преподобные – святые из монахов, праведные люди;
иереи –священники, совершающие богослужения и таинства;
схима – высший этап в принятии монашества.

Рассудительность и прозорливость в отце Амвросии совмещались с удивительной материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Молва о старце, обладающем даром чудотворения, распространилось по всей России. И тысячи людей потянулись в Оптину к отцу Амвросию, ища духовной помощи. Несколько раз старец принимал Л.Н. Толстого. “Этот отец – святой. Я просто побеседовал с ним, и мне уже стало легче на душе. Когда говоришь с такими людьми, чувствуешь себя ближе к Богу” – вот отзыв великого писателя о старце.

Следует сказать, что отец Амвросий был тяжело болен. Врачи говорили, что если бы это был обыкновенный человек, то жизни ему оставалось не более полугода. Он прожил в таком состоянии более 30 лет.

С утра до поздней ночи с небольшими перерывами на обед и отдых принимал он посетителей. В краткие минуты отдыха батюшка прочитывал одну или две басни Крылова – ему нравились их народный язык, меткость и остроумие. Он и сам иногда высказывал в шутливом тоне заключенные в рифмованную форму, но духовно глубокие мысли и наставления. Вот некоторые из них:

“Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного”;
“Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”;
“Кто уступает, тот больше приобретает”;
“Скука – унынию внука, а лени – дочь”;
“Мы должны жить на Земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается Земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на Землю, и встать не можем”;
Самооправдание – большой грех. Самооправдание и обвинение других, правильное и неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш”.

Скончался преподобный старец в 1891 г. День памяти отмечается 10 (23) октября. Святые мощи его ныне почитают в возрожденной Свято – Введенской Оптиной Пустыни.

2. Работа по тексту “Письма…”.

Чтение “Письма…” вслух. Выявление уровня восприятия.

Определение жанра.

Письмо, послание – эпистолярный жанр, возникший в древней Греции, широко представлен в литературе светской и духовной. Так всем хорошо известны Послания Апостолов. В русской литературе известны эпистолярные рассказы (“Ванька” А.П. Чехов), повести (“Бедные люди” Ф.М. Достоевский). Лирические стихи в форме послания есть у Пушкина и Лермонтова. С. Есенин написал в стихах “Письмо к матери” и “Письмо деду”.

Особенности эпистолярного жанра.

  1. Наличие адресата и адресанта.
  2. Своеобразная композиция.
  3. Обращение к лицу или группе лиц.
  4. Обсуждения важных для адресанта и адресата проблем.
  5. Ярко выраженная публицистичность и эмоциональность.

Письмо старца Амвросия обращено к “превосходительной NN”.

У Апостола Иоанна Богослова есть послание, адресованное к “избранной госпоже”. Обращение к одному касается всех. Это характерно для духовной литературы, которая решает проблемы духовной цельности человека. Старец Амвросий указывает такие пути решения:

  1. Человек должен жить по заповедям.
  2. В духовной жизни человек должен иметь наставника.
  3. Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих.
  4. Все дела без смирения (а слово “смирение” этимологически связано со словом “мера”) бесполезны. Нравственная христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении.

Давайте прочитаем молитву Оптинских старцев текст молитвы оформлен как раздаточный материал. Следует обратить внимание на такие слова: “Руководи моею волею и научи меня: верить, надеяться, терпеть, прощать и любить”. Это и есть самые главные нравственные качества человека.

IV Подведение итогов.

Подводя итоги, мы с вами должны сказать о традициях и новаторстве в “Письме…”. Произведение отражает те традиции духовной литературы, которые вошли в русскую литературу, придав ей общечеловеческую значимость. Новаторство заключается в том, что в XIX в. старцы Оптинские возродили дело духовного воспитания человека вне идеологий и времени и доказали примером своей жизни, что “чистый идеальный христианин – дело не отвлеченное, а образно реальное”.

V Домашнее задание.