Тема урока: "Крушение теории Раскольникова"

Разделы: Литература


В чём состоит преступление и наказание Раскольникова, по Достоевскому? Не в совершении уголовного преступления, а в создании собственного нравственного закона о праве сильной личности; наказание – не в муках совести, а в идейной неготовности героя отказаться от своей теории.

Вывод. Индивидуалистические идеи таят страшную опасность для человечества. Над душами людей могут властвовать не только чувства, страсти, но и отвлечённые теории.

Гуманистическая позиция Достоевского имеет огромное значение. Он провозглашает нравственный закон: всякая человеческая личности есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека. В лице Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что всякая человеческая личность обладает этой святостью и в этом отношении все люди равны.

В социальной ситуации, сложившейся сегодня в многонациональной России, большая нравственная ответственность ложится на учителя литературы, долженствующий и способный словом формировать моральный облик ученика. Современное звучание антигуманной теории Раскольникова предотвратит активное распространение экстремистских взглядов среди старшеклассников. И в этом видится актуальность данной темы.

Тема: Крушение теории Раскольникова.

Цели:

  • Дидактические:
    • развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;
    • постичь нравственный мир Достоевского.
  • Развивающие:
    • совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
    • умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
  • Воспитательные:
    • осмысление философии Ницше: идеи “сверхчеловека”, осознание опасности этой теории в многонациональной стране;
    • воспитание чувства толерантности.

Оформление доски:

  • дата, тема урока;
  • нравственно-философские понятия:
    • индивидуализм
    • гордыня;
    • эгоизм;
    • честолюбие;
    • тщеславие;
    • одиночество;
    • самодостаточность;
    • страдание;
    • сострадание;
    • любовь к ближнему;
    • всепрощение;
    • разочарование;
    • крушение;
    • развенчание;
  • теория литературы:
    • герой-идеолог;
    • внутренний конфликт;
    • мировоззрение писателя;
    • идейно-композиционная роль эпизода;
  • основные вопросы, ответы на которые помогут последовательно, целенаправленно и аргументированно развенчать теорию Раскольникова: В чём суть теории Раскольникова?

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Озвучивание темы и целей урока (см. Приложение, слайд № 1).

II. Лексическая работа

Цель: предупредить смешение понятий:

  • гордость-гордыня;
  • честолюбие-тщеславие;
  • самолюбие-себялюбие
  • одиночество-самодостаточность

Нравственное самосовершенствование: не только развитие положительных качеств человека, но и устранение негативных черт.

III. Работа над теорией литературы:

Герой-идеолог – герой-носитель определённой идеологии;

Идейно-композиционная роль эпизода: определение места и роли конкретной сцены в композиции романа для раскрытия идеи произведения;

Мировоззрение писателя – нравственно-философские принципы автора, отражающиеся в

  • картинах природы
  • репликах героев в их языке
  • поступках героев
  • речи повествователя…

IV. Проверка домашнего задания: подбор цитат из романа Достоевского “Преступление и наказание”, отражающие нравственно-философские взгляды героя до раскаяния и после (см. Приложение, слайд № 3)

Варианты цитат учителя :

    Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда больше её не будет, я не хочу дожидаться “всеобщего счастья”.

    Я сам хочу жить, а то лучше и не жить.

    “…хотя погибнуть на каторге, но опять примкнуть к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством замучило его”.

VI. Работа по теме

1. Прежде чем развенчать теорию Раскольникова, изложите суть его философии и докажите текстуально, антигуманность убеждений.

– Какая картина вырисовывается в результате анализа эпизодов: и какое влияние они оказали на формирование его теории?

  • описание Петербурга;
  • описание комнат Мармеладова, Раскольникова;
  • образ пьяной девушки;
  • сон Раскольникова;
  • разговор в трактире Раскольникова и Мармеладова?

Вывод: эти эпизоды являются свидетельством того, что Раскольников, ранимый, отзывчивый, добрый человек, способный сострадать, принимать чужую боль, слышать стоны души, раздирающейся от несправедливости мироустройства, от того, что “идти некуда”. А это значит, по Достоевскому, что в нём божественным разумом заложен “нравственный закон”.

2. Но, несмотря на то, что эти эпизоды вызывают у главного героя боль и страдание, как ни парадоксально, он больше уверовал в правоту своей теории. Сложно и противоречиво переплетаются социальные и философские аспекты, укрепляющие в сознании героя в необходимости появления сильной личности-благодетеля, защитника обездоленных, униженных, оскорблённых, спасителя мира от всеобщего зла, произвол и несправедливости. Вступают в конфликт разум и чувства героя - в этом суть внутреннего, а также нравственного конфликта героя.
Отсюда следует, что теория Раскольникова неустойчива , потому как противоречиво нравственное сознание творца философии.

3. Следующее продвижение в крушении теории происходит в результате обсуждения вопросов:

– Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность?

Учащиеся видят причины, лежащие на поверхности, – личностные: Лужин хочет жениться на сестре Дуне, которая жертвует собой во имя любви к брату. И не в двойничестве Лужина, его теории “целых кафтанов” кроятся причины особой враждебности, а в том, что ещё до эксперимента Раскольникова, цель которого заключалась в проверке своей теории, Лужин в стремлении “владычествовать” над Дуней относит Раскольникова к “разряду твари дрожащей”. И герой-идеолог это логически просчитывает: если Лужин – благодетель Дуни, а она смиренно принимает его власть, значит она “обыкновенный человек”. Но жертвует Дуня во имя брата. Логика ведёт к потрясающему выводу: обыкновенный человек, нуждающийся в покровительстве, не может жертвовать собой во имя “необыкновенного человека” - значит, Раскольников – “обыкновенный человек”. Здесь он подсознательно чувствует несправедливость своей теории: Раскольников, осознающий своё интеллектуальное превосходство, не может согласиться с этой логической цепочкой.

4. Почему самоубийство Свидригайлова потрясло Раскольникова?

По теории Раскольникова Свидригайлов принадлежит к разряду “свободных” и обладающих властью “над дрожащей тварью”, “над муравейником”. Но образ жизни и неудовлетворённость собою свидетельствуют о его несостоятельности, обречённости, одиночестве. Человек без нравственных убеждений оказывается загнанным в тупик.
Самоубийство Свидригайлова потрясло Раскольникова, потому что в его трагическом финале он видит и свою безысходность.
Таким образом, учащиеся приводят теорию Раскольникова к крушению.
Целью данного урока является не раскаивание героя, а развенчание его безнравственной философии. Важно отметить, что герой – идеолог не отказывается от созданного им безнравственного закона:
“Я не старушку убил, я себя убил, свой принцип”. Страдания героя связаны не с духовными заблуждениями, а с осознанием себя “твари дрожащей” как факта. Эта мысль усиливается благодаря обращению к словам В.Вересаева: (см. Приложение, слайд № 3)
“перечитываешь “Преступление и наказание” –   и недоумеваешь, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание”.
Учитель акцентирует внимание детей на том, что одержимость какой-либо идей не может быть преодолимой легко и безболезненно. Это мучительный и длительный процесс. Для усиления этой мысли предлагается учащимся обсуждение следующего вопроса:

5. С какой целью Достоевский соединяет в суждениях Раскольникова имена Ньютона и Наполеона?

Вывод: Герой-идеолог совершает убийство, чтобы доказать себе, что он необыкновенный человек, личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть Моральной ответственности.
Его тщеславные устремления сосредоточены на наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую муравейником. Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля униженных и оскорблённых к тщеславному властолюбцу.

Отсюда следует вопрос:

6. В чём состоит преступление и наказание Раскольникова, по Достоевскому?

Не в совершении уголовного преступления, а в создании собственного нравственного закона о праве сильной личности; наказание - не в муках совести, а в идейной неготовности героя отказаться от своей теории.
Вывод: Индивидуалистические идеи таят страшную опасность для человечества. Над душами людей могут властвовать не только чувства, страсти, но и отвлечённые теории.
Таким образом, учащиеся готовы ответить на вопрос:

7. Когда обозначилось крушение теории Раскольникова?

(В ответах могут быть предположения: после убийства старухи-процентщицы)

Правильный ответ: как только она зародилась в мыслях героя.
Теория Раскольникова имеет проекцию и в нашей жизни. Взаимосвязь между целью и средствами исследовалась давно.
На первом уроке в ходе составления нравственно-психологического портрета главного героя романа был проведён опрос:
Можно ли, с вашей точки зрения, построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?

(Результаты опроса см. Приложение, слайд № 4)

После раскрытия сущности преступления и наказания героя, постижения нравственного мира Достоевского проводится повторный опрос с тем, чтобы выявить, насколько достигнута воспитательная цель урока.

Для быстрого и организованного опроса рекомендуется учащимся отвечать на вопрос символами:

  • да – " +"
  • нет – "– "
  • затрудняюсь ответить – "?"

V. Создание диаграммы

Пока идёт подсчёт, учитель даёт под запись следующий текст:

Гуманистическая позиция Достоевского имеет огромное значение. Он провозглашает нравственный закон: всякая человеческая личности есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека. В лице Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что всякая человеческая личность обладает этой святостью и в этом отношении все люди равны.

VI. На экране высвечиваются результаты опроса

4% учащихся допускают, что ценой жизни нескольких людей можно достичь счастья всего человечества.

Сравнение результатов двух опросов:

– Как же Достоевский ответил на этот вопрос? (см. Приложение, слайд № 6)

(Запись в тетради)

– Счастье всего мира не стоит одной слёзы на щеке невинного ребёнка.

Вывод: 4% + 34% = 40% опрошенных поддерживают или склонны поддержать.