В чём состоит преступление и наказание Раскольникова, по Достоевскому? Не в совершении уголовного преступления, а в создании собственного нравственного закона о праве сильной личности; наказание – не в муках совести, а в идейной неготовности героя отказаться от своей теории.
Вывод. Индивидуалистические идеи таят страшную опасность для человечества. Над душами людей могут властвовать не только чувства, страсти, но и отвлечённые теории.
Гуманистическая позиция Достоевского имеет огромное значение. Он провозглашает нравственный закон: всякая человеческая личности есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека. В лице Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что всякая человеческая личность обладает этой святостью и в этом отношении все люди равны.
В социальной ситуации, сложившейся сегодня в многонациональной России, большая нравственная ответственность ложится на учителя литературы, долженствующий и способный словом формировать моральный облик ученика. Современное звучание антигуманной теории Раскольникова предотвратит активное распространение экстремистских взглядов среди старшеклассников. И в этом видится актуальность данной темы.
Тема: Крушение теории Раскольникова.
Цели:
- Дидактические:
- развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;
- постичь нравственный мир Достоевского.
- Развивающие:
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
- Воспитательные:
- осмысление философии Ницше: идеи “сверхчеловека”, осознание опасности этой теории в многонациональной стране;
- воспитание чувства толерантности.
Оформление доски:
- дата, тема урока;
- нравственно-философские понятия:
- индивидуализм
- гордыня;
- эгоизм;
- честолюбие;
- тщеславие;
- одиночество;
- самодостаточность;
- страдание;
- сострадание;
- любовь к ближнему;
- всепрощение;
- разочарование;
- крушение;
- развенчание;
- теория литературы:
- герой-идеолог;
- внутренний конфликт;
- мировоззрение писателя;
- идейно-композиционная роль эпизода;
- основные вопросы, ответы на которые помогут последовательно, целенаправленно и аргументированно развенчать теорию Раскольникова: В чём суть теории Раскольникова?
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Озвучивание темы и целей урока (см. Приложение, слайд № 1).
II. Лексическая работа
Цель: предупредить смешение понятий:
- гордость-гордыня;
- честолюбие-тщеславие;
- самолюбие-себялюбие
- одиночество-самодостаточность
Нравственное самосовершенствование: не только развитие положительных качеств человека, но и устранение негативных черт.
III. Работа над теорией литературы:
Герой-идеолог – герой-носитель определённой идеологии;
Идейно-композиционная роль эпизода: определение места и роли конкретной сцены в композиции романа для раскрытия идеи произведения;
Мировоззрение писателя – нравственно-философские принципы автора, отражающиеся в
- картинах природы
- репликах героев в их языке
- поступках героев
- речи повествователя…
IV. Проверка домашнего задания: подбор цитат из романа Достоевского “Преступление и наказание”, отражающие нравственно-философские взгляды героя до раскаяния и после (см. Приложение, слайд № 3)
Варианты цитат учителя :
Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда больше её не будет, я не хочу дожидаться “всеобщего счастья”.
Я сам хочу жить, а то лучше и не жить.
“…хотя погибнуть на каторге, но опять примкнуть к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством замучило его”.
VI. Работа по теме
1. Прежде чем развенчать теорию Раскольникова, изложите суть его философии и докажите текстуально, антигуманность убеждений.
– Какая картина вырисовывается в результате анализа эпизодов: и какое влияние они оказали на формирование его теории?
- описание Петербурга;
- описание комнат Мармеладова, Раскольникова;
- образ пьяной девушки;
- сон Раскольникова;
- разговор в трактире Раскольникова и Мармеладова?
Вывод: эти эпизоды являются свидетельством того, что Раскольников, ранимый, отзывчивый, добрый человек, способный сострадать, принимать чужую боль, слышать стоны души, раздирающейся от несправедливости мироустройства, от того, что “идти некуда”. А это значит, по Достоевскому, что в нём божественным разумом заложен “нравственный закон”.
2. Но, несмотря на то, что эти эпизоды вызывают у
главного героя боль и страдание, как ни
парадоксально, он больше уверовал в правоту
своей теории. Сложно и противоречиво
переплетаются социальные и философские аспекты,
укрепляющие в сознании героя в необходимости
появления сильной личности-благодетеля,
защитника обездоленных, униженных, оскорблённых,
спасителя мира от всеобщего зла, произвол и
несправедливости. Вступают в конфликт разум и
чувства героя - в этом суть внутреннего, а также
нравственного конфликта героя.
Отсюда следует, что теория Раскольникова
неустойчива , потому как противоречиво
нравственное сознание творца философии.
3. Следующее продвижение в крушении теории происходит в результате обсуждения вопросов:
– Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность?
Учащиеся видят причины, лежащие на поверхности, – личностные: Лужин хочет жениться на сестре Дуне, которая жертвует собой во имя любви к брату. И не в двойничестве Лужина, его теории “целых кафтанов” кроятся причины особой враждебности, а в том, что ещё до эксперимента Раскольникова, цель которого заключалась в проверке своей теории, Лужин в стремлении “владычествовать” над Дуней относит Раскольникова к “разряду твари дрожащей”. И герой-идеолог это логически просчитывает: если Лужин – благодетель Дуни, а она смиренно принимает его власть, значит она “обыкновенный человек”. Но жертвует Дуня во имя брата. Логика ведёт к потрясающему выводу: обыкновенный человек, нуждающийся в покровительстве, не может жертвовать собой во имя “необыкновенного человека” - значит, Раскольников – “обыкновенный человек”. Здесь он подсознательно чувствует несправедливость своей теории: Раскольников, осознающий своё интеллектуальное превосходство, не может согласиться с этой логической цепочкой.
4. Почему самоубийство Свидригайлова потрясло Раскольникова?
По теории Раскольникова Свидригайлов
принадлежит к разряду “свободных” и обладающих
властью “над дрожащей тварью”, “над
муравейником”. Но образ жизни и
неудовлетворённость собою свидетельствуют о его
несостоятельности, обречённости, одиночестве.
Человек без нравственных убеждений оказывается
загнанным в тупик.
Самоубийство Свидригайлова потрясло
Раскольникова, потому что в его трагическом
финале он видит и свою безысходность.
Таким образом, учащиеся приводят теорию
Раскольникова к крушению.
Целью данного урока является не раскаивание
героя, а развенчание его безнравственной
философии. Важно отметить, что герой – идеолог не
отказывается от созданного им безнравственного
закона:
“Я не старушку убил, я себя убил, свой принцип”.
Страдания героя связаны не с духовными
заблуждениями, а с осознанием себя “твари
дрожащей” как факта. Эта мысль усиливается
благодаря обращению к словам В.Вересаева: (см. Приложение, слайд № 3)
“перечитываешь “Преступление и наказание” –
и недоумеваешь, как могли видеть в романе
истасканную “идею”, что преступление будит в
человеке совесть и в муках совести несет
преступнику высшее наказание”.
Учитель акцентирует внимание детей на том, что
одержимость какой-либо идей не может быть
преодолимой легко и безболезненно. Это
мучительный и длительный процесс. Для усиления
этой мысли предлагается учащимся обсуждение
следующего вопроса:
5. С какой целью Достоевский соединяет в суждениях Раскольникова имена Ньютона и Наполеона?
Вывод: Герой-идеолог совершает
убийство, чтобы доказать себе, что он
необыкновенный человек, личность, способная
создать свой собственный закон, выдержать всю
тяжесть Моральной ответственности.
Его тщеславные устремления сосредоточены на
наполеоне, в котором он видит сильную личность,
правящую муравейником. Так незаметно происходит
скачок от честолюбивого благодетеля униженных и
оскорблённых к тщеславному властолюбцу.
Отсюда следует вопрос:
6. В чём состоит преступление и наказание Раскольникова, по Достоевскому?
Не в совершении уголовного преступления, а в
создании собственного нравственного закона о
праве сильной личности; наказание - не в муках
совести, а в идейной неготовности героя
отказаться от своей теории.
Вывод: Индивидуалистические идеи таят
страшную опасность для человечества. Над душами
людей могут властвовать не только чувства,
страсти, но и отвлечённые теории.
Таким образом, учащиеся готовы ответить на
вопрос:
7. Когда обозначилось крушение теории Раскольникова?
(В ответах могут быть предположения: после убийства старухи-процентщицы)
Правильный ответ: как только она зародилась в
мыслях героя.
Теория Раскольникова имеет проекцию и в нашей
жизни. Взаимосвязь между целью и средствами
исследовалась давно.
На первом уроке в ходе составления
нравственно-психологического портрета главного
героя романа был проведён опрос:
Можно ли, с вашей точки зрения, построить счастье
всего человечества ценой жизни нескольких людей?
(Результаты опроса см. Приложение, слайд № 4)
После раскрытия сущности преступления и наказания героя, постижения нравственного мира Достоевского проводится повторный опрос с тем, чтобы выявить, насколько достигнута воспитательная цель урока.
Для быстрого и организованного опроса рекомендуется учащимся отвечать на вопрос символами:
- да – " +"
- нет – "– "
- затрудняюсь ответить – "?"
V. Создание диаграммы
Пока идёт подсчёт, учитель даёт под запись следующий текст:
Гуманистическая позиция Достоевского имеет огромное значение. Он провозглашает нравственный закон: всякая человеческая личности есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека. В лице Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что всякая человеческая личность обладает этой святостью и в этом отношении все люди равны.
VI. На экране высвечиваются результаты опроса
4% учащихся допускают, что ценой жизни нескольких людей можно достичь счастья всего человечества.
Сравнение результатов двух опросов:
– Как же Достоевский ответил на этот вопрос? (см. Приложение, слайд № 6)
(Запись в тетради)
– Счастье всего мира не стоит одной слёзы на щеке невинного ребёнка.
Вывод: 4% + 34% = 40% опрошенных поддерживают или склонны поддержать.