Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию.

Оборудование урока: портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва” Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов” Р.М.Волкова; “Генерал П.И.Багратион” неизвестного художника; “Ветеран 1812 года” П.Е.Заболотского; грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”.

Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.)

- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. А лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий, а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение. (Обращаю внимание учащихся на портрет Лермонтова)

- Итак, закройте глаза и представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год.

2. Инсценирование диалога старого и молодого солдата

(Выходят два ученика, одетых в кивера; читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”)

3. Беседа с классом

- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?

(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)

- От чьего имени ведется рассказ?

(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)

  • Итак, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Перед Вами портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Вот примерно так выглядит рассказчик из стихотворения Лермонтова.
  • Каким Вы его представляете, судя по портрету? (Храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди)

- Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи.

- С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями)

- Перечитайте эти строки

Покажите голосом, что солдаты - богатыри, чтобы мы интонационно почувствуем их силу, могущество. (Читают 2-3 уч.)

- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!)

- Как Вы понимаете последние строки? (Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные, рассказчик подчеркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом)

- И вот мы на поле боя в с. Бородино! Как вы думаете, какое мощное орудие используется русскими солдатами в бою? (Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится)

  • Вот она перед вами (показываю иллюстрацию). Вот такая пушка у солдата-рассказчика, ведь он был артиллеристом. Русская артиллерия сыграла немаловажную роль в разгроме врага.
  • Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ... (одеваю кивер на ученика).

(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)

- Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух. Кто еще раз перечитает эти строки, чтобы мы почувствовали: Солдаты настолько любили Родину, им жизни не жаль было отдать? (Перечитывают 2 уч.)

- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)

- А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)

- Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.

- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)

- И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.

Вот люди, которые вели в бой русскую армию. (Показываю портреты)

Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии. Генерал Петр Иванович Багратион. Словно с них списан портрет командира - полковника.

- Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)

  • Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
  • “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
  • В каких словах полковника звучит тревога за судьбу России, понимание ответственности перед ней?
  • (“Ребята, не Москва ль за нами ...”)

- И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)

- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись)

- Почувствовали ли вы себя на поле боя?

- Кто прочитает наизусть этот отрывок так, чтобы мы прочувствовали жестокость, стремительность боя? (1-2 уч. Наизусть)

- Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя?

(На доске записаны строки из стихотворения:

1. Французы двинулись, как тучи ...
Земля тряслась, как наши груди ...
Носились знамена, как тени…)

- С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение)

2. Огонь блестел....
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...

- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: “Вам не видать таких сражений!”

Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы

завтра бой затеять новый
И до конца стоять ...”

Но французы отступают.

- Прочитайте шепотом последние строки стихотворения (стр. 156). А теперь - вслух.

- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).

- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)

- Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем - восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся)

4. Итог урока

- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.

- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов? (Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть.

Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой).

- В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

5. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события. Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился после нашего путешествия. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа.