Тема урока: "Как раскрывается характер русской женщины в поэме «Русские женщины»?"

Разделы: Литература


Ожидаемые результаты:

  • обобщить сведения о главной героине поэмы Некрасова, раскрыть смысл выражения "русской женщины";
  • продолжить формирование умений читать наизусть, по ролям, анализировать эпизоды;
  • развивать умения наблюдать за языком произведения;
  • вызывать чувство восхищения героиней, её нравственными качествами

Использованные ресурсы:

  • раздаточный материал;
  • учебное пособие;
  • медиа-ресурсы

I. Мотивационная часть.

1. Приветствие

2. Объявление темы урока и эпиграфа

Далек мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна моя судьба,
Но сталью я одела в грудь...
Гордись - я дочь твоя!...

Учитель. Узнаёте эти слова? Кто их произносит? В какой момент жизни? Данный эпиграф отражает тему? Как мы сможем сформулировать учебную проблему?

II. Организационный момент.

Класс делится на несколько групп, каждая группа получает своё задание. Ребята выбирают лидера в своей группе

Задание для первой группы.

Нет! что однажды решено -
Исполню до конца!

Пусть смерть мне суждена-
Мне нечего жалеть!...
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть

Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

Вернуться? Жить среди клевет,
Пустых и темных дел?...
Там место нет, там друга нет
Тому, кто раз прозрел!

Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба-
Я буду ей верна!

  1. Выделите основные черты характера героини.
  2. Что вы можете сказать об отношение автора к ней?

Задание для второй группы

Первоначально поэма имела другое название -"Декабристки".

  1. Что изменилось в восприятии поэмы с новым названием?
  2. Докажите, что новое название шире, глубже раскрывает понятие "русская женщина".
  3. Попробуйте нарисовать иллюстрации, какой вы её представляете героиню?

Задание для третьей группы

Подготовьте выразительное чтение начала поэмы до слов-

"Гордись - я дочь твоя?"

III. Рефлексия.

Учитель. Удалось ли ребятам верно определить черты характера княгини?

Ребята отметили, что княгиня уверена, что она сделала правильный выбор, она должна разделить судьбу мужа, перенести те испытания, которые выпали на её долю.

Она - женщина, жена, надежный и верный друг.

Автор восхищен её мужеством, упорством, самоотверженностью.

Как окончательное название поэмы расширило понятие "русская женщина"?

В творчестве поэта есть немало произведений, раскрывающих сильный, нежный характер русской женщины.

Это такие стихотворения, как "Вчерашний день, часу в шестом", стихотворения, посвященные матери.

Ребята обмениваются иллюстрациями, изображающими княгиню.

Давайте проанализируем нашу работу. Удалось ли нам раскрыть понятие "русская женщина"?

Над чем еще следует поработать?

 IV. Итоги урока

Учитель - Итак, ребята, давайте обобщим сказанное.

Как вы поняли смысл выражения "русская женщина"?

Ученики - На сегодняшнем уроке мы исследовали проблему женского счастья, женской верности, женской самоотверженности.

Поэт убедительно показывает, что русская женщина не только жена, но прежде всего верный друг, соратница, единомышленница.

Ученик - Я увидел, что русская женщина сильная, непреклонная в выполнении принятого решения. Она готова на величайший подвиг во имя любви к мужу.

Ученик - Русская женщина готова разделить горе и радость с любимым, готова поддержать силу духа, мужество, эти качества ставят её на необыкновенную нравственную высоту.