Тема урока: "Голубая да веселая страна…"

Разделы: Литература


Цели урока:

Обучающая – создать условия для уяснения учащимися следующих понятий:

  • история создания цикла «Персидские мотивы»;
  • стихи, вошедшие в цикл (чтение, восприятие, истолкование, оценка);
  • место лирического цикла «Персидские мотивы» в поэзии С. Есенина, его роль в творческой эволюции поэта;
  • теория литературы: лирический цикл (развитие понятия), биографическая основа лирических произведений поэта.

Развивающая – способствовать развитию у учащихся умений:

  •  соотносить произведение литературы со временем его создания и биографией поэта;
  •  анализировать и интерпретировать лирическое произведение: определять тема, основную идею, особенности композиции, выявлять художественные средства изобразительности, их роль в произведении, систему образов, авторскую позицию;
  •  формулировать свое отношение к произведению, собственную точку зрения, аргументировать ее;
  •  строить связное высказывание в соответствии с заданной темой, вести рассуждение в логике поставленного вопроса;
  •  самостоятельно добывать информацию, использовать различные способы ее переработки;
  •  вести диалог с учителем и одноклассниками: формулировать вопросы, вести обсуждение в процессе совместной деятельности;
  •  организовывать совместную деятельность: определять цель, этапы работы, формы, способы, средства достижения цели, делать выводы на основе анализа.

Воспитательная – способствовать формированию духовно-нравственных и гражданских качеств личности школьников:

  •  чувства гордости за русскую культуру, литературу;
  •  чувства патриотизма, неразрывной связи с Малой родиной;
  •  чистоту нравственного чувства: любовь к природе, к женщине, стремление к созидательной деятельности, умение признавать собственные ошибки и др.

Система уроков с использованием технологии учебного проекта

1 урок – I, II этапы проекта:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности.

2 урок – III этап проекта

  • осуществление деятельности

3,4 уроки – IV этап проекта

  • презентация проекта

Этап

Цели, задачи

Содержание учебного материала

Ожидаемый результат

I этап

Погружение в проект

1. Пробудить у уч-ся интерес к теме, создать эмоциональный настрой.

2. Определить круг проблем (проблемное поле), которые необходимо решить для того, чтобы понять авторский замысел.

3. Сформулировать основную (сквозную) проблему.

4. Выявить возможные источники информации.

5. Обсудить оформление результатов

1.Пролог

Звучит музыкальная композиция:

- симфоническая сюита Н.Римского-Корсакова «Шахеризада»
- сюжет из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов» («Половецкие пляски»)
- на фоне музыки ученица исполняет танец Шахеризады (элементы) и читает стихи Омара Хайяма в переводе Германа Плисецкого:

1. Много мыслей в моей голове, но, увы:
Если выскажу их – не сносить головы!
Только эта бумага достойна доверья.
О друзья! Не достойны доверия вы.

2. Не давай убаюкать себя похвалой –
Меч судьбы занесен над твоей головой.
Как ни сладостна слава, но яд наготове
У судьбы. Берегись отравиться хвалой!

$3.Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

4. Кто, живя на земле, не грешил? Отвечай!
Ну, а кто не грешил – разве жил? Отвечай!
Чем ты лучше меня, если мне в наказанье
Ты ответное зло совершил? Отвечай.

5. Светоч мысли, сосуд сострадания – мы.
Средоточие высшего знания – мы.
Изреченье на этом божественном перстне,
На бесценном кольце мироздания – мы.

2. Работа с классом

а) Слово учителя:

Удивительная это вещь, искусство! Вот зазвучала музыка (симфоническая сюита Н.Римского-Корсакова «Шахеризада»), пленительные, мудрые строки Омара Хайяма, и мы, подвластные волшебной силе, переносимся в иную эпоху, в иной мир, мир волшебных сказок, мудрых поэтов, звездочётов, целителей; слышим шум восточного базара, вдыхаем аромат восточных пряностей, ощущаем вкус восточных сладостей…(продолжает звучать музыка)

б) точно также в период с сентября 1924 по март 1925г. Сергей Есенин своим израненным сердцем «приложился к сказочной восточной стране Персии (так тогда назывался Иран).

Так появились стихи цикла «Персидские мотивы». И полилась «восточная сказка», созданная русским поэтом. Учащиеся читают полюбившиеся стихи:

- «Улеглась моя былая рана…»

- «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

- «Руки милой – пара лебедей…»

- «Никогда я не был на Босфоре…»

Обращаясь к ребятам, спрашиваю:

- А вам интересно было бы узнать, как состоялось знакомство С.Есенина с Востоком и каков был результат этого знакомства?

в) разработка схемы проекта:

- предмет изучения – лирический цикл С.А.Есенина «Персидские мотивы».

Обращаю внимание на то, что в этом выражении ключевым является слово Цикл.

Даём толкование значения этого слова:

1) Толковый словарь С.И.Ожегова:

«Законченный ряд каких-нибудь произведений»

2) Энциклопедический словарь:

«Ряд художественных произведений, объединяемых общностью действующих лиц, тематики или объединённых самим автором по жанровому, тематическому, эмоциональному признаку».

Создаётся эмоциональный настрой. Пробуждается интерес. Учащиеся создают в своём воображении картину сказочной восточной страны. Выстраивают ассоциативные ряды.
II этап Организация деятельности 1. Организовать учащихся в группы.

2. Определить задачи каждой группы

3. Определить роль каждого члена группы.

1 группа – 3 человека:

Коншин А.,
Богданов А.,
Банникова А.

«Голубая да веселая страна…»

(история создания цикла)

2 группа – 4 человека:

Кудреватых Д.,
Ахмерова К.,
Пашкевич Е.
Ясиковская Л.

«Сердцу снится страна другая…»

(Какой предстаёт перед нами есенинская Персия?

Какой видится «на расстоянии» поэту Россия?)

3 группа – 4 человека:

Саклакова О.

Хромовских И.

Кравченко К.

Рженёва А.

«Там живет задумчивая пери…»

(Каким предстаёт в стихах образ персиянки?

Каким в стихах цикла предстаёт образ россиянки?)

4 группа – 3 человека:

Шадрина Е.
Коротких Л.
Чуклова М.

«Быть поэтом – это значит то же…»

(Каким предстаёт автор, поэт в этом цикле?

- раздумья о своей судьбе
- раздумья о творчестве
- традиции восточной поэзии

Осуществляется индивидуализация обучения
III этап

Осуществление деятельности

Организовать поиск фактов и аргументов.

Собрать необходимую информацию, обработать её, подготовить к презентации.

Работа учащихся на уроке и дома с различными источниками информации. (приложения к уроку)

Идёт сбор необходимого материала, его переработка различными способами:

- конспектирование
- составление плана (краткого, развёрнутого, цитатного)
- подбираются необходимые цитаты в тексте, делаются закладки, выписки в тетрадь и т.д.

Ученики отрабатывают навыки работы с различными источниками информации, умение перерабатывать информацию.

Учатся работать в группах, организовывать свою деятельность самостоятельно

IV этап

Презентация

Произвести анализ проделанной работы дать самооценку и оценку со стороны. Продемонстрировать результаты. а) Каждая группа представляет результаты своей работы по плану:
  1. Какая проблема была поставлена перед группой?
  2. Как вы определили цель своей работы.
  3. Как были распределены задания между членами группы?
  4. Какие вы избрали формы работы?
  5. Какую интересную информацию по проблеме получили в ходе работы?
  6. Какой получили результат? (сформулировать вывод)

б) Учитель подводит итоги, даёт оценку работы каждой группы и каждого ученика.

Учащиеся представляют свои проекты (презентуют) в форме:

- отчёта

- литературной композиции

- мультимедийной презентации

- сочинения