Тема урока: "Красота и богатство лирики Есенина"

Разделы: Литература


Много красоты и богатства таятся
в глубоко человечной лирике Есенина.
Удивительная способность поэта раскрывать
читателю прелесть самой жизни,
заражать его великой любовью к Родине...
К. Белинский.

Его поэзия есть как бы разбрасывание
пригоршнями сокровищ его души.
А. Н. Толстой.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

(После первого куплета песни, читается отрывок из книги В. Астафьева “Затеси”.)

“Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и весел...” - доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то бежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем”.

Вся поэзия С. Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется из самого сердца, как “песнь простая”. А не достигается ли эта простота и легкость путем нелегкого преодоления сложностей и трудностей? А сложностей в жизни поэта было немало.

Задача сегодняшнего урока — проникнуть вглубь, в “секрет” обаяния стихов Есенина на примере одного из самых совершенных его произведений и на основе углубленного анализа прийти к осмыслению всей поэтической системы замечательного поэта, а также обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности.

II. Проверка домашнего задания (ответы на вопросы).

1. В чем художественный смысл и назначение есенинской цветописи?

1. Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими, контрастными тонами. С синим непременно сочетается золотой, яркое красное пятно выделяется на зеленом. Вот характерная картина: “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”. Но цвет не только живописен, с каждым цветом связан определенный смысл: зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.

Синий цвет - цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”.

Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.

2. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, “златая, Русь”, “Земля моя златая!”, с другой — “догорит золотистым пламенем из телесного носка свеча”. “увяданья золото”, “Куст волос золотистый вянет”. В есенинской любви к Родине есть “грусти ивовая ржавь”.

Красный, багряный говорят о близости конца. “Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась”.

Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: “Отцвела моя белая липа”, “белых яблонь дым”.

“Гой ты, Русь моя родная...”
“Черная, потом пропахшая выть!...”
“Не бродить, не мять в кустах багряных...”
“Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…”
“Разбуди меня завтра рано ...” и др.)

2.Найти в стихах Есенина образы дерева и подумать, как они связаны с образом лирического героя?

У каждого дерева в стихах Есенина есть индивидуальный облик: девушки — березки, двойник героя — клен. В стихотворении “Певущий зов” ярко выражена мысль о гармонии человека и природы, о всеобщем братстве людей: “Все мы яблони и вишни голубого сада”.

3.Слово учителя.

И образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина. В них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что растения, и животные, и их старший брат человек — дети единой матери-природы, символом которой является дерево.

III. Чтение стихотворения “Отговорила роща золотая...”

IV. Анализ стихотворения. Беседа

- Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на первую строку. Вы уже знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад.

1. Какие особенности вы здесь заметили?

- Образ рощи. Деревья — это сам поэт, тем более что здесь роща отговорила как человек.

- Цвет: роща золотая, это цвет увядания, но торжественного, царственного, ведь не желтая, а золотая.

- Инверсия. Прямой порядок слов был бы менее поэтическим.

Учитель: Мы уже с первых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта. Этому служат и образ рощи, и олицетворение, и эмоционально окрашенный цвет, и поэтизация речи с помощью инверсии. Слова — антонимы веселым и печально прямо выражают эмоцию.

2. А все стихотворение веселое или печальное?

- Конечно, печальное, о веселом только воспоминание.

З. Но разве это прошлое исчезло?

- Перечитайте вторую строфу.

- Какие вы здесь выделите ключевые образы? Вспомните другие стихи Есенина, где они встречаются?

- Образ дома, дом — это родина, воспоминание о детстве, матери, это то, что человек покидает и потом грустит. Можно вспомнить многие стихи Есенина, где есть образ дома. “Низкий дом с голубыми ставнями...” - там тоже дом, куда стремится поэт. “Письмо матери”, там мать грустит о сыне, покинувшем дом.

-Образ странника часто встречается у Есенина. “дух бродяжий” в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу...” Есть еще: “Брошу все. Отпущу себе бороду и бродягой пойду по Руси”.

Учитель:А помните это: “Не вернусь я в отчий дом, вечно странствующий странник. Об ушедшем над прудом пусть тоскует конопляник?”

Видите, образы второй строфы проходят через многие стихи Есенина, здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле.

4. Какие это мысли?

-О краткости жизни. Человек только странник в мире.

-Но и жалеть его не надо: так должно быть, это закон жизни.

-Дом — это что-то прочное, человек уходит, а дом остается.

-А жизнь — дорога, человек путник.

-Конопляник грустит об ушедшем, человек и природа едины, как мать грустит о сыне, так же и природа: пруд, месяц.

Учитель: Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идет о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы. Ощущение гармонии возникает не только из того, что здесь прямо говорится о взаимосвязи человека и природы, но и из того, как нарисована картина. Голубой пруд и широкий месяц над ним - картина спокойная, уравновешенная, взгляд наш охватывает низ и верх, горизонталь и вертикаль, получается нечто симметричное, устойчивое и цвет здесь контрастный, - голубой и золотой, красивый и яркий. Это создает впечатление прочного, незыблемого, вечного. А рядом динамика: образ странника, дороги мгновение, времени. И все это вместе прекрасно.

5. Теперь посмотрим, как нарисованы в третьей и четвертой строфах прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить, какую роль играет цвет?

-Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: “души сиреневую цветь”. Сирень - весенние цветы, и душа в юности цветет, как сирень.

- Прошлое - зеленая, светлая, веселая березовая роща.

-Настоящее - голая равнина, одиночество, печальные журавли.

-Настоящее окрашено в золотой и красный - цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябины горят, как костер.

6. А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Он несколько раз повторяет: “Не жаль”.

Ему в самом деле не жаль прошлого? Вы чувствуете, что все стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Почему же возникает такое чувство, ведь слова повторяют: “He жаль”? А помните: “Не жалею, не зову, не плачу...” там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов.

- Наверное, потому, что когда человек говорит спокойно, трагедия еще сильнее чувствуется.

7. Но разве здесь тон спокойный?

Учитель: Слова говорят: “Не жаль”, а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление.

- Первая строфа звучит плавно, а четвертая напряженно. В первой строфе фразы занимают по две строки, а в четвертой каждая строка - отдельное предложение.

Учитель: Все наблюдения верны. Каждая новая строка в четвертой строфе произносится с большим напряжением, чем предыдущая. Это усиливает трагизм, который выражен смыслом слов. Трагизм усиливается постепенно и кульминация его - в 4 и начале 5 строфы. Поэт как бы заклинает себя вопреки своему чувству, не дает ему овладеть собой. Строка “Не жаль мне лет, растраченных напрасно” и синтаксически и цезурой делится на две половины.

8. Сравните их значение и звучание.

- Эти части контрастны по значению. Вторая отрицает то, что сказано в первой. Раз напрасно, значит уже жаль. И звучат они по-разному, во-второй половине преобладает звук [р], его не было в первой половине. Контраст звуков усиливает контраст слов, их смысла.

9. Что помогают понять эти наблюдения?

- Смысл стихотворения составляют не только значение слов, образы. Стих в единстве с звучащим словом составляют самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха — это и есть суть стихотворения. B ней необычная простота, естественность, легкость.

Учитель: После этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Ведь уход жизни — закон природы, общий и для дерева и Для человека. “Дерево роняет тихо листья”, и поэт уже не кричит в тоске, а роняет “грустные слова”. Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафорический образ, ветер — время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья. Таком рода раздумья есть и в других стихах Есенина, например, “Спит ковыль. Равнина дорогая..”, “Русь советская”.

B конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама, в которую заключено многоцветное чувство придает стихотворению композиционную завершенность. Поэт утверждает величие жизни на земле, говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Прошлое и настоящее освещают друг друга: на юности лежит отблеск печального настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя красоту “юности веселой”. Главной мыслью стихотворение перекликается со многими другими стихами Есенина. (“Не жалею, не зову, не плачу..”), где мысль о смерти оборачивается утверждением жизни, осознание краткости жизни заставляет ценить человека и землю, на которой он живет. Эти стихи говорят о вечном, общечеловеческом, они чрезвычайно созвучны созданию человека нашей эпохи.

10. Как связаны между собой в есенинской поэзии раздумья о жизни вообще и мысли о Родине и революции, а для этого сопоставить стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Русь советская”

(Индивидуальное задание)

- Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. Одна и га же любовь к земле, Родине, природе, человеку движет Есениным, когда он размышляет о судьбах родной земли и о судьбе отдельного человека. Одна и та же русская душа проявилась в его лирике. Но есть и различие. В “Руси советской” поэт наблюдает приметы нового в деревне. В стихотворении “Отговорила роща золотая...” его размышления приобретают общественно-философский характер, но это мысли и чувства русского поэта, принявшего революцию, утверждающего высокую ценность народно-национального взгляда на жизнь -народной философии, поэзии, нравственности. Здесь видна глубинная связь народности и революционности, национального и общечеловеческого, жизни народа на определенном историческом этапе и бытия. Стихи раскрывают Мироощущение русского человека переломной эпохи, в нем главное обращение к будущему.

Подведение итога.

В чем сила этого стихотворения, почему оно так “берет за душу”?

Это стихотворение написало с предельной искренностью, обнаженностью души лирического героя, оно таит в себе бесстрашный суд над собой. Это стихотворение написано кровью сердца. Чего стоит поэту горькое признание в растраченных годах или о словах - ненужном коме листьев и эта открытость находит отклик в душе читателя. Как сказал Есенин:

Быть поэтом - это значит то же.
Если правды жизни не нарушить.
Рубцевать себя по нежной коже.
Кровью чувств ласкать чужие души.

Это свойство, которым обладают подлинно великие поэты. Вот этой искренностью, непосредственностью выражения самого сокровенного, волнующего каждого человека, Есенин жив и в наше время, воздействует на современную поэзию.