Тема урока: "И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак"

Разделы: Литература


БАСНЯ ЕСТЬ ПОЭЗИЯ РАССУДКА.
В.Г. Белинской.

ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ -
ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ.
В.Г. Белинской.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.

-О ком эти строки?

2.Рассказ учащегося об И.А. Крылове.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

1. И.А. Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

2. Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

З. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. И народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов ...”

4. По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова — “книга мудрости самого народа”. В.Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. B наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

5. Иногда задумываешься, а что, если в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и “мыслили” по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, все бы и пропало. Ведь “душа” крыловской басни в этом “органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном”.

6. Крылов отрицательно относился к царю Александру 1, который много обещал, но ничего не сделал для народа. Царя и министра он высмеивал в басне “Квартет”.

7. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако, законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

8. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

I. Чтение басни “ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК”.

Анализ басни и беседа по вопросам.

1. Учитель читает начало басни.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

- Как Вы понимаете эти слова? К каким случаям жизни их можно отнести?

2. А теперь медленно читаем саму басню. Тот случай из жизни, о котором ведется рассказ:

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вон...

Как видим все прекрасно,

-Но дальше что?

-Что выйдет из всех этих огромных усилий?

-Читаем следующую фразу: “... а возу все нет ходу!”

-В чем же дело? В чем причина?

-Почему же “возу все нет ходу!”?

-Может быть, им было очень тяжело?

Нет, “поклажа бы для них казалась и легка ...” Но в чем же дело?

Да Лебедь рвется в облака
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду

-А почему? Они не могут иначе. Против природы не пойдешь.

-А каков результат их совместной деятельности?

Да только воз и ныне там.

Итак, как видим, все герои басни:

1. взялись за хорошее дело - везти с поклажей воз;

2. взялись дружно, верно, “И вместе трое все в него впряглись”;

З. все старались: “из кожи лезут вон”

-Но почему ничего не получается? Им не надо было браться. Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. В результате — провал.

-А теперь опять вернемся к морали басни, помещенной перед текстом рассказа.

-Какой смысл вкладывает Крылов в слово “Согласье”?

Видимо, единство целей, действий и способов действий.

Основой для басни послужил конкретный факт — критика Государственного Совета. Но этот факт уже не столь важен. Важно само произведение- басня.

- А что же такое басня?

Что такое басня, каждый знает с детства:

  • короткий рассказ;
  • часто стихотворный,
  • обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески,
  • и при нем короткая мораль, прямо формулирующая идея рассказа.

Итак, прочитанное нами произведение — басня.

4. А теперь выполним задание. Ребята выразительно прочитают стихотворения. Наша задача — определить можно ли его назвать басней?

И. Демьянов “НАТАША И ВОРОТНИЧОК

Наташа свой воротничок ругала:
-Из-за тебя я так устала.
Я у корыта целый день,
Раз пять тебя стирала.
Как пачкаться тебе не лень?
Сняла, а ты опять, как сажа,
Чернее даже!
Хотя бы совести на пятачок!
- Согласен я, - сказал Воротничок;
Устала ты, бедняжка, у корыта,
Но на себя должна ты быть сердита
И мне напрасно делаешь упрек.
И все же я, тебя жалея,
Хочу по-дружески сказать:
Ты лучше чаще вымой шею,
Тогда не будешь часто так стирать!

- Басня ли это?

С. Погореловкий “ТРУДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”

В тревоге и смятении
Встречается сына мать:
-Ну что по поведению?
-Да троечка опять!
-Ах, что за наказание?
-А чем я виновата?
Домашнее задание
Писал мне старший брат,
Ты делала сложение,
Делил и множил дед.
Но хуже с поведением:
Помощников — то нет!

-Вспомним, что такое басня. Определите, является ли оно басней?

А. Измайлов “ЛЕСТНИЦА”.

Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними городилась.
Шел мимо человек, на лестницу взглянул,
Схватил, перевернул —
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится, и глядишь: как раз слетит.
Возьмем в пример наполеона
Как сатана с небес; так он слетел со трона.

Подведение итога:

Сегодня мы познакомились с басней Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.

-Чему учат нас басни Крылова?

Они разоблачают хвастунов, самоуверенных берущихся не за свое дело. Есть у Крылова басни, в которых нет выводов, но сама сцена, коротенький сюжет заставляет задуматься. Произведения Крылова останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актер, художник, музыкант. Он сам читал свои басни. И замечательно!

5. Чтение ученицей стихотворения.

М.В. Исаковского о Крылове и его Баснях.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Викторина по басням И.А. Крылова.

1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

В Петербурге, в Летнем саду.

2.Что означает слово “квартет”?

Музыкальное произведение для четырех инструментов.

3.Из каких басен взяты эти сроки?

А) Да только воз и ныне там. (Лебедь, Щука и Рак.)

Б)

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (“Стрекоза и муравей”)

В)

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (“Квартет”.)

Г)

Вертит очками так и сяк,
То к темю их прижмет,
То их на хвост нижет,
То их понюхает, то их полижет,
Очки не действуют никак. (“Мартышки и очки”).

Д)

У сильного всегда бессильный виноват.
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем. (“Волк и ягненок”).

Е)

Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право сказки! (“Ворона и Лисица”).

Ж)

Он порча, он чума, он язва здешних мест!
А Васька слушает, да ест. (“Кот и повар”).

З)

Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.  (“Слон и Моська”).