Тема урока: "Достоевский и музыка"

Разделы: Литература


Отношение к личности Достоевского, как и к его творчеству, никогда не было однозначным. Слишком сложен, противоречив и глубок мир Достоевского. Многие писатели расходились во мнении о нем. Современники Катков и Анненков думали, что после каторги Достоевский исчерпал себя, Кнут Гамсун говорил о том, что «Достоевский - единственный художник», у которого он «кое-чему научился», а Бердяев был уверен в том, что все лучшее в литературе и культуре начала XX века связано с Достоевским.

Для А. Камю Достоевский был писателем, который объяснил трагедию XX века. «Сначала я восхищался Достоевским потому, что он мне открывал человеческую душу,- писал Камю.- Но очень скоро, по мере того, как я все острее чувствовал драму моей эпохи, я полюбил в Достоевском человека, который пережил и объяснил нашу историческую судьбу».

Противоречивые оценки Достоевского объясняются сложностью личности самого писателя, многогранностью его творчества. Писатель-пророк, гуманист, взывающий к состраданию, художник, безгранично верящий в человека, мятущийся, ищущий, страдающий. Таков Достоевский.

Изучение духовного мира писателя и его творчества будет неполным, если не показать его связи с музыкой. Связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны – это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке.

После появления книги М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» утвердилось понятие полифонии (многоголосия) как основополагающего принципа построения его произведений. «И в этом смысле он может быть уподоблен художественному целому в полифонической музыке: пять голосов фуги, последовательно вступающих и развивающихся в контрапунктическом созвучии, напоминают «голосоведение» романа Достоевского»,- писал в своей работе Бахтин.

Герои Достоевского ищут истину. Писатель предоставляет им право отстаивать свои убеждения, он слышит и умеет различать в себе голоса своих героев одновременно. Многоголосие его героев – это и есть полифония. Отсюда – неиссякаемый интерес Достоевского к сложности души и неоднозначности мира.

Конечно, в рамках одного урока невозможно осветить все проблемы, связанные с темой «Достоевский и музыка». Однако такой урок поможет глубже понять как личность писателя, так и его творчество.

Наглядный материл :

  1. Портреты Ф.М. Достоевского (художники Перов, Глазунов), А. Достоевской.

  2. Иллюстрации к романам Достоевского И. Глазунова.

Музыкальный материал :

  1. Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 2.

  2. Вивальди Concerto in G minor for violin, string and bass, allegro.

  3. Скрябин. Прелюдия соч. 32 № 1.

  4. Шопен. Ноктюрн cis-moll до # минор.

Эпиграфы к уроку:

Но это была не музыка…
Целое отчаяние выливалось в этих звуках…
Ф.М. Достоевский «Неточка Незванова»

Сострадание есть главнейший и,
может быть, единственный закон
бытия всего человечества.
Ф.М. Достоевский

Эмоциональное вступление.

Музыка. Прелюдия Скрябина соч. 32 №2

Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский»:

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Это стихотворение, посвященное Достоевскому, Владимир Набоков написал в 1919 году, в один из самых сложных периодов своей жизни. Думается, что не случайно на пороге страшных катастроф и потрясений Набоков обращается именно к Достоевскому. Стихотворение звучит как мольба. Прошло без малого сто лет, а мы снова и снова в трудные и светлые минуты своей жизни возвращаемся к творчеству Достоевского. Почему? Хотим понять тайну писателя или тайну собственной жизни? Ищем ответы на извечные вопросы? Пытаемся постичь истину?

Достоевский и музыка… На первый взгляд кажется, что понятие музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. Между тем творчество Достоевского связано с музыкой неразрывными узами.

- Какую же роль играла музыка в жизни и творчестве Достоевского?

- Какое значение имеет наследие писателя для музыки?

Эти и многие другие вопросы – в центре нашего урока.

Работа с портретами.

Взгляните на портреты Достоевского (портрет художника В. Г. Перова 1872 года, рисунок Н.П. Соколовой 1869 года).

- Если бы вам пришлось запечатлеть облик Достоевского в словах, какие бы главные вы подобрали?

К внешности Достоевского, как и к творчеству его, не было однозначного отношения. Многие современники оставили воспоминания о писателе, о том впечатлении, которое он производил на них.

Свидетельствует Анна Григорьевна (жена писателя):

Ни один человек в мире, ни прежде, ни после, не производил на меня такого тяжелого, поистине удручающего впечатления, какое произвел на меня Федор Михайлович в первое наше свидание. Я видела перед собой человека страшно несчастного, убитого, замученного. Он имел вид человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу; человека, которого поразила какая-нибудь страшная беда.

Луи Леже:

Его глубоко посаженные глаза и сведенное судорогой лицо с первого взгляда свидетельствовали о том, что перед нами мятущийся гений, перенесший, долгие испытания.

С.Д. Яновский:

Лицо Достоевского было незабываемо. Всмотритесь, и чуть найдёте человека с самым глубоким взглядом, таким, какого ни у кого нет, то смело подходите, это он.

Георг Брандес:

Вглядитесь в лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину физиономия преступника, плоский нос, маленькие буравящие глаза под веками, дрожащими от нервозности, выразительный рот, который говорит о бесчисленных муках, о глубокой, как пропасть, скорби...

B.C. Соловьев:

Это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительно духовной жизни.

Н.Н. Фон-Фохт:

Как все великие люди, Достоевский был очень переменчив. Большей частью - угрюм и суров, но в редкие минуты воодушевления открыт и прекрасен.

- Каким вы увидели Достоевского?

- Почему его портреты так непохожи?

- Почему и со страниц бесчисленных книг перед нами предстает разный Достоевский?

- Каким же он был на самом деле?

Я приглашаю вас перелистать страницы творчества большого художника. Может быть, тема «Достоевский и музыка» поможет нам увидеть писателя немножко по-другому (не мрачным!).

Окунемся мысленно в атмосферу блистательного XIX века. Сороковые годы - один из самых значительных периодов в истории русской культуры.

- Какие произведения художественной литературы появляются в это время?

- Произведения каких композиторов увидели свет? Какие произведения?

- В сороковые годы появляются «Мертвые души» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, пьесы Островского, происходит первое представление оперы Глинки «Руслан и Людмила», любители музыки знакомятся с искусством Полины Виардо, Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Уле Булля, Генриха Эрнста.

Именно в сороковые годы определился страстный интерес Достоевского к музыке и театру. Какой же музыкой увлекался Достоевский? Что слушал он? Какие концерты посещал?

Доктор А.Е. Ризенкампф, бывший другом Достоевского, оставил об этом свои воспоминания:

«В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 января 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную цену билетов, мы с Федором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта. Весною 1843 года... во время великого поста Достоевский посещал концерты вновь прибывшего Листа, знаменитого тенора Рубини и кларнетиста Блаза.

Игра Уле Булля покорила Достоевского, вызвала глубокий отклик в душе писателя. Он уходил с концертов замечательного норвежского музыканта потрясенный и взволнованный до слез.

Свидетельствует В.Ф. Одоевский:

«... Как могущественно влияние гения! Когда Уле Булль держит в руках свою дивную скрипку - всё покорно ему. Масса людей становится одним человеком».

Ф.А Кони:

«Что такое душа в музыке? Это способность придавать бесчувственному инструменту жизнь и извлекать из него звуки, которые нежат слух, западают в сердце; это дар управлять по произволу толпою слушателей, вызывать на глаза их слезу тихой грусти или возбуждать в сердцах их безотчетную радость. Этою-то способностью, этим даром вполне владеет Уле Булль».

А.Н. Серов:

«Вот истинно гениальный скрипач! По-моему, главная отличительная черта настоящей гениальности есть оригинальность, и именно это качество, прежде всего, замечается в игре скандинавского артиста... с первых звуков его волшебной скрипки вся душа моя к нему приковалась...».

В эти годы в Петербурге давал концерты и скрипач Генрих Эрнст. В его музыке многие искали и находили отклик своим чувствам и переживаниям. Наибольший успех у слушателей имела задушевная Элегия; в петербургских салонах говорили, что Элегия была написана скрипачом после смерти его жены. Нежные звуки скрипки будто молили о помощи, в них было столько страстной и глубокой правды, сколько скорби и отчаяния, что многие плакали, слушая музыку Эрнста.

- Почему выступления скрипачей так волновали Достоевского, волновали до такой степени, что отзвуки этих выступлений мы слышим на страницах его произведений?

Звучит музыка. Вивальди Concerto in G minor for violin, strings and bass, allegro.

В сороковые годы появляется роман Достоевского «Неточка Незванова». Это произведение свидетельствует о том, какое воздействие на писателя оказали встречи с музыкантами, посещение театров и концертных залов.

Любовь Федоровна, дочь писателя, рассказывает о музыкальной атмосфере, которая в ту пору окружала Достоевского:

«... В Петербурге 40-х годов самыми интересными были салоны, в которые допускались только поэты, художники и знаменитые музыканты. Таков был салон князя Одоевского... графа Соллогуба... графов Виельгорских. Все эти господа добивались знакомства с Достоевским, приглашали его к себе и сердечно принимали. Отец мой особенно хорошо чувствовал себя у Виельгорских, в чьем доме звучала превосходная музыка. Достоевский горячо любил музыку.

Граф Виельгорский, будучи страстным меломаном, покровительствовал музыкантам и умел отыскивать их в самых темных уголках столицы. Возможно, что удивительный тип нищего, пьяного, самолюбивого, завистливого скрипача, которого граф Виельгорский мог отыскать на чердаке, выступавшего на одном из его музыкальных вечеров, произвел впечатление на моего отца, и его роман «Неточка Незванова» связан с графом Виельгорским».

И.Глазунов. Илл. к роману «Неточка Незнанова».

Роман «Неточка Незванова» - это роман о судьбе музыканта Ефимова, который загубил себя, загубил свой талант, загубил свою семью. История его проста и чем-то напоминает историю Чарткова из повести Гоголя «Портрет».

Ефимов был вольнонаемным музыкантом, играл на кларнете в крепостном оркестре. Он подружился с итальянцем, капельмейстером, который, по слухам, водил дружбу с дьяволом. Этот-то итальянец и выучил играть Ефимова на скрипке.

После шестилетних мытарств попадает Ефимов в Петербург. Он стремится разгадать тайну исполнительского искусства, потому что только так можно доказать собственное превосходство над другими. Но бесплодные поиски приводят к опустошению души к зависти и ненависти к действительно талантливым исполнителям.

Обратимся к наиболее ярким музыкальным эпизодам романа. Какие это эпизоды?

Дважды в романе звучит одна и та же музыка, одна и та же музыкальная пьеса. Но музыка звучит по-разному. Нам нужно разобраться почему.

Сначала мы слышим пьесу в исполнении Ефимова, он возвращается с концерта гениального скрипача и пытается воспроизвести на своей скрипке услышанное. Ефимов потрясен, раздавлен, жалок.

Темная каморка, одинокая свеча... Ефимов играет на скрипке. Одна лишь напуганная девочка слушает его.

«Музыка началась, но это была не музыка... Это были не звуки скрипки, а как будто чей-то ужасный голос загремел в первый раз в нашем темном жилище... Я твердо уверена, что слышала стоны, крик человеческий, плач; целое отчаяние выливалось в этих звуках, и наконец, когда загремел ужасный финальный аккорд, в котором было все, что, есть ужасного в плаче, мучительного в муках, тоскливого в безнадежной тоске, все это как будто соединилось разом...»

Музыкальные образы помогают нам понять, что чувствует несчастный.

Жизнь его загублена, и сам он давно мертвец.

Через некоторое время та же самая Неточка слышит эту же пьесу в исполнении гениального скрипача.

В описании музыки, несомненно, сказались впечатления Достоевского от выступлений Уле Булля и Генриха Эрнста.

Зачитываем эпизоды романа, где звучит музыка.

Одинаково ли звучит музыка в этих эпизодах? (По-разному).

Почему?

И у Ефимова, и у прославленного скрипача музыка говорит не о радости, а о страдании, потому что, по Достоевскому, музыка - чаще всего голос замученной души, звуковое выражение дисгармонии мира. Ефимов мог рассказать только о трагедии собственной жизни, а достигший вершин искусства скрипач - о страданиях человечества. Именно это и услышала Неточка. Музыка - основа «Неточки Незвановой». Это атмосфера, в которой живут герои, она как бы определяет их судьбы.

Это голос человеческой души, выражение затаенных мыслей и чувств. Музыка в романе выступает как искусство романтическое и таинственное, как предчувствие и ожидание несбыточного счастья. Это чисто романтическое представление о музыке характерно для творчества Достоевского 40-х годов.

Звучит музыка Вивальди.

Вернемся в 40-е годы. Одним из самых значительных событий музыкальной жизни России были выступления Листа. Он исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шуберта.

8 апреля 1842 года на одном из таких концертов присутствовали Достоевский, Серов и Стасов. Стасов написал о неизгладимом впечатлении, которое на него и Серова произвел первый концерт Листа:

«Мы клялись один другому, что этот день... отныне и навеки будет нам священен и до самой гробовой доски мы не забудем ни одной его черточки. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своём веку...».

И.Глазунов. Безумный музыкант.

Через несколько лет Достоевский присутствовал и на концертах французского композитора Гектора Берлиоза.

В одном из очерков, опубликованном в «Санкт-Петербургских ведомостях» Достоевский писал:

«Признаюсь, иногда как будто нападает тоска. Похоже на то, когда бы вы, например, шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг слышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка, толпа, освещение... вы проходите мимо развлеченный, взволнованный; в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы как будто слышали жизнь, а между тем вы уносите с собой один бледный, бесцветный мотив её, идею, тень, почти ничего. И приходишь, как будто не доверяя чему-то; слышится что-то другое, слышится, что сквозь бесцветный мотив обыденной жизни нашей звучит другой, пронзительно живучий и грустный, как в берлиозовом бале у Капулетов».

Весной 1847 года Достоевский присутствовал на концертах Берлиоза. Исполнялась его драматическая симфония «Ромео и Джульетта». Наибольшее впечатление производила вторая часть «Ромео один. Праздник у Капулетти».

- Что же услышал Достоевский в музыке Берлиоза? Почему она так взволновала его сердце?

Звучит отрывок из драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта».

Однажды Берлиоз сказал замечательные слова: «Любовь не может дать представления о музыке, а музыка может дать представление о любви. Но зачем разделять их? Это два крыла одной души». Так уж устроено в человеческой жизни, что не каждая любовь бывает счастливой, скорее, редкая любовь бывает счастливой. Но любовь делает чуткой человеческую душу... Человек способен видеть и понимать прекрасное, стихи, музыку...

Звучит музыка Скрябина соч. 32 № 1.

60-е годы - начало нового расцвета гения Достоевского.

С начала 60-х годов писатель был окружен музыкальной атмосферой. Он сблизился с Серовым, был посетителем его музыкальных вечеров. Сам выступал на литературно-музыкальных вечерах вместе с Рубинштейном.

Музыка звучала и в доме писателя. Его жена, Анна Григорьевна, была пианисткой. А его племянница Мария Александровна Иванова окончила консерваторию по классу Рубинштейна.

Фон-Фохт писал в воспоминаниях о музыкальной атмосфере в доме Ивановых:

«Федор Михайлович очень любил музыку, он почти всегда что-нибудь про себя напевал, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа. Музицирование в доме Ивановых оставило след в творчестве Достоевского. С ним связан один из эпизодов «Преступления и наказания».

Фохт рассказывал о том, что однажды в присутствии Достоевского он сыграл немецкий романс на стихи Гейне. Романс этот очень понравился Федору Михайловичу, и он полюбопытствовал, где Фохт его слышал. Фохт рассказал, что слышал, как его играли шарманщики в Москве. Слова этого романса произносит умирающая Катерина Ивановна Мармеладова.

В 60-е годы появляется роман «Преступление и наказание».

Какие эпизоды, связанные с музыкой, вы нашли в этом романе? (Зачитываются эпизоды).

Какую функцию выполняет музыка в «Преступлении и наказании»?

- Это существенная часть картины нищего Петербурга.

- Её звуки связаны с внутренней жизнью героев.

- Как звуки музыки связаны с внутренней жизнью героев?

Музыка как бы образует звуковую среду, способную, пусть на миг, заглушить мучительные мысли Раскольникова. Она сопровождает его в скитаниях по трактирам.

Раскольникова влечет в трактиры, где много людей, шум и пьяное веселье.

Подобно Раскольникову ищет забвенья в песне и Свидригайлов. (Зачитываются эпизоды из романа.)

- Где же достигают своей трагической кульминации «музыкальные» эпизоды?

Музыкальные» эпизоды достигают трагической кульминации в сцене, когда безумная Катерина Ивановна грозит невидимым врагам, что она выйдет на улицу с шарманкой. Измученная женщина выводит на улицу детей. В помутившемся сознании Екатерины Ивановны пение и пляска детей должны были одновременно выражать протест против жестокости и оскорблений, служить доказательством того, что и они принадлежат к «благородному семейству».

Л.О.Пастернак. Портрет Раскольникова.

В бреду умирающая Катерина Ивановна пытается припомнить мелодии и слова любимых романсов.

О музыке, звучащей в «Преступлении и наказании», можно сказать словами Неточки Незвановой: «... Это музыка, которая была не музыкой». Сиплые и визгливые уличные голоса, отчаянные крики пьяного хора, балалайка и гармошка». Ни разу, вплоть до эпилога, не раздаются звуки народной песни. Ей нет места в мрачном и страшном городе. Вольная народная песня возникает только в эпилоге. На смену жестокому и мрачному городу приходит неоглядный простор степей, и вместе с ним рождаются другие звуки. Что символизирует народная песня?

- Это символ возрождения Раскольникова.

Петербург Достоевского

Создание проблемной ситуации.

- В одном из своих романов Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Согласны ли вы с этим? Какая красота? В романах Достоевского мало солнца... Мрак. Сырость. Серый камень. И все-таки «красота спасет мир». Сам Достоевский сказал об это так:

«Ох, как тяжело одному знать истину! Я видел её, видел своими глазами... я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». - Изменилось ли ваше представление о Достоевском? В начале урока много раз прозвучало слово мрачный. Так ли это?

Звучит ноктюрн Шопена cis-moll до # минор и стихотворение Владимира Набокова из романа «Дар».

Прощай же, книга! Для видений
отсрочки смертной тоже нет.
с колен поднимется Евгений,
но удаляется поэт.
И все же слух не может сразу
расстаться с музыкой, рассказу
дать замереть...Судьба сама
еще звенит, и для ума
внимательного нет границы
там, где поставил точку я:
продленный призрак бытия
синеет за чертой страницы,
как завтрашние облака,
и не кончается строка.