Тема урока: "Былины – древний эпос русского народа"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа – былинах.
  2. Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
  3. Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
  4. Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
  5. Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок носит интегрированный характер (литература, мифология, история, музыка, изобразительное искусство).

Пройденный материал:

  • уяснение понятия былины по статье учебника;
  • комментированное чтение былины “Илья Муромец и Соловей-Разбойник”;
  • словарная работа;
  • занятие в “творческой мастерской”: определение темы и идеи былины, особенности композиции, былинные герои, художественные приемы, открытие “законов” былины;
  • самостоятельное чтение учащимися былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Садко;
  • творческое задание по выбору: сочинение-стилизацию былины, составление кроссворда или викторины на тему “Былины”, создание иллюстрации к прочитанным былинам.

С таким багажом знаний, умений и навыков учащиеся подошли к заключительному уроку-обобщению по данной теме.

Методы и приемы: диалогический, проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).

Оборудование и оформление кабинета: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

Видеокассеты с записями видеофильма “В. Васнецов в Третьяковской галерее”, мультфильмов “Илья Муромец”, “Садко”, художественных фильмов “Илья Муромец”, “Садко”. Фрагменты музыкальных произведений в аудиозаписи: Бородин А.П. “Бородинская симфония”, Мусоргский М.П. “Картинки с выставки” (“Богатырские ворота”), Римский-Корсаков Н.А. “Сеча при Керженце”. Репродукции картин: Васнецов В.М.: “Витязь на распутье”, “Богатырский скок”, Врубель М.А. “Богатырь”, Васильев С.В. “Дар Святогора”, Малютин С.В. “Илья Муромец”. Иллюстрации к лубочным книжкам “История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-Разбойнике”, “Сильный Храбрый Богатырь Илья Муромец”, изображения палехских лаковых миниатюр Фомичева Л.А. “Илья Муромец”, “Илья Муромец и калики перехожие”. Изображения языческого бога-громовержца Перуна, христианского святого Георгия Победоносца, героя древнегреческих мифов Геракла, портреты русских композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина.

Рабочее время – 2 часа (спаренный урок).

Ход урока

Урок начинается своеобразным зачином, настраивающим присутствующих на старинный лад. Звучит гусельный перебор (аудиозапись). Мальчик и девочка в русских народных костюмах приветствуют собравшихся:

– Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.

– Добрый день и поклон вам, гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все, родные!

– Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!

Давно мы вас ждем-поджидаем,
Урок без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

– Мы рассказ ведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Урок могут проводить учителя литературы, истории, музыки, ИЗО совместно.

Учитель:

Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Но кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится, тот через это срамится.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины – древнего эпоса русского народа.

Давайте вспомним, чем мы занимались на этих уроках?

Сегодня мы не просто подведем итоги по изученной теме, но и рассмотрим былины в широком культурном аспекте: связях этого жанра народного творчества с мифом, историей, музыкой, живописью.

Урок у нас сегодня необычный. Нет привычных рядов. Класс разбился на три доблестных дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудиции, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести класса своего!

Демонстрируется фрагмент видеофильма “В. Васнецов в Третьяковской галерее”. На экране появляется картина “Богатыри”. Звучит музыка, на фоне которой начинает говорить учитель.

“Здесь сила, торжествующая, спокойная, важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по своей воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа”, – так писал об этой картине известный критик Стасов. Надеюсь, все узнали эту картину?

Кто автор этого полотна? Как она называется? Кто изображен на ней?

Ваши дружины носят имена этих славных богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. И первое задание – прославить “своего” богатыря, воспеть его мощь, силу, благородство.

После выступления дружин учитель проводит “былинную разминку”. Сначала идет словарная работа. Каждой дружине по очереди предлагается объяснить значения слов.

1.Ой, вы гой есибудьте здоровы.

Калика перехожийстранник, позже – калека.

2. Покляпая березанаклоненная, кривая.

Живот жизнь, достаток.

3. Сытьпища, еда.

Дорога заколоделазавалена колодами, попадавшими деревьями.

Затем каждая дружина отвечает на вопросы. Члены других команд могут дополнять ответы.

  1. Из каких композиционных частей состоит традиционная былина?
  2. Былина открывается зачином, затем герой совершает подвиг во имя высокой идеи(защита русской земли), в концовке – прославление богатыря.

  3. Чем былинный зачин отличается от сказочного?
  4. В сказочном зачине дана установка на волшебный, условный мир: “В некотором царстве, в некотором государстве…” В былинном зачине – установка на реальный, конкретный мир: “Из того ли то из города из Мурома…”

  5. Как связаны между собой слова былина, быль, старина?
    Изображаемое в былинах воспринималось народом как быль, то, что действительно происходило, но давным-давно, в старину. Вот откуда у былин еще одно название – старины.

Общий вопрос для всех: в каком древнем жанре устного народного творчества тоже существовала установка на реальность изображаемых фантастических событий? (В мифе.)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Вспомним: что такое миф? (Это первое представление человека о мире, попытка его объяснить.) Как наши предки-славяне объясняли сотворение мира?

Ребята во время изучения темы “Мифы” изучали и славянский миф о сотворении мира, который они должны вспомнить и пересказать.)

До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. И был лишь Род – прародитель наш, Родник Вселенной, отец богов. И родил Род Ладу-любовь. И родил он Царство небесное, а под ним создал поднебесное. Разделил Род свет и тьму, правду и кривду. И родил Род Землю-матушку. Солнце вышло из лица его. Месяц – из груди его. Звезды частые – из очей его. Зори ясные – из бровей его. Ночи темные – да из дум его. Ветры буйные – из дыхания. Дождь, и снег, и град – от слезы его. Громом с молнией голос стал его. Так и был сотворен этот мир.

Такое представление о мире обусловлено мифологическим сознанием древнего человека. Давайте вспомним, каковы особенности мифологического сознания?

(С этого понятия мы начинали изучение темы “Мифы”.) Ребята говорят о синкретизме как слитности, неразличении в сознании мифологического человека одушевленного и неодушевленного, материального и идеального, вещи и атрибута. Человек, создававший мифы, жил в гармонии с природой, не выделяя себя из ее мира. Он воспринимал природу как цельный живой организм, умел разговаривать и с ветром, и камнем, и зверем. Речь идет об анимизме сознания. Еще одна характерная черта мифологического сознания – тотемизм, нашедший свое отражение в поклонении первопредку-животному. Наши предки верили в кровнородственные связи между человеком и животным. В каждом племени был свой тотем животного-покровителя.

А теперь задание. Сейчас вы увидите фрагменты экранизаций былин и ответите на вопрос, каким образом в них отразилось мифологическое сознание древних русичей? Для каждой дружины – свой фрагмент.

  • Фрагмент из мультфильма “Илья Муромец” – разговор Ильи с конем.

Конь отвечает Илье человеческим голосом. Это проявление анимизма.

  • Фрагмент из мультфильма “Садко” – появление Царя Морского.

Морской Царь – мифическое существо, воплощение водной стихии.

  • Фрагмент из художественного фильма “Илья Муромец” – бой Ильи Муромца со Змеем Горынычем.

Змей – мифическое существо, воплощение сил природы, несущих угрозу жизни человека, может быть, неких стихийных бедствий.

Некоторые исследователи былин отождествляли их с мифами. Они считали, что мечи и стрелы богатырей – это молнии. Былинный змей – символ зимних облаков и туманов. Былинный князь Владимир Красно Солнышко не кто иной, как Даждьбог. А Илья Муромец, богатырь с чертами человека и возможностями Бога, – сам громовержец Перун.

На доске даны изображения языческого бога-громовержца Перуна, былинного богатыря Ильи Муромца, христианского святого Георгия Победоносца.

Задание: Обратите внимание на доску. Что объединяет Перуна, Илью Муромца и Георгия Победоносца? (Все они ратоборцы, змееборцы, покровители воинов.) Мы наблюдаем плавное перетекание образа одной религии (язычество) в другую (христианство). Остается неизменной идея – нельзя без защитника!

Подумайте, какой из героев древнегреческих мифов ближе всех образу Ильи Муромца? (Геракл.) Назовите черты, присущие обоим героям. (Сила, основательность, спокойствие, отсутствие суеты и обидчивости.) Что отличает Илью Муромца от Геракла? Геракл находится в положении раба, он выполняет волю богов, совершает подвиги, чтобы искупить вину. Илья Муромец независим, он добровольно сражается за землю русскую, его подвиги патриотичны.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Историческую страничку предварительно готовит группа учащихся (2-3 человека) и выступает с сообщением перед классом. Таким образом, ребята получают ценный опыт поиска информации на заданную тему, отбора материала, составления связного текста и изложения его в устной форме перед одноклассниками. Учитель оказывает предварительную помощь ученикам в виде консультации. Вот какую историческую страничку представили наши ребята.

Так кто же он, былинный герой Илья Муромец, – мифическое существо или реальная историческая личность? Наши предки не сомневались в том, что был такой воин, служивший киевскому князю. В документальном источнике его имя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора, то есть ему была оказана такая же честь, как великим князьям. Останки богатыря перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря и описали их. По свидетельству очевидцев, мощи принадлежали человеку довольно высокого роста (180 см). У хорошо сохранившейся мумии отсутствовали обе ступни ног, была глубокая рана на левой руке, повреждение в левой области груди. Может быть, герой во время боя прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу? В 1988 году была проведена экспертиза мощей с помощью современной методики и сверхточной японской аппаратуры. Результаты поразили исследователей. Определен возраст – 40-55 лет, выявлены дефекты позвоночника. Ученые сделали вывод, что герой в юности перенес паралич конечностей. Причиной смерти стала обширная рана в области сердца приблизительно в одиннадцатом-двенадцатом веке. Таким образом, можно говорить о том, что у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип – реальное историческое лицо. Еще одним доказательством этого служит следующий факт: Илья Муромец с семнадцатого века почитается Русской Православной Церковью как святой. Значит, он не мифическое существо.

Учитель: Ребята, познакомьтесь с высказыванием знатока и исследователя былин Буслаева и ответьте на вопрос: Буслаев считает былины переработкой мифов или исторической памятью народа? А как считаете вы?

Карточки с высказыванием выдаются каждой группе, чтобы ребята могли воспринять текст не только на слух, но и вчитаться в него, обдумать, посоветоваться в группе, выдвинуть свои версии и дать ответ.

Текст высказывания: “Из первобытного хаоса нагроможденных стихий мы вышли на вольный свет истории. Под нами не зыбкая среда, составленная из туч и дождей, а земля русская”.

Дети видят в тексте антитезу “зыбкая среда”, “хаос стихий” – “земля русская”, “вольный свет истории”. В этом противопоставлении Буслаев отдает предпочтение не мифологической, а исторической основе происхождения былин. В ходе обсуждения мы приходим к выводу, что былины – это историческая память народа о временах Киевской Руси –Древнерусского государства.

Учитель: В Киевской Руси было два центра. Киев, мать городов русских, был политическим центром Древнерусского государства. Новгород, занимавший выгодное географическое положение, – крупным торговым центром. Вокруг двух центров сложились два цикла былин: Киевский и Новгородский. Герои былин киевского цикла – воины-богатыри. Верой и правдой служат они киевскому князю, защищают землю русскую от набегов кочевников. Герои новгородских былин – в основном купцы. Самым же известным былинным героем этого цикла стал бедный гусляр Садко. Как вы думаете, почему? В чем его сила?

Ученики говорят о том, что сила искусства сопоставима с силой физической. Порой физически слабый, но эмоционально богатый, сильный духом человек может одержать победу над превосходящим и числом и мощью противником. Наши предки об этом знали и донесли до нас эту истину.

В качестве подтверждения великой силы искусства показываем фрагмент из художественного фильма “Садко” – герой играет на гуслях, к нему выходит Морская царевна, олицетворение природной стихии, очарованная музыкой.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА

Обратимся к творчеству композиторов, чья музыка вобрала в себя былинные образы. Перед вами портреты великих русских композиторов. Их роднит не только внимание к богатырской тематике, но и то, что все они были офицерами, ратоборцами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков – потомственный военный. В своем творчестве часто обращался к былинным образам.

Модест Петрович Мусоргский, пехотный офицер, в котором победила любовь к музыке.

А вот Александрович Перфильевич Бородин не оставил военную службу. Был военным медиком, музыку сочинял на досуге.

Задание дружинам: прослушать фрагмент музыкального произведения, назвать автора, произведение; словесно нарисовать картину, которая представилась воображению во время прослушивания. Какие богатырские мотивы, образы предстают в этих произведениях? Дается время на обсуждение.

Фрагменты:

  • Бородин А.П. “Бородинская симфония”
  • Мусоргский М.П. “Картинки с выставки” (“Богатырские ворота”)
  • Римский-Корсаков Н.А. “Сеча при Керженце”

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕ

А теперь отправимся на экскурсию в условную художественную галерею и проследим, какие образы богатырей земли русской созданы в изобразительном искусстве.

На проекторе демонстрируются репродукции картин:

Васнецов В.М.: “Витязь на распутье”, “Богатырский скок”, Врубель М.А. “Богатырь”, Васильев С.В. “Дар Святогора”, Малютин С.В. “Илья Муромец”,

иллюстрации к лубочным книжкам “История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-Разбойнике”, “Сильный Храбрый Богатырь Илья Муромец”, изображения палехских лаковых миниатюр Фомичева Л.А. “Илья Муромец”, “Илья Муромец и калики перехожие”.

Учащиеся отвечают на вопросы: В чем сходство и различие этих произведений? Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему?

Затем учащиеся представляют свои иллюстрации к изученным былинам.

ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Ребята творчески подошли к изучению темы. Создавали свои иллюстрации к былинам, составляли тематический кроссворд, вопросы викторины, несколько человек попытались создать собственное произведение – стилизацию былины. Представление результатов их творческой работы является логическим завершением урока.

После подведения итогов, включая самооценку каждого члена дружины, оценку активности и продуктивности деятельности дружин-команд, ребята обмениваются впечатлениями от урока. В центре внимания вопросы: Что было интересно? Что не понравилось? Какие новые знания прибавились сегодня?

Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем:

  • О чем я задумался после сегодняшнего урока?
  • Мои открытия по теме “Былины”.
  • Если бы Илья Муромец оказался в нашем времени…

Мир былин огромен и неисчерпаем. Если вас заинтересовала эта тема, дерзайте, читайте, исследуйте, и вы узнаете больше о богатырях русских и их подвигах во славу матушки Родной земли.