Цели и задачи:
- Продолжить работу над большой темой: “Лирика в русской и зарубежной литературе”.
- Повторить вопросы теории литературы (стихотворные размеры, поэтический смысл стихотворения – единство поэтической формы и поэтического содержания, изобразительно-выразительные средства языка, композиция, рифма).
- Продолжить работу над лингвистическим анализом текста (сегодня он будет сопоставительно-сравнительным).
- Повторить понятие интерпретации (лат. interpretation – разъяснение, толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо).
- Повторить характерные черты литературных направлений романтизма, реализма.
Я пришла к поэту в гости…
А.А. Ахматова
Сегодня на уроке мы "пришли в гости" к трём поэтам, пришли в их эпоху, в их творческую мастерскую. Зачем? Оттого, что "всякому хочется возвышенно мыслить, чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но он сможет, и это сейчас же сделается моим” (А.Н. Островский).
В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно написал стихотворение “La feuille”. В это время к власти вернулись Бурбоны, изгнали поэта за его близость к Наполеону. Поэтому стихотворение в эпоху Реставрации воспринималось как отражение общей участи изгнанников, которых преследует деспотизм. (Можно послушать стихотворение в оригинале).
А.С. Пушкин в статье “Французская академия” (1836) писал: “Участь этого маленького стихотворения…Александр Импсиланти перевел его на греческий язык, у нас его перевели Жуковский, Давыдов”.
Мы добавим, что позднее стихотворение переводилось поэтом – петрашевцем С.Дуровым, а ранее, в 1841 году мотивы этого стихотворения своеобразно трансформировал М.Ю. Лермонтов. В XX веке эту миниатюру перевел В.И. Брюсов.
Есть такие понятия – “вечные образы”, “вечные символы”. Одним из них является ЛИСТОК – одинокий, гонимый ветром.
Послушаем переводы В. Жуковского и М. Лермонтова. (Чтение заранее подготовленных учеников).
- Одинаковые ли чувства вызывают оба художественных текста?
- Что можно сказать о цветовом восприятии?
(Оформление опорного конспекта). - Вспомним, когда было написано стихотворение и каковы были в это время жизненные обстоятельства авторов
“И счастье я хочу постигнуть…”

Жуковский
Тема
поиска страдающей и одинокой
Лермонтов
1818
душой спокойствия и терпения.
1841
Романтик Реалист,
Мистик но одинок
“теория двоемирия” Листок- странник и не востребован.
Уход от реальности
Листок-пришелец
Последний месяц
жизни…
Социально-политический
контекст.
СЧАСТЬЕ Где?

“Там…” “Уже” – и “ещe” 1841…
Вечный поиск и стремление к постижению счастья.
| Жуковский | Лермонтов |
| 1818 год. Поэт в Петербурге. | Апрель – май 1841 года. |
| Состоит на службе | 14 апреля 1841 г. поэт |
| Государя в качестве учителя | возвращается на Кавказ. |
| русского языка у Великой | В мае прибывает в город |
| княгини Александры | Пятигорск и задерживается |
| Федоровны. К этому | для лечения на |
| времени он | минеральных водах. |
| пережил замужество | А из Петербурга идут |
| М. Протасовой (1817 году). | строжайшие предписания |
| наблюдать за поэтом, | |
| который обязан был | |
| находиться в полку. |
| Жуковскому – 24 года. | Это время поэтического |
| Это период расцвета | расцвета и одновременно |
| творчества. Но | последние месяцы жизни. |
| личная драма | Стихотворение поэтому |
| укрепляет осознание | воспринимается с особым |
| невозможности счастья | трагизмом. Вспоминаются |
| в этом мире и ожидание | и другие произведения |
| его “Там”. | Лермонтова: “Утес”, |
| В этот период Жуковский | “Выхожу один я на дорогу”, |
| пишет стихотворения | “Прощай, немытая Россия..”, |
| “Песня”, “Весеннее чувство”, | “На севере диком…” |
| “Там небеса и воды ясны”, | |
| где описывает полет души | |
| лирического героя “Туда” |
Вывод: Оба стихотворения имеют идейную связь с другими своими лирическими произведениями. Общая тема этих стихотворений – поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла.
- Вопрос. Где же найдут лирические герои покой, счастье и тепло?
По мнению романтика Жуковского, на “идеальной” родине, “Там”.
По мнению реалиста Лермонтова – в реальном мире.
Трагическое одиночество в мире людей сближает обоих авторов. Одиночество меланхоличного, замкнутого Жуковского и гордого, возвышенного Лермонтова, создателя типа “лишнего человека” в русской литературе и героя, произнесшего одну из ключевых (для всего творчества поэта) фраз: “…Я не создан для людей: я слишком горд, они для меня – слишком подлы”.
- Вопрос. Одинакова ли идея стихотворений?
Нет.
Напрашивается в качестве аллегории библейское: “Каждому будет по вере его”.
| По Жуковскому, загробное | По Лермонтову, душевная |
| спокойствие и тепло | гармония определяется личными |
| будут наградой за все | качествами, умением находить |
| земные страдания. | компромиссы со своей совестью, |
| а через это – с миром. |
- Вопрос. Охарактеризуем стихотворения с точки зрения их структуры.
| Это цельный логический | Аллегорическое повествование, |
| поток, движение, полет | включающее в себя историю |
| листка “Туда”. | скитаний листка, описание |
| действий, лиц, местности. |
- Вопрос. Как через структуру стихотворения раскрывается образ-символ и связанная с ним идея?
| Однопланово, без полутонов. | Каждая строфа – это новый |
| Листок – это часть всего, | виток повествования и |
| равно как и “лист лавровый”, | размышлений автора. |
| и “легкий розовый листок”. |
- Вопрос. С помощью какого художественного приема строится композиция и выражается идея?
Это противопоставление (антитеза).
| Ассоциативное противопоставление: | Сухой, бесцельный, пыльный |
| дружная ветка - уединенный листок | листок, засохший, увядший |
| (первые два стиха) | “от холода, зноя и горя”, |
| без тени, без сна и покоя, и | |
| чинара, у которой зеленые ветви, | |
| изумрудные листья, рядом пение | |
| райских птиц, простор и холодное | |
| море… |
- Вопрос. Что нужно лирическим героям?
| “Не знаю сам”. | “Прими же пришельца меж |
| листьев своих изумрудных”. |
- Вопрос. Что они говорят о себе?
| “От дружной ветки отлученный”, | “Оторвался от ветки родимой”, |
| “листок уединенный”, “по воле | “в степь укатился, жестокою |
| случая носимый, стремлюсь, | бурей гонимый”, “засох и увял я |
| куда велит мне рок”. | от холода, зноя и горя”, |
| “до срока созрел я и вырос | |
| в отчизне суровой”, “один | |
| и без цели по свету ношуся”, | |
| “засох я без тени, увял я без | |
| сна и покоя”, “немало я знаю | |
| рассказов мудреных и чудных”. |
Вывод. В аллегориях и символах стихотворения Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, которая зависит от воли рока. Поэтому человек не может быть спокоен и умиротворен на этом свете (мистицизм).
У Лермонтова в его “классическом” герое ум, опыт, мудрость, критическое сознание личности, жизнелюбие, которые воплощаются в мечтах о совершенстве и свободе… Но одновременно есть тоска, порожденная мрачной эпохой, есть сознание одиночества и невостребованности.
- Вопрос. Какое из стихотворений ближе по смыслу оригиналу и почему? (Переводим оригинал).
У Лермонтова (“вырос в отчизне суровой”) мы видим социально-политический контекст.
- Вопрос. Как связаны художественные средства языка с характером произведений?
В обоих стихотворениях выделяются 2 пласта повествования: внешний – словесная оболочка, и внутренний – идейный смысл. Мы наблюдаем, что философские категории раскрываются через описательные.
| Жуковский одушевляет | У Лермонтова много эпитетов, |
| природу и олицетворяет | т.к. шире план повествования |
| человеческие чувства. | и описаний. Основное средство |
| В четырех последних | олицетворение и внутристиховые |
| ключевых стихах - | аллегории. Их смысл |
| градация в форме | раскрывается через символ |
| синтаксической анафоры. | “листок-странник”, “листок- |
| пришелец”. |
Мы еще раз наблюдаем, что художественный прием для построения композиции и выражения идеи – антитеза.
Ассоциативное
Листок – чинара.
противопоставление:
дружная ветка –
уединенный листок.
- Вопрос. Каков характер противопоставлений?
Они вызывают ощущение пропасти между чинарой, ее “свежими сынами” и “бедным листочком дубовым”. Трагизм положения символического героя – его обреченность на одиночество, т.к. в мире нет места состраданию и пониманию. Забота о своем благополучии лишает человека души и дает взамен маску. И вечные поиски счастья (“И счастье я хочу постигнуть…”)
- Вопрос. Одинаково ли звуковое восприятие стихотворений?
| Четырехстопный ямб, | Пятистопный амфибрахий – |
| отсутствие деления | размер, к которому поэт |
| на строфы превращает | обращается в последние |
| стихотворение в единый | годы жизни, деления на |
| смысловой и звуковой поток. | строфы делает композицию |
| Хотя мы можем выделить | четкой. Мы наблюдаем |
| смысловые отрезки благодаря | четкое деление смысловых |
| разным способам рифмовки. | частей. |
Ассонансы (о), (у) передают полет, движение, стремительность и одновременно стон о чинаре; (а), (и) – покой, безмятежность, пространство. Аллитерация (с), (р) передает ощущение тревоги (“Гроза разбила дуб родимый”), а (с) передает звук летящего предмета (“Куда на свете все стремится”).
- Вопрос. Каковы зрительные ассоциации?
- Вопрос. Найдите ключевые слова.
| “Стремлюсь” | “Докатился” |
| “летишь” | “ношуся” |
* Вопрос. В чем своеобразие синтаксической организации стихотворений?
| Два предложения структуры | Три первые строфы – |
| “вопрос-ответ” и | это три бессоюзных предложения, |
| два предложения как | части которых распространены |
| единый речевой поток, | и осложнены. |
| поэтому нет восклицательного | Четвертая строфа содержит |
| знака или многоточия. | заключительную мысль 3-х строф |
| и обращение к новому | |
| смысловому витку. | |
| Ответ чинары оформлен | |
| по-другому: 2 последние строфы | |
| содержат 5 предложений в | |
| вопросительно-побудительной | |
| интонации, что передает гнев и | |
| возмущение. |
Вывод. Лирический герой Жуковского ожидает счастье там, куда летит листок, на “идеальной родине”, потому что время, в которое живет поэт, предоставляет ему право на “теорию двоемирия”. Лермонтов же с его обостренным восприятием мира оставляет своего лирического героя за чертой, которую проводит “холодное море”. Идти некуда…"Уже" – и "еще" – 1841 год.
Но несмотря ни на что: “И счастье я хочу постигнуть…”.
Вечное стремление к поиску истины никогда не закончится, это вечный поиск и стремление к постижению счастья.
Постепенно описание природы в русской поэзии получает более глубокое содержание, философское осмысление. Это всегда связано со временем, в котором жил и творил поэт, связано с философией, историей, эволюцией литературных жанров.
- Вопрос. Как вы, современные читатели, понимаете “вечный символ” листок?
(Домашнее задание: написать ответ на вопрос в форме эссе).