Сценарий театрализованного химического представления, посвященного году театра в России, 220-летию А.С.Пушкина и международного года периодической таблицы химических элементов «Стихохимия А.С.Пушкина»

Разделы: Химия, Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: А.С.Пушкин, металлы, Периодическая система химических элементов


В статье представлен опыт интегрированного внеклассного мероприятия по литературе и химии. Данное мероприятие было посвящено году театра в России, 220-летию А.С.Пушкина и международного года периодической таблицы химических элементов в 2019 году. Такие внеклассные мероприятия способствуют повышению мотивации и интереса школьников к изучению химии.

Действующие лица:

  • 2 ведущих, бабка с дедом, Баба Яга с водяным, Cвинец, кот Ученый, Золото и Серебро.
  • Художник-оформитель-фотограф - 1 человек (рисует афишу представления на ватмане, производит фото-видеосъемку представления)
  • Два помощника - работают со зрителями, готовят и вручают активным участникам жетоны.

Оборудование и реактивы: жетоны из картона в виде серебряных и золотых монет для зрителей, кто ответит правильно на вопросы; на доске - стихохимическая формула А.С Пушкина: Au216Ag55 Fe22 Cu15 Pb12S2 Sb2Hg2

Реактивы: CuSO4, раствор щелочи и кислоты, фенолфталеин, реактив Толленса, раствор глюкозы, спиртовка, палочка со смесью KMnO4 + H2SO4 (конц.), магний, спички, держатель, чистая обезжиренная пробирка.

Учитель химии: Добрый день, дорогие наши гости! В этом году мы отмечаем знаменательные даты, а какие - вы узнаете из нашего представления! Сегодня вы увидите необычное представление - химическое, а еще оно театрализованное, ведь этот 2019 год объявлен в России годом театра! А еще самого эрудированного и активного зрителя ждет специальный химический приз! А для этого нужно заработать жетоны, отвечая на вопросы.

Итак, вопрос первый: какие юбилейные даты мы отмечаем в этом 2019 году?

  • Международный год периодической таблицы химических элементов;
  • 220-летие со дня рождения выдающегося поэта А.С.Пушкина

Самое интересное то, что Пушкин, хоть и не был химиком, но все же в его произведениях мы встречаем вещества. А как вы знаете, все вещества состоят из химических элементов. Есть даже такое понятие как Стихохимия - это химия в поэзии. И оказывается, для каждого поэта можно стихохимическую формулу вывести. Так вот для А.С.Пушкина развернутая стихохимическая формула (на основе анализа "Полного собрания сочинений в десяти томах") такова: (запись на плакате) Au216Ag55 Fe22 Cu15 Pb12S2 Sb2Hg2- индекс - частота встречаемости - это означает, как часто встречался тот или иной элемент в его произведениях.

И сегодня заодно мы с вами познакомимся с некоторыми элементами из стихохимической формулы Пушкина.

Итак, мы начинаем представление!

СЦЕНА 1

На сцене стоит ведущий 2, пытаясь что-то экспериментировать, но ничего у нее не получается. Подходит ведущий 1.

Ведущий 1 (далее В1): Хммм, что это за звуки? Диана, почему ты плачешь?

Ведущий 2 (далее В2): Да вот, ничего не получается!!! А я так хотела стать великим химиком-экспериментатором, но единственное, что у меня получается - это БУМ. БАМ. И. БАБАХ!

В1: Да не расстраивайся! Так уж вышло, у меня есть парочка опытов, которые тебе понравятся.

В2: УРААААА, спасибо!

В1: Ребята, что я держу в руках? (спиртовку). Как ее можно зажечь? А я смогу без спичек ее зажечь с помощью волшебной палочки (зажигает спиртовку с помощью стеклянной палочки - опыт 1). Вот видишь, как все лег... ЧТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ?! ЭТО КТО?! (выходят бабка и дедка из золотой рыбки, ругаясь)

В2: Это же бабка, да дедка из рыбака и рыбки, и они опять ругаются! У меня есть гипотеза. В этом году мы отмечаем 220-летие со дня рождения Александра Пушкина. Думаю, теперь после каждого опыта к нам будут приходить персонажи Пушкина.

Как это все сказочно! Кстати, кто-нибудь может сказать нам точную дату рождения Пушкина? (06 июня 1799)

Бабка: эй, дед, я же говорила: «ПОПРОСИ МНЕ АЙФОН Х, А НЕ КАКОЙ-ТО 8 АЙФОН». Эх, ты, дурачина-то, простофиля.

В1: а они должны быть такими... современными? Видимо, персонажи произведений и правда бессмертны, как нам говорили на уроках литературы. Здравствуйте, приятно вас видеть в Якутском городском лицее. Сейчас мы проводим опыты по химии.

Дед: Молодцы, химия - это важно, дети. Мне вот недавно золотая рыбка сказала, что в этом году мы отмечаем Международный год периодической таблицы химических элементов.

Бабка: лучше бы АЙФОН попросил, а не болтал с рыбкой! ВОТ ДУРАЧИНА-ТО, ПРОСТОФИЛЯ!

Дед: Правда, я не помню уже, кто и когда изобрел таблицу и сколько в ней элементов, боюсь, память подводит. Помогите старику, а то уж очень важная информация (1869 год, 118 элементов)

Дед и бабка: Спасибо вам, и до свидания (уходят, но Бабка продолжает ругать деда)

Ведущие: ДО СВИДАНИЯ!

СЦЕНА 2

В2: Как здорово! С каждым химическим опытом появляется новый герой Пушкина! Давай следующий опыт!

В1. Опыт 2. Окрашивание щелочи фенолфталеином. Смотри, какой красивый малиновый цвет!

Выходят Баба Яга и Водяной. Баба Яга вылетает на метле, но вместо старухи приходит красивая женщина. Водяной же вышел с табличкой: «Нет загрязнению водоемов».

В2: Здравствуйте, я вас совсем вас не узнаю, разве что метла была у Бабы Ягы, но она же старуха!

Баба Яга: Вот еще, может двести лет назад я и выглядела не лучшим образом, зато сейчас я сногсшибательна!

Водяной: хм хм, кто-то переборщил с пластическими операциями хм хм…

Баба яга: Водяной, это же секрет! Я же никому не говорю, что тебе пришлось уйти из своего озера из-за того, что его загрязнили людишки. ОЙ!

В1: нам так жаль! Чем мы можем помочь вам?

Водяной: Вы можете не загрязнять мой дом и сказать, что может отогнать нечистую силу, а то ей-богу, Яга меня уже замучила!

В2: Я знаю! Это сера, она еще обладает дезинфицирующим и отбеливающим свойствами. Пушкин, подражая «Аду» Данте написал такие строки: «Тогда услышал я (о диво!) запах скверный, как будто тухлое разбилось яйцо, иль карантинный страж курил жаровней серной» Мдааа, не повезло сере с запахом.

Баба Яга: ты же не собираешься меня выгонять?

Водяной: я подумаю… А вам, ребята, спасибо за помощь!

Баба Яга с Водяным уходят.

СЦЕНА 3

В2: Интересно, кто придет к нам следующим: кощей бессмертный, царевна-лебедь, шамаханская царица?

В1. Сейчас поставим Опыт 3. Получение синего осадка и его растворение.

После демонстрации опыта заходит Свинец.

В2: Здравствуйте, кто вы? Вы не похожи на персонажа Пушкина.

Свинец: Между прочим, я тоже из стихохимической формулы Пушкина! Вечно меня в чем-то винят! Римляне, которые делали из меня кубки, теперь говорят, что из-за меня пала Римская Империя! Разве я виноват, что меня римляне мнооого где использовали - водопроводная система, посуда, даже в вино добавляли мои соединения. А я между прочим защищаю вас от рентгеновского излучения…

В1: Он кажется обиженным. Ребята, помогите нам и скажите, кто это?

В2: Тогда мы сможем как-нибудь развеселить его. Из зала ответ отвечают - свинец. Свинец!

Свинец: да, это я, тяжелый металл, из которого делают пули. Вот если еще скажете, в какой квартире, на каком этаже таблицы Менделеева я живу (№82, 6 период, 4 группа)

В1: я прочту тебе строки, где Пушкин пишет о веществе, которому ты придаешь блеск, это точно поднимет тебе настроение:

«…Перед ним во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном».

Кстати, из какого произведения А.С.Пушкина эти строчки? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).

В2: Ребята, а кто знает формулу основного вещества хрусталя и не только, а еще это вещество входит в состав обычного оконного стекла, кварца, песка? (SiO2)

Свинец: Спасибо за теплые слова и за красивые строчки Пушкина! Я пойду дальше помогать вам, но уже с новыми силами!

СЦЕНА 4

В2. А может ли гореть металл? (держит и рассматривает стружки магния)

В1: Запросто! - сжигает магний. Опыт 4. Горение магния.

Заходит Кот ученый.

В2: Здравствуйте, вы кот ученый? Правда, что когда вы идете направо, начинаете петь, а когда налево - сказки говорить?

Кот ученый: Умоляю, это все прошлый век. Сейчас у меня свой блог, я самый первый пишу про все события сказочного мира, про всю подноготную звезд и политику. Это намного интереснее, всегда такие страсти! Только что, например, Водяной убегал от Яги-красотки с серой и пытался выгнать нечистую силу. Откуда только он узнал про серу? Но никто не ожидал, что догнав его, Яга сделает ему предложение! Уже сейчас эта история на моем блоге набрала 100 … 200… 1000… 100000 комментариев! Мне пора идти, говорят, они играют свадьбу прямо сейчас.

В1: Но кто-нибудь еще придет, да?

Кот: Персонажи Пушкина точно не придут, все кроме меня сейчас на свадьбе. Мне пора, до свидания.

В2: Неужели это все? А так хотелось увидеть золотую рыбку, она бы сделала из меня настоящего химика! Знаешь, что бы меня сейчас порадовало?

В1: Вид утренней зари… Я читала, что богиню утренней зари зовут Аврора. Такое поэтичное имя, кроме того в ее честь назван элемент таблицы Менделеева. Ребята, кто знает - какой элемент назван в честь Авроры - богини утренней зари? (Золото).

Тут выходит Золото и Серебро. Золото выходит с зеркалом и любуется собой.

Золото: Добрый день, дамы и господа! Ах, как я все-таки чертовски красив.

В2: Но зато ты, не то чтобы полный, но тяжелый очень! И еще инертный!

Золото: Конечно, инертный, точнее благородный! Поэтому я и сохраняюсь веками в первозданной своей красоте! (смотрится в зеркало, подправляя волосы).

Ведущий 1: Думаю, вы его узнали! Конечно, это золото! Практически каждый навскидку вспомнит строки из произведений Пушкина, где встречается это слово? ("Золотой петушок", и "Золотая рыбка», "а орешки не простые, все скорлупки золотые", "У Лукоморья дуб зеленый: златая цепь на дубе том")

Золото: Конечно, они знают, я ведь царь металлов!

В2: В обычных условиях ваше высочество ни с чем не реагирует, но все же есть смесь, в которой можно растворить золото. Как она называется? (царская водка смесь концентрированных азотной и соляной кислот).

Золото: (с ужасом) Оо, только не царская водка. Я ухожу!

Серебро: Здравствуйте, извините моего напарника, он иногда такой гордый. Хотя все знают, что серебро у якутов ценится больше, чем золото

В1: Как вы думаете, почему у якутов существует поверье, что золото притягивает зло и несчастья, а серебро, наоборот, обладает очищающим свойством. (Так как серебро имеет свойство чернеть, в отличие от золота. Считается, если серебро темнеет - оно вытягивает болезни, порчу, сглаз и прочее).

Серебро: я тут вижу, вы проводите опыты, давайте я научу вас получать серебро. Реакция так и называется - реакция серебряного зеркала, так как раньше этим способом получали зеркала. А сейчас так серебрят елочные украшения. Проводит опыт 5. Реакция серебряного зеркала.

В1: А почему чернеет серебро?

В2: н-н-не знаю. Серебро, пач… Ну вот, она ушла! Может кто-нибудь из вас знает это? (Происходит химическая реакция с потом кожи, в которой находятся соединения серы, в результате образуется сульфид серебра Ag2S черного цвета)

В1: Думаю, на сегодня опытов хватит. Давайте узнаем, кто же оказался самым химически эрудированным.

Подсчет жетонов, поздравление победителей.

Учитель химии: итак, ребята, наверняка вы сегодня узнали много интересного о веществах и их превращениях, о том, что химия может быть даже в стихах! А также мы узнали, какое же было любимое вещество А.С.Пушкина, ведь про это вещество он упоминал в своих произведениях 216 раз! (про золото). Спасибо всем за внимание!

Литература

  1. В.В.Бакакин «О стихохимии пушкина и его современников», http://alhimik.ru/fun/stihochem16.html
  2. Приготовление некоторых реактивов для проведения практических работ по органической химии. https://studfile.net/preview/1845868/

Приложение 1

ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ

Опыт 1. «Зажжение спиртовки с помощью волшебной палочки».

Подготовить смесь непосредственно перед использованием очень аккуратно: 1 часть чистого твердого перманганата калия KMnO4 (объемом со спичечную головку) + 1 часть концентрированной серной кислоты (буквально капельку). Обмакнуть конец стеклянной палочки и дотронуться фитиля спиртовки, тогда она вспыхнет и загорится.

Опыт 2. Окрашивание щелочи фенолфталеином.

К раствору щелочи в колбе добавить 2-3 капли фенолфталеина, при этом наблюдается малиновая окрашивание раствора.

Опыт 3. Получение синего осадка и его растворение.

К раствору сульфата меди (II) добавить такой же по объему раствор щелочи, при этом выделяется осадок синего цвета. Далее к полученному осадку прилить соляной кислоты до его растворения. Можно попросить из зала составить уравнения проведенных реакций.

Опыт 4. Горение магния.

Закрепить в тигельных щипцах стружки магния и сжечь на пламени спиртовки.

Опыт 5. Реакция серебряного зеркала.

Подготовить реактив Толленса: К 20 мл 5%-го раствора нитрата серебра прибавляют 10 мл 10%-го раствора гидроксида натрия. К выпавшему осадку оксида серебра добавляют 5 мл разбавленного раствора аммиака (10 мл концентрированного раствора аммиака разбавляют 100 мл дистиллированной воды). Колбу закрывают пробкой и встряхивают. Повторяют операцию до полного растворения осадка, избегая избытка аммиака. Затем добавляют воду до объема 100 мл.

В чистую обезжиренную пробирку влить 2-3 мл раствора глюкозы и такой же объем реактива Толленса. Пробирку слегка нагреть не доводя до кипения на пламени спиртовки.