Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А. Есенина "Душа моя — поле безбрежное"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


1. Ведущий и ведущая останавливаются посередине сцены. Ведущий открывает вечер приветствием, ведущая читает стихи, посвященные С.Есенину:

В этот день, листопадный, осенний,
Когда мир увяданьем томим,
Обращаюсь к тебе, Есенин,
Снова я со стихом своим.

Ты с копною волос золотистых
Так и видишься мне сейчас
С блеском глаз, окончательно чистых,
Голубых, удивительных глаз.

Я поэтов других не знаю,
Кто б так в душу умел проникать
И о милом и нежном крае
Мог такими словами сказать.

Смог лишь силой воображенья
Ты о дальней пропеть стороне
Про Шираз и шафранов цветенье,
И про милую Шагане.

И пускай тебя снова ругают
За кабацкую лирику, пусть.
Ну да что они, впрочем, знают
И про муки твои, и про грусть.

Но любовь к тебе не убита
Стих твой песней в народе разлит
Много громких поэтов забыто,
Ты, Есенин, не будешь забыт.

Они уходят, основной свет выключается, горят свеча, торшер, две керосиновые лампы, в салоне полумрак.

2. Звучит музыка К. Сен-Санса “Лебедь” из сонаты “Карнавал животных” в исполнении пианистов и двух скрипачей. Музыка еще звучит, выходит чтец. Музыка кончилась, скрипачи ушли, звучит стихотворение “Листья падают, листья падают, стонет ветер…”

3. После стихотворения звучит музыка Э. Грига “Сердце поэта” (соч.52 № 3 (транскрипция одноименного романса) до слов Pin allegro).

Примечание: все чтецы выходят и уходят только под музыку, послушав ее секунд 5-6, стоя на сцене. Остальные варианты мизансцен будут подмечены особо.

4.Стихотворение “Все живое особой метой…”

5. Ведущий читает отрывок из сочинения “О себе” с начала текста до слов “неприятное чувство имею к субботе”.

6. По окончании – муз.Мошковского ор. № 72 g-moll, начиная с 69 такта (f- brellante) до конца, не включая четырех последних аккордов на sf.

7. Стихотворение “Я снова здесь, в семье родной…”. По окончании чтец уходит без музыки, т. к. она относится к следующему стихотворению.

8. Ф. Шопен. Вальс,op.64,2, до-диез-минор.

9. Стихотворение “Закружилась листва золотая…”

10. Ансамбль: 2 гитары и певец – исполняют романс “Отговорила роща золотая …”

11. “Мы теперь уходим понемногу…”

12. Ф. Лист “Утешение” (ор. №3)des – dur.

13. Стихотворение “ Гори, звезда моя, не падай…

14. Ансамбль: 2 гитары и певец – исполняют романс “Не жалею, не зову, не плачу…”

15. Ведущий читает отрывок из автобиографической прозы “О себе” со слов: “Так протекало мое детство,- до слов: “и снова уехал в деревню”.

16. Э. Григ “Сердце поэта” (соч.52 №3), начиная с 45 такта (diminuendo poco a poco) и до конца, не включая последних двух аккордов на ff.

Примечание: в отличие от того, что написано в нотах: crescendo molto,- нужно сделать diminuendo molto, музыка должна раствориться в воздухе; кроме того, музыка звучит очень медленно ( несмотря на то, что в нотах написано Presto ): lento или adagio.

17. Прослушав 4-5 тактов музыки, вступает чтец. Стихотворение “Я по первому снегу бреду…” читает под музыку.

18. Стихотворение “Еду. Тихо. Слышны звоны…”.

19. Ф.Шопен. Ноктюрн b-moll Op.9 Nr1.

20. Прослушав несколько тактов музыки, вступает чтец. Стихотворение “Свищет ветер, серебряный ветер…” читает под музыку.

21. Стихотворение “Мелколесье. Степь и дали…”

22. Романс “Клен ты мой опавший…” звучит в исполнении гитары и голоса.

23. Стихотворение “Письмо к женщине”.

24. Ф.Мендельсон. “Песнь венецианского гондольера” из цикла “Песни без слов” вторая тетрадь (№7-12) Op.30 f#-moll. Звучит сначала и до первой репризы.

25. Стихотворение “Собаке Качалова”. После слов: “Случайно вдруг не заходила?” чтец делает остановку и слушает задумчиво музыку “ Песнь венецианского гондольера” Ф. Мендельсона, которая проигрывается, начиная с мелодии, опуская вступительные такты.

26. Стихотворение “ Синий туман. Снеговое раздолье…”

27. Ведущий читает отрывок из автобиографического описания “О себе” со слов: “В университете я познакомился…”, кончая словами: “… разбираться в своем укладе”.

28. Стихотворение “Неуютная жидкая лунность…”

29. Стихотворение “Русь советская”. Увертюра (музыка Холминова) начинает композицию до слов: “Я вновь вернулся в край осиротелый…”. Со слов: “Другие юноши поют другие песни” и до конца четверостишия звучит “Светит месяц, светит ясный…”. Со слов “Корявыми, немытыми речами они свою обсуживают “жись” звучит “Песня протяжная”. Со слов “Рассказывает важно о Буденном…” звучит песня “ Эх, дороги…” муз. А. Новикова. Со слов: “Но и тогда, когда во всей планете…” и до конца звучит “Увертюра” композитора Холминова.

30. Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная…”

31. Ведущий читает отрывок из автобиографического описания “О себе” со слов: “ В годы революции…” и до конца.

32. Звучит песня “ Над окошком месяц. Под окошком ветер…” в исполнении фортепиано и голоса.

33. Стихотворение “Задремали звезды золотые…”

34. Стихотворение “ Письмо к матери” звучит на фоне песни “То не ветер ветку клонит”. Музыка народная. “Русь советская” и “ Письмо к матери” аккомпанируются домрами и балалайками.

35. Стихотворение “Чары”.

36. Стихотворение “Черемуха душистая…”. На словах “А рядом, у проталинки…” вступает музыка Э.Грига “Сердце поэта” со слов Pin allegro и до начала новой темы. Еще раз музыка вступает на словах: “Ручей волной гремучею…”

37. Стихотворение “Сыплет черемуха снегом…”

38. Романс “Заметался пожар голубой…” звучит в исполнении фортепиано и голоса.

39. Стихотворение “Я иду долиной…”

40. Стихотворение “Покраснела рябина, синела вода…”. На слове “рябина” вступает музыка (П. Чайковский “Октябрь”, “Осенняя песнь” из цикла “Времена года”). Звучит 8 тактов музыки, постепенно затихая так, чтобы последние строки стихотворения звучали без аккомпанемента. Стихотворение закончилось, музыка вновь вступает с 7-го такта, и звучат 7 и 8 такты.

41. Стихотворение “Каждый труд благослови, удача!”

42. Романс “Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды…” звучит в исполнении гитары и голоса.

43. Отрывок из поэмы “Анна Снегина” со слов: “На корточках ползали слухи…” до слов:

“А с летом прекрасное в нас”.

44.Отрывок из поэмы “Анна Снегина” со слов: “И вот я в дороге…” и до конца.

45.Стихотворение “Несказанное, синее, нежное…” звучит под аккомпанемент скрипки

(“Сентиментальный вальс” П.Чайковского).

46. Стихотворение “Капитан земли” до слов: “Вся партия - его матросы”. Тут вступает музыка (Бетховен. Соната № 8), начиная с первой репризы, кончая 16-м тактом относительно репризы.

47. Стихотворение “Гуляй-поле” (фрагмент по выбору).

48. “Революционный этюд” Ф.Шопена (ор. № 10 с-moll.)

49. Стихотворение “Издатель славный. В этой книге…”

Продолжительность композиции 1 час 30 минут.

Оформление сцены и реквизит

Портрет С.А.Есенина укрепляется на стене посередине “сцены” (место, на котором будут выступать артисты, условно названо “сценой”, т.к. “сцена” и стулья для зрителей должны находиться на одном уровне; занавес отсутствует). Портрет украшен яркими осенними листьями. Они укрепляются в нижнем правом углу в виде ветки, расположенной наискосок и вверх. Напольная ваза или любая большая ваза, поставленная на подставку, с осенними цветами и листьями. Все растения должны быть разной формы, длины, живописно расположенные. Цветов и листьев должно быть как можно больше, что придаст особую атмосферу праздника, торжества.

На полке, примерно на уровне портрета, отступив от сцены метра на полтора, можно разместить керосиновую лампу. На протяжении всей композиции она излучает неяркий свет. Лучше использовать электрическую, в целях безопасности и эстетики.

Вся сцена условно разделена на две части: правую (относительно портрета), оборудованную под городскую квартиру, и левую, оборудованную под деревенскую избу. Все чтецы выходят к той или иной части сцены в зависимости от содержания стихотворения.

В правой части сцены стоит пианино, на котором свеча в старинном подсвечнике, небольшая ваза с осенними цветами и листьями на белой вязаной салфетке. Торшер, ковровая дорожка, расстеленная таким образом, чтобы чтецы, выходя и уходя, ступали по ней. Стул для пианино, лучше венский, в стиле интерьера начала прошлого века. Пианино стоит примерно под углом 30° к рядам стульев. На стене висит картина-пейзаж или портрет.

В левой части сцены стоит старинный стол, покрытый старинной домотканой или вязаной скатертью. На столе лампа, ваза с цветами и листьями. Два венских стула около одной длинной грани стола, стол стоит под тем же углом, что и пианино. Длинный вязаный деревенский коврик или домотканый половик. На стене висят два стенда размером с портрет, на котором выставлены фотографии С.А.Есенина.

Глубина сцены около пяти метров. Стулья расставлены чуть-чуть полукругом. Слева, справа и посередине есть проходы. Артисты размещаются в первом ряду и по краям, чтобы удобнее было выходить, и по краям второго ряда. Артисты, выступающие в левой части сцены, садятся в левой половине ряда. Артисты, выступающие в правой части, садятся в правой половине ряда. Ведущий может сидеть в любой части ряда. Свои слова он произносит, стоя посередине сцены.

Одежда артистов по возможности классического стиля. Для девочек - строгая темная юбка и белая блузка или темное платье классического стиля. Для мальчиков – строгий костюм, светлая рубашка, галстук. Можно использовать и школьную форму. Особого внимания требует обувь. Света на сцене достаточно, и полумрак создан.