Учебно-методическое обеспечение: Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/авт.-сост. В.Я. Коровина. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2012
Цель урока: совершенствование у учащихся умений и навыков аналитической работы с художественным текстом в режиме учебного диалога.
Задачи урока:
- Образовательные:
- актуализировать знания учащихся по содержанию 1-3 глав произведения;
- подвести школьников к пониманию идейного смысла 4-й главы повести;
- Развивающие:
- совершенствовать аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые метапредметные умения обучающихся;
- формировать в учебном диалоге позицию думающего, рассуждающего читателя;
- Воспитательные:
- способствовать личностному развитию школьников через воздействие на эмоционально-волевую сферу;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и окружающими людьми.
Проблемный вопрос (проблемная задача): Как преломляются слова песни «Кадетский вальс» в произведении А. Пушкина?
Тип урока: комбинированный
Форма урока: проблемный урок с элементами эвристического обучения
Методы, приемы проблемно-эвристического обучения:
- частично-поисковый,
- эвристическая беседа, эвристическое (творческое задание), интерактивный прием «Микрофон».
Оборудование: словари, выставка предметов, иллюстрации к произведению, вопросы для работы в группах.
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Оргмомент |
2 мин. |
2. Актуализация знаний (устная викторина) |
5 мин. |
3. Этап формирования умений и навыков: |
7 мин. |
4. Постановка проблемного вопроса |
1 мин. |
5. Решение проблемной ситуации (групповая работа) |
5 мин. |
6. Социализация (афиширование ответов) |
5 мин. |
7. Работа со словарями (толкование понятий) |
3 мин. |
8. Эвристическое задание: составление кодекса чести восьмиклассника (школьника) |
10 мин. |
9. Рефлексия. Обобщение |
5 мин. |
10. Домашнее задание |
2 мин. |
Примечание: это 4-й урок аналитического чтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
ХОД УРОКА
На доске запись: «Капитанская дочка». Глава 4 – «Поединок»
I. Организационный момент (мотивация)
Работа с иллюстрацией С. Герасимова «Поединок»
– Какой момент изображен? Что было до него?
Запись на доске не комментируется (темы нет).
II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках
Устная викторина с использованием приема актуализации мира вещей (мини-выставка предметов, имеющих отношение к героям произведения).
1. Назовите эпиграф к «Капитанской дочке» («Береги честь смолоду»).
2. Как называются такие выражения? Кто помнит эту пословицу полностью? («Береги платье снову, а честь смолоду»).
3. Географическая карта (показывается учителем). Как воспользовался ею Петруша Гринев для расширения своих познаний? (сделал из нее змея).
4. Стремянный, за трезвое поведение пожалованный П.Гриневу в дядьки. Под его надзором Петр Андреич на 12-ом году жизни выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. Назовите героя. (Савельич).
5. Купюра в 100 рублей (показывается учителем). Кто и кому ее должен отдать? (Гринев – Зурину).
6. «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире». Назовите героиню. (Василиса Егоровна).
7. К кому на постой отправили Гринева? Чем объяснялся этот выбор? (к Семену Кузову).
8. Что можете сказать о таких предметах, как « частый гребень, да веник, да алтын денег»? (предметы показываются учителем). Алтын = 3 копейки. (это приданое Маши).
9. Пара серег (показывается учителем). Что можете сказать по их поводу? (Швабрин предложил Гриневу вместо нежных стишков подарить Маше Мироновой пару серег, чтобы она ходила к нему на свидания).
10. «…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор он жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Агафье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». О ком идет речь? (Андрей Петрович Гринев).
Вопрос на дом (опережающее задание).
При первом своем приезде в Белогорскую крепость Гринев увидел «старую чугунную пушку». В дальнейшем повествовании эта пушка упоминается еще три раза. Где? (назвать эпизоды, конкретные места в тексте).
III. Этап формирования умений и навыков
Учимся выделять и называть (формулировать) главное.
Фронтально: вспомним содержание прочитанных глав повести (материал предыдущих уроков). Для этого проведем блиц-игру «Разнобой». Что требуется от каждого? Выразить содержание каждой главы одним предложением. Победит тот, чья формулировка окажется самой точной и лаконичной.
(Задача не из легких. Непросто дать краткий и в то же время емкий ответ. Учащиеся пробуют найти точную формулировку, учитель направляет усилия учащихся в нужное русло).
В итоге могут прозвучать следующие ответы (это не шаблон, а только примерный вариант):
Глава 1. – «Сержант гвардии» Гринев рассказывает о своем домашнем воспитании и о том, как он был отправлен отцом на военную службу.
Глава 2. – Вьюга, вожатый и заячий тулуп на пути в Белогорскую крепость.
Глава 3. – Петр прибывает в Белогорскую крепость и знакомится с новыми людьми, в том числе с семейством коменданта и с офицером Швабриным.
Итоги работы по выделению главного в каждой главе обобщаются в схеме (составляется коллективно). Приученные к такой работе школьники справляются с этим без особых проблем. Вариант схемы, составленной восьмиклассниками:
IV. Проблемная ситуация
Учитель: Как-то я услышала по Центральному ТВ «Кадетский вальс» в исполнении И.Кобзона. Из песни запомнила и записала следующие строчки:
Душу – Богу,
Сердце – даме,
Жизнь – государю,
Честь – никому.
Хочу узнать ваше мнение: насколько актуальны они в преломлении к содержанию изучаемого произведения? Есть ли у Пушкина подтверждение справедливости этих слов?
Попробуем доказать это текстом. Вдумчивая работа с содержанием 4 главы («Поединок») поможет вам доказать или оспорить строчки песни.
(Учащиеся в ситуации осознания неизвестного; по сути, педагог предлагает детям сравнить две точки зрения, выраженные в песне и в повести).
V. Поиск ответа на вопрос, решение проблемы
Работа в парах или малых группах над вопросами к главе 4.
1. Согласны ли вы с утверждением, что Петр Гринев быстро освоился на новом месте? Что помогло ему в этом? Вопрос-подсказка: сопоставьте семьи Гриневых и Мироновых (быт, уклад, взаимоотношения).
2. Как вы оцениваете стихотворный опыт Гринева? Попробуйте доказать, что эти строки сочинил человек, который жил в XVIII веке.
3.
Объясните причины дуэли Гринева и Швабрина. Как вы оцениваете решимость героя повести? Дает ли этот поступок представление о его «кодексе чести»? Верно ли он поступил, с вашей точки зрения?
4. Прочтите комическое описание первой дуэли и ее неожиданного окончания. Как автор относится к участникам этой сцены?
5. Как повел себя Швабрин во время состоявшейся дуэли? Дайте оценку его поведению.
6. Как характеризует поединок Гринева и Швабрина?
VI. Социализация (афиширование ответов учащихся)
Этап обобщения, на котором происходит восполнение недостаточных исходных знаний учащихся, принятие (или неприятие) новых суждений. Неизбежно произойдет (при любом уровне подготовки и развития учащихся) осмысление таких нравственных категорий, как честь, благородство.
VII. Работа со словарями (толковый, словарь по этике и др.)
ЧЕСТЬ – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. (Долг чести. Суд чести (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
3. Целомудрие, непорочность.
4. Почет, уважение.
Уточняется, какие лексические значения слова «честь» применимы к тексту повести (свой выбор учащиеся аргументируют).
БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
А.С. Пушкин писал: «благородство – отвращение от всего низкого и страх принести несчастье другому». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Раскрывается ли эта авторская позиция в тексте? Достаточно ли вам доказательств?
VIII. Эвристическое задание в группы: составление кодекса чести (восьмиклассника, старшеклассника и т.д. – по выбору самих ребят)
Результат такой творческой коллективной работы вывешивается на доске, стенде, в уголке для ознакомления и последующего обсуждения (на ближайшем уроке).
IX. Рефлексия (по содержанию урока). Эвристическая беседа
Обратить внимание учащихся, что темы урока как таковой сформулировано не было
Запись на доске называет только главу, по которой ведется работа. Достаточно ли слова «поединок» для темы урока? Нет ли здесь неопределенности?
Педагог предлагает уточнить, сформулировать тему урока, чтобы максимально полно и точно отразить содержание состоявшегося разговора.
1. Это все-таки поединок или дуэль? (осмысление понятий, словарная работа).
Поединок – бой один на один между двумя противниками, обычно по вызову одного из них.
Дуэль (франц., от лат. «война») – поединок между двумя противниками на заранее определенных условиях.
2. Если это поединок, то какой? Кого или чего с чем? Какие человеческие качества столкнулись в нем? Найдем свою подпись к иллюстрации С. Герасимова, которую обсуждали в начале урока.
Уч-ся: на стороне Петруши Гринева – достоинство, благородство, справедливое желание отомстить обидчику девушки и восстановить ее репутацию; в руках же Швабрина другое «оружие» – месть отвергнутого, стремление к превосходству, низость и коварство, умение действовать исподтишка.
В итоге учащиеся формулируют, уточняют тему урока (свои версии).
Возможный вариант уточненной темы урока: «Поединок чести и бесчестия, благородства и подлости» (по главе 4 «Поединок»).
3. Согласны ли вы, что эмоциональным названием урока или его эпиграфом могут стать теперь уже знакомые строчки:
Душу – Богу,
Сердце – даме,
Жизнь – государю,
Честь – никому…?
(интерактивный прием «Микрофон»)
В обобщении прозвучат мысли:
– позиция Пушкина-человека не противоречит позиции Пушкина-автора и находит отражение в художественной канве произведения;
– точка зрения, выраженная в песне Кобзона (XX век), органично вписывается в систему взглядов Пушкина и его героев (XIX век), может быть оценена как современная поэтическая интерпретация жизненного кредо поэта-классика; следовательно, обсуждаемые на уроке нравственные категории могут быть с полным основанием отнесены к вечным;
– литература является учебником жизни (убеждаемся в этом в очередной раз).
Учитель: Какой самый важный урок вы извлекли из состоявшегося разговора? (Ответы детей).
А вот взгляд философа:
«Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста – это не делать никому зла», – считал Ж.-Ж. Руссо.
Сегодня вы очень активно обсуждали проблему чести и достоинства. Эти понятия раскрывают отношение человека к себе, определяют отношение к нему со стороны окружающих. Каждый сам определяет меру своей ответственности перед собой, своей совестью, перед людьми, перед обществом. Именно об этом – стихотворение Юрия Левитанского. Пусть оно будет своеобразным напутствием вам:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя.
X. Домашнее творческое задание (по выбору):
1) подготовить рассказ о поединке от лица Гринева или Швабрина;
2) «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности», – писал В. Гюго. Попробуйте описать «три характера» П. Гринева или Швабрина.
3) Мини-сочинения:
– За что бы я вызвал Швабрина на дуэль?
– Каким мог быть финал дуэли, если бы в нее не вмешались?
Комментарии учителя.
Оценивание: оригинальный подход, убедительность, доказательность, точность языка.
Ценность урока (с моей точки зрения):
– проблемные вопросы ставят учащихся в позицию исследователей, ведущих поиск истины;
– прием актуализации мира вещей, неожиданные вопросы стимулируют познавательную активность детей;
– учащиеся понимают, что поединок добра и зла – это вопрос не только литературы; прежде всего это закон нашей жизни, закон единства и борьбы противоположностей…
Критерии оценивания обучающихся:
– степень активности на разных этапах урока;
– степень сформированности коммуникативных умений (взаимодействие в группе, умение вести диалог, выступать перед аудиторией и т.д.);
– степень сформированности метапредметных умений (находить информацию в справочной литературе, выделять главное и др.);
– умение отстаивать свои убеждения в разговоре о нравственных категориях.
Оценивание только положительное!
Список использованной литературы
- Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: 1986
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М.: 1992
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: 2007