Метапредметная игра-конкурс «Путешествие с Алисой»

Разделы: Математика, Литература, Иностранные языки, Внеклассная работа

Классы: 5, 6

Ключевые слова: игра-конкурс


Игра-конкурс «Путешествие с Алисой» является командной. Количественный состав участников команды – 8 человек.

Основной целью игры является развитие и совершенствование метапредметных умений и навыков обучающихся.

Задачи:

  •  Популяризировать творчество Льюиса Кэрролла.
  •  Способствовать выявлению и развитию творческих способностей.
  •  Способствовать формированию коммуникативных навыков обучающихся.

Программа конкурса

Конкурс «Загадка от Шляпника»

Домашнее задание. Обыграть командой ответ на вопрос: чем пуганая ворона похожа на письменный стол? Время выступления 2-3 минуты.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс-разминка «Кросс по инстанциям» (викторина на знание текстов сказок Кэрролла).

Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс капитанов «Волшебный сундучок» (конкурс на знание сказок Кэрролла).

Максимальная оценка – 3 балла.

Конкурс «Королевский крокет» (определить верность // неверность утверждений; подобрать прилагательные-характеристики на английском языке).

Максимальная оценка – 3балла.

Конкурс «Экзамен для Алисы» (математический конкурс).

Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс «Улыбка Чеширского кота» (конкурс рисунков).

Ведущие: Кролик и Алиса.

Ход игры

1. Вступление

Она - Каких знаменитых фантазёров ты знаешь, Кролик?

Он - Карлсон, Винни-Пух, фантазёры из книги Носова, Пеппи Длинный Чулок, Барон Мюнхгаузен…

Она - А что значит “быть фантазёром”?

Он – По-моему, Алиса, это значит -придумывать разные истории, сочинять, рассказывать о том, чего не было на самом деле; причём рассказать так, чтобы самому верилось и обязательно поверили другие.

Она - Ребята, вы знаете, кто такой Чарлз Лютвидж Доджсон?

Он - А Льюиса Кэррола вы знаете?

Она - Оказывается, Чарлз Лютвидж Доджсон и Льюис Кэрролл – это один и тот же человек. Льюис Кэрролл – это его псевдоним.

Он - Однажды во время лодочной прогулки с приятелем и его дочерьми (одну из которых звали Алиса) Льюис Кэрролл придумал историю про девочку Алису, которая бежит за Белым Кроликом и внезапно проваливается в глубокую кроличью нору.

Она - История так понравилась слушательницам, что, вернувшись с прогулки, Алиса попросила Льюиса записать для неё эту историю. «И пусть там будет побольше всяких глупостей!» - настаивала она.

Он – Глупостей? Да, пожалуйста!

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Она – А что такое «варкалось»?

Он – «Варкалось» — это восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин, но в то же время уже немножечко смеркалось.

Она - А «хливкий»? Это какой?

Он - «хливкий» — это одновременно и хлипкий, и ловкий.

А кто такие «шорёк» и «мюмзик»?

Он - «Шорёк» — помесь хорька, ящерицы и штопора, а «мюмзик» - это такая птица, перья у неё вечно растрёпаны и торчат во все стороны, как веник. Ну, теперь всё поняла?

Она – Нет. Надеюсь, в английском оригинале пойму лучше. Ученица … исполнит стихотворение Льюиса Кэрролла «Jabberwocky”.

Он - Даша, а по-русски вы понимаете? А то я уж подумал, что вы – настоящая англичанка.

Она – Я даже лучше стала понимать, что такое «мова» и «хрюкотали». Спасибо вам!

2. Конкурс «Домашнее задание»

Он - Послушай, Алиса, а чем пуганая ворона похожа на письменный стол?

Она - Право, не знаю…

Он -  И в самой сказке ответа нет. Читатели книги задавали Кэрроллу вопрос, какая же отгадка. Ответ самого Кэрролла: «Оба могут издавать звуки».

Она - Наши команды получили домашнее задание. Обыграть командой ответ на вопрос: чем пуганая ворона похожа на письменный стол? Время выступления 2-3 минуты.

Он - Итак, конкурс «Загадка от Шляпника». Максимальная оценка – 5 баллов.

3. Конкурс-разминка «Кросс по инстанциям»

Он – Ребята, а вы не помните, а кто победил в забеге промокших в наводнении героев? А ты Алиса, помнишь?

Она - Конечно, помню. Я же в этом кроссе участвовала.

Он – Так кто же победил?

Она – Все! Все высохли и согрелись.

Он – А в нашем конкурс-разминке «Кросс по инстанциям» победа достанется самым эрудированным. За 5 минут командам нужно будет вспомнить всё.

Она – Всё-всё? По всем предметам школьной программы?

Он – Нет, всё-всё по сказкам Кэрролла. Время на выполнение задания 5 минут. Максимальная оценка – тоже 5. Баллов.

Она - Какая скорость! Настоящий кросс! Теперь жюри нужно так же быстро проверить работы.

Он – Не будем их торопить. Лучше полюбуемся на самый быстрый танец. Почти кросс. Только под музыку.

Она – Ученики … класса исполнят зажигательную «Джигу-дрыгу»!

Он - Я даже смотреть запыхался! Отдышусь, пока жюри оглашает оценки за второй конкурс.

4. Конкурс капитанов «Волшебный сундучок»

Она – Что это у тебя за коробочка?

Он – Это для конкурса капитанов «Волшебный сундучок». Капитаны, приглашаем вас на сцену.

Она – Давайте познакомимся.

Он - Пудинг.

Она – Алиса.

(по очереди ко всем капитанам)

Он – Ребята (и девчата), вам предстоит вытащить из этого сундучка картинку с предметом, связанным со сказкой Кэрролла. Минутка на подготовку – и вы уже рассказываете кратко, но внятно эпизод, в котором задействован этот предмет. Максимальная оценка, которую вы можете заработать за этот конкурс, - 3 балла.

Он - Пока капитаны готовятся, блиц-опрос для жюри. Скажите, кто ваш любимый герой в сказках Кэрролла? А почему именно он? (она подносит микрофон).

5. Конкурс «Королевский крокет»

Она – Кэрролл очень любил путешествовать. В 1867 г. он побывал в России. Вот как он описывает свое первое впечатление о Петербурге: «Мы едва успели немного прогуляться после обеда, все удивительно и ново вокруг. Необычайная ширина улиц (даже второстепенные шире любых в Лондоне), крошечные дрожки, бешено шныряющие вокруг, ничуть не заботясь о безопасности пешеходов, огромные и яркие вывески магазинов, гигантские церкви с голубыми куполами, усыпанными золотыми звездами, загадочный гомон толпы – все удивляло и поражало нас во время этой первой прогулки по Петербургу…

Он - Его поражает длина русских слов. Кто-то записывает ему по-русски: «защищающихся», а потом транскрибирует английскими буквами. Бедный Кэрролл!

Она – Он пытался понять русский язык. А у нас зеркальная ситуация. В конкурсе «Королевский крокет» вам нужно будет определить верность//неверность утверждений и подобрать прилагательные-характеристики. И всё это - на английском языке!

Он - Максимальная оценка всего 3 балла. Я бы больше дал!

Она - Жюри за столом проверяет работы.

Он - А у нас на сцене совсем другое застолье – сценка «Чаепитие» в исполнении учеников … класса. Встречаем! Ба, да это же я! А вот и ты, Алиса!

6. Конкурс «Экзамен для Алисы»

Он – Какие утонченные манеры у этих героев.

Она - В школе мы еще не проходили утонченных манер. Мы пока учили сложение и вычитание всякими способами и на разный манер.

Он - Ты хочешь начать со сложения? Прекрасно! Скажи, сколько будет один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один?

Она - Я сбилась со счета. Повтори, пожалуйста, помедленней.

Он - Сложения она не знает. Проверим деление. Раздели булку ножом. Быстро – ответ!

Она - Получится…

Он – Бутерброд, конечно! Попробуем еще один пример на вычитание. Отними у собаки кость. Что останется?

Она - Кость, конечно, не останется, ведь я ее уже отняла. И собаки не останется. Она же бросится за своей костью. Я тоже не останусь. Очень нужно, чтобы собака меня разорвала!

Он – Ошибочка! Отними у собаки кость, и останется собачье терпение!

Она – Ох, какая сложная наука – математика!

Он – Сказки про Алису написал человек, который писателем стал случайно. Его основная профессия-математик. Прочитав знаменитую сказку «Алиса в Стране Чудес», королева Англии Виктория пришла в восторг и приказала немедленно купить все сочинения Кэрролла. Каково же было удивление и разочарование королевы, когда ей доставили целую кучу книг по математике, ведь он был профессором именно по этой дисциплине.

Она - Кэрролл был прекрасным математиком. А вы готовы решать математические задачки?

Он – Тогда складываем полученные баллы. Жюри, просим вас огласить оценки за конкурс «Королевский крокет».

Она – А следующий конкурс - «Экзамен для Алисы»- тоже потребует от вас знаний по математике. Решайте задачки и получайте максимальную оценку в 5 баллов. У вас всего 7 минут!

Кот - Здравствуйте, мальчики и девочки. Имею честь представиться - Чеширский Кот. А вы знаете, почему меня так зовут? Льюис Кэрролл родился в маленькой деревне Дэрсбери в графстве Чешир, Англия. Все англичане знают старую пословицу: «Он улыбается, как Чеширский Кот». Посмотрите на меня! Я действительно люблю улыбаться. И еще я очень люблю петь.

Она – Песня Владимира Семёновича Высоцкого «Чеширский кот».

7. Конкурс «Улыбка Чеширского кота»

Она - Браво, браво, Котик! Так и хочется погладить и почесать за ушком.

Он – Надеюсь, ты при этом не исчезнешь? Аплодисменты, аплодисменты нашему улыбчивому и мурлыбчевому котику.

Она – а у нас последний конкурс. «Улыбка Чеширского кота».

Он – Кросс у нас уже был. А теперь – эстафета.

Она – Каждая команда в качестве эстафетной палочки получает маркер. Первой на листе появится улыбка, за ней усы и нос, третий участник эстафеты нарисует глаза, четвертый – уши, пятый – мордочку, шестой -туловище, седьмой - лапы, восьмой – хвост.

Он - Эстафета передаётся строго за линией, нарушители потеряют баллы.

Она – Последний участник эстафеты, завершив рисунок, поднимает его и показывает залу. Это и считается финишем. Еще раз повторю очередность: 1 - рисует улыбку, 2 -усы и нос, 3 – глаза, 4 -уши, 5 – голову, 6- туловище, 7 – лапы, 8 - хвост.

Он – На старт! Внимание! Марш!

8. Конкурс для педагогов

Он - Пока жюри подсчитывает баллы… Ах, как им не хватает сейчас, наверное, профессора математики Чарлза Лютвиджа Доджсона или попросту Льюиса Кэрроллла. Так вот, пока они считают, мы приглашаем на сцену тех, без кого наша встреча не смогла бы состояться, тех, кто нас сюда привёл – наших педагогов.

Она – Детей готовили? Сами сказку на ночь перечитывали? Вам предстоит отгадать героя по описанию. Кто первый отгадает – лопает шарик. И зарабатывает балл для своих подопечных Готовы?

Он – «Вид у него был какой-то странный, а руки и ноги торчали в разные стороны, как у морской звезды. Бедняжка пыхтел, словно паровоз, и весь изгибался». (Младенец герцогини).

Она - «Вид у него был добродушный, но когти длинные, а зубов так много, что Алиса сразу поняла, что с ним шутки плохи». (Чеширский Кот).

Он - «Во-первых, она была такая безобразная, во-вторых, подбородок ее приходился как раз на уровне Алисиного плеча, и подбородок этот был очень острый». (Герцогиня).

9. Завершение

Она – Бедные шарики! Но оно того стоило. Уважаемое жюри, добавьте, пожалуйста, баллы командам … и … школы.

Она – Почему ты такой грустный, Кролик?

Он - Как писал наш Кэрролл: «Настроение кислое, как клюква».

Она – Почему же?

Он - Наше путешествие подходит к концу. Скоро жюри огласит результаты… и всё, пора будет прощаться.

Она – Но мы ведь всегда можем вернуться, открыть книгу Кэрролла и вновь пуститься вместе с Алисой в путешествие вниз по кроличьей норе.

Он – Или в Зазеркалье!

Она – Ты опять загрустил. Давай послушаем жюри. Результаты тебя, наверняка, развеселят!

Он – На сцену приглашаются капитаны команд и председатель жюри.

Он – Неужели это всё, Алиса?

Она - Конечно же, нет! Кроме того, что наш герой был профессором математики и сочинял чудесные стихотворения и сказки, он еще увлекался фотографией. Поэтому мы приглашаем всех участников сегодняшнего путешествия на сцену для общей фотографии на добрую память!

Приложения