Сегодня в связи с бурным развитием техники, с увлечением наших детей информационными технологиями мы, к сожалению, всё чаще сталкиваемся с утратой некоторых моральных, нравственных понятий, с потерей духовных ценностей, с тем, что само понятие «духовность» становится для нас далёким, непонятным, а порой, и ненужным. В связи с этой проблемой, на мой взгляд, совершенно необходимо говорить на уроках литературы об опасности такого явления, о неприемлемости для нормального человека потери человечности, о страшных последствиях этого. Поэтому роман Е. Замятина «Мы» - очень важное и нужное произведение для такого разговора. Не так много времени уделяется в программе на изучение этого романа, что, на мой взгляд, является совершенно неверным. Кроме этого, сам текст романа часто вызывает у учащихся неприятие и сложность в прочтении. Но в рамках программы я нашла выход и предлагаю вести разговор об этом произведении в контексте мировых проблем выживания человечества. Для подготовки и проведения этих двух уроков можно привлечь учителей обществознания, экономики. Форма диспута очень хорошо укладывается в выполнение поставленных задач.
За одну-две недели до урока я предлагаю учащимся разделиться на две группы: защитников материального прогресса и защитников духовного прогресса, подобрать материалы, подтверждающие ту или иную позицию, прочитать роман и найти в нём то, что необходимо каждой группе для защиты своей позиции. Это предварительная работа, которую проделывают сами учащиеся без вмешательства педагога. Учитель может здесь выступать только консультантом. Из числа мотивированных учащихся учитель может выбрать себе ассистента, помогающего во время урока, подбирающего необходимую информацию к уроку. Кроме этого, готовится ученик, играющий роль одного из «нумеров». Можно текст читать и без театрализованного представления, но это вносит в урок некое разнообразие и нравится ребятам. Итак, вашему вниманию представляю план-конспект двух уроков по роману Е. Замятина «Мы».
Цель. Закрепить и обобщить полученные учащимися знания на уроках литературы, обществознания, географии, экономики о человеке, его взаимоотношениях с миром и с самим собой, а также навыки ведения диспута и умения отстаивать свою точку зрения на примере романа Е. Замятина «Мы». Воспитать у учащихся умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание неприятия системы, порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, воспитание стойкого желания быть развитой одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя как личность, выработка своего отношения к позиции автора.
Оснащение урока: на столах раздаточный материал к уроку, правила проведения диспута. Экран, проектор, компьютер, магнитола. Презентация, включающая в себя отрывки из фильмов «Терминатор-2», «Собачье сердце». Запись Сонаты № 14 Бетховена.
1 |
Начало урока |
Звучит музыка Бетховена (Соната № 14) (приложение 1), под которую демонстрируется отрывок из фильма «Терминатор-2» (1.32.10-1.33.53) (Приложение 2*). |
2 мин. |
2 |
Учитель |
Проблема выживания человечества стала в наши дни глобальной. |
2 мин. |
3 |
Учитель |
Драматизм нашего тысячелетия заключается в том, что сознание человека изменяется не так быстро, как его технические возможности, в новый индустриальный мир человек приносит вековую психологию зла и насилия. |
Учащиеся делают записи |
4 |
Учитель читает стихотворение |
Владимир Кириллов. Мы. 1920 год.
|
Текст на столах у учащихся. Они следят по тексту.
2 мин. |
5 |
Учитель |
Кто же такие – мы? В чем их сила? В чем опасность? Какого местоимения нет в стихотворении? Почему? О каком прогрессе идет речь? Докажите. Попробуйте, опираясь на текст стихотворения, трактовать его с позиций защитников материального и духовного прогресса. На обсуждение – 2-3 минуты. |
Учащиеся размышляют. Работают в группах, потом представитель от группы выступает. Противоположная группа может задавать вопросы. |
6 |
На экране (доске) эпиграф |
В эти же самые годы писатель Евгений Замятин говорил: «Сам по себе технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не только не способствует улучшению человеческой породы, но грозит вытеснить человеческое в человеке». И тогда может наступить разруха – и в жизни, и в душе. |
0,5 мин. |
7 |
Отрывок из фильма |
«Собачье сердце» 29.53.-33.34. (Приложение 3*) |
3 мин. |
8 |
Учитель |
|
|
9 |
Обсуждение |
О какой разрухе говорит профессор Преображенский? Почему она наступает? В чем он видит причину разрухи? Попробуйте оценить его позицию с точки зрения + и – технического прогресса. Как вы понимает выражение: «В нём естество склонилось перед ложью, |
Учащиеся выступают. 8-10 мин. От группы представители |
10 |
Информация к размышлению (может произносить ученик, ассистент учителя, который заранее подобрал подобную информацию) |
Ученые говорят, что: |
Цифры на доске (экране) или перед глазами учащихся. 2 мин. |
11 |
Учитель |
Итак, давайте обратимся к роману Замятина «Мы». Роман написан в 1920 году и вызвал неоднозначную реакцию у читателей и критиков. Это роман-предупреждение, предвидение. Уже в эти годы человек задумался о том, что же такое технический прогресс, какое влияние он может оказать на жизнь людей? Чего от него больше – пользы или вреда? |
Учащиеся размышляют. |
12 |
Учитель |
-Достаточно ли это для того, чтобы сохранить для будущих поколений планету и сделать людей счастливыми? |
Вопросы на доске (на экране) |
13
|
Учитель |
В Библии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит или погубит себя?» Итак, иметь или быть? Давайте поразмышляем. |
|
14 |
Учитель |
Обратимся непосредственно к роману. Как вы помните, в нем построено технически совершенное Единое Государство, в котором удовлетворены все потребности людей, каждый из которых имеет не имя, а букву и номер. Во главе этого Государства стоит Благодетель, давший этим нумерам всеобщее математически безошибочное счастье. Мечта о технократическом идеальном государстве, связанном с машинами, управляемом техниками, где человек теряет свою индивидуальность и становится добровольным рабом системы, возникла ещё во времена просветителей и дожила до наших дней. Замятин довел до конца идею человека-машины, человека-социальной функции и воплотил эту мечту в романе «Мы». |
|
15 |
Театрализованное представление (ученик, одетый как жители Государства, читает текст 1-ой записи). |
1-ая запись. Каковы жители этого государства? |
|
16 |
Учитель |
Ваша задача сейчас выдвинуть доводы, защищающие идеи в этом обществе и опровергающие их. |
Правила спора на столах. |
17 |
Диспут |
Сначала говорят защитники технического прогресса, вопрос, довод защитников духовного прогресса – вопрос. |
|
18 |
Учитель. |
Я считаю, что это идеальное государство, во главе которого стоит Благодетель – спаситель человечества, и люди в нем счастливы, и путь развития цивилизации – торжество разума. Вы согласны? |
Спор с учителем. |
19 |
Итог. |
Вот последняя фраза романа: «Я надеюсь, что мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить». Возможные ответы: |
Высказываются учащиеся и гости |
20 |
Учитель |
«Иметь» или «быть»? Наш разговор на этом не заканчивается. Мы только приблизились к решению этой проблемы. Но самое главное, что надо помнить, что жизнь и судьба нашей планеты зависит от каждого из нас.
|
|
21 |
Домашнее задание |
Письменное размышление на один из вопросов или высказываний, использованных на уроке. |
|
*Приложения можно получить у автора работы.