Сегодня в развитии российского образования наметились тенденции к формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированного подхода, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
Главной целью школьного образования является развитие ученика как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с последующим применением их на практике. Одной из основных компетенций, на наш взгляд, является овладение учащимися информационно-коммуникативной технологией.
Информационно-коммуникативная технология – наиболее важная составляющая процесса информатизации общества и последующего использования информационных ресурсов.
Основными принципами этой технологии является:
- интерактивный режим работы;
- интегрированность;
- гибкость процесса.
Одна из целей стандарта среднего (полного) общего образования по литературе предполагает совершенствование умения поиска, систематизации, обработки и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Стремление использовать компьютерные технологии на уроках литературы продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения; в-третьих, компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Информационно-коммуникативная технология – это не просто передаточное звено между учителем и учеником, она также позволяет изменить содержание учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствует внедрению в учебный процесс таких элементов, как мультимедиа-проект с использованием ресурсов сети Интернет. Такие проекты, безусловно, являются межпредметными. Важная роль при подготовке и реализации проекта по литературе отводится учителю информатики и ИКТ. Изучая прикладное программное обеспечение, учитель информатики имеет возможность взять в разработку материал по любому предмету школьного курса.
При изучении ППО, входящего в пакет MS Office (Word, PowerPoint, Publisher), на уроках информатики и ИКТ, учащиеся смогли реализовать запрос учителя литературы по подготовке материала в виде презентаций, текстовых документов, публикаций по творчеству драматурга.
Примером такого проекта является урок «А.Н. Островский. Жизнь. Творчество. Судьба» – первый в системе уроков по изучению творчества драматурга, поэтому было важно создать яркий образ, провести нить между прошлым и современным прочтением творчества А.Н. Островского.
Тема урока: «А.Н. Островский. Жизнь. Творчество. Судьба»
Цели урока:
- Образовательные:
- ознакомление уч-ся с жизнью и драматургической деятельностью Островского.
- Развивающие:
- развитие лекторских навыков у уч-ся, совершенствование навыков лекционных записей.
- развитие монологической речи.
- развитие навыков работы с ИКТ.
- развитие навыков отбора материала и систематизации отобранного.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к драматургии и театру.
Тип урока: этап усвоения нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы работы: словесный, наглядный
Ведущий метод: урок-исследование, элементы лекции.
Интегрированный урок (основан на межпредметных связях: информатика, литература, изобразительное искусство, театр, музыка)
Урок-презентация (основан на нетрадиционной организации учебного материала)
Заочная экскурсия, литературная прогулка
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд 1)
– Знакомы ли вы с произведениями А.Н.
Островского?
– Когда вы познакомились с его произведениями
впервые?
– Что вы знаете о нем самом?
(Ответ ученика)
– Сегодня у нас необычный урок,
урок-презентация А.Н. Островского, великого
драматурга, создателя, по словам И.А. Гончарова,
русского национального театра.
Вспомним, что в самой основе драматургии всегда
содержится конфликт. (Конфликт –
столкновение мнений, убеждений, точек зрения).
– Перед вами две цитаты: (Приложение 1, слайд 2) одна из статьи Н. Добролюбова «Темное царство», другая – из эссе Юлия Айхенвальда «Островский». Прочитаем их. (Читает ученица).
– В этих цитатах мы видим драматургию
конфликтного восприятия творчества А.Н.
Островского.
Если современник Островского – Добролюбов
говорит о таланте писателя-психолога, то
литературовед начала XX века отказывает ему
вообще в каком-либо психологизме, напротив,
обвиняет в поверхностности.
ПОЧЕМУ???
Может быть, объяснение простое – о вкусах не
спорят?
Или: разное восприятие обусловлено временем и
личностью критиков?
А может быть, дело в самом творчестве
Островского, его многогранности и
противоречивости?
На эти вопросы нет смысла отвечать сегодня, на
первом уроке.
Лишь обращение к личности и творчеству
драматурга поможет найти правильный ответ.
Этим и будим заниматься на ближайших уроках.
– Откроем тетради, запишем число, тему урока,
обратимся к словарным словам и списку литературы
(Приложение 2).
В течение урока мы ведем конспект.
IV. Работа по теме урока
– Давайте обратимся к личности драматурга,
узнаем новые факты его биографии.
Обратите внимание на основные вопросы урока (Приложение 1, слайд 3).
Сегодня мы с вами пришли в театр Островского.
Посмотрим, что находится там внутри (Приложение
1, слайд 4).
Действие 1.
С Викой мы совершим заочную экскурсию по
местам, связанным с жизнью А.Н. Островского.
Будьте внимательны, ведите конспект.
Рассказ Вики (Приложение 1,
слайд 5, переход к Приложению 3).
Антракт. Действие 1 закончилось. (Приложение
1, слайд 6)
– С какими местами связана жизнь А.Н. Островского?
Действие 2.
Наталья Кондращенко познакомит нас с этапами
жизни и творчества драматурга.
Будьте внимательны, ведите конспект.
В антракте мы подведем итог и ответим на вопросы.
Рассказ Натальи (Приложение 1,
слайд 7, переход к Приложению 4)
Антракт. Действие 2 закончилось. (Приложение
1, слайд 8)
– Какие новые факты из биографии А.Н.
Островского вы узнали?
– В каком районе Москвы родился и вырос А. Н.
Островский?
– Какие сословия наиболее полно представлены в
пьесах драматурга?
– Группа учащихся приняла участие в выпуске
«Литературного вестника» – газеты, посвященной
А.Н. Островскому.
Сергей Кистинев представит работу группы.
(Приложение 1, слайд 9, Приложение 5)
Вторая страница газеты о жизни драматурга – её
представит Настя Елтарева.
12 февраля 1882 года И.А. Гончаров писал
Островскому: (Приложение 1,
слайд 10)
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку
художественных произведений для сцены создали
свой особый мир.
Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь.
Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью
сказать: «У нас есть свой русский национальный
театр».
Он по справедливости должен называться: «Театр
Островского».»
– Театром Островского называют Малый театр.
И вновь страничка из «Литературного вестника»,
её представит Кристина Гончарова.
(Приложение 1, слайд 11)
Действие 3.
– Современно ли творчество Островского
сегодня?
На это вопрос поможет ответить Лика Зайцева.
Будьте внимательны, ведите конспект.
В антракте мы подведем итог и ответим на вопросы.
Рассказ Лики (Приложение 1,
слайд 12, Приложение 6)
Антракт. Действие 3 закончилось. (Приложение
1, слайд 13)
– Можно ли произведения А.Н. Островского
называть «пьесами жизни»?
– Современны ли темы произведений А.Н.
Островского сегодня?
(Приложение 1, слайд 14)
– Критика в газете «Литературный вестник», эти страницы можно использовать для подготовки к урокам по пьесе «Гроза».
V. Итог урока
– Подводим итоги. В этом нам поможет работа с тестом, который лежит на партах. (Приложение 7)
VI. Домашнее задание
– Мы начинаем знакомство с пьесами жизни с чтения пьесы «Лес», обратитесь к распечатке на парте, перепишите задание.