Местоимения "я" и "мы" и их производные в художественных текстах

Разделы: Литература


Цели:

  • раскрыть экспрессию слов я и мы как одного из средств постижения смысла произведения;
  • учить чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения, способствовать развитию творческих способностей школьников;
  • дать понять, что каждый человек должен сделать свой выбор, выработать свой ориентир в жизни, сохранить свою индивидуальность.

Оборудование:

  • художественные тексты: стихотворения К. Бальмонта, стихотворения В. Маяковского (до 1917 года), роман Е. Замятина "Мы";
  • словари: "Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова, "Этимологический словарь русского языка" Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Через слово мы постигаем суть произведения, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Как вы понимаете суть слова ощущение ?

- Это слово, идущее из глубины души, передающее душевное состояние человека, его чувства, переживания.

Учитель. Сегодня на уроке попробуем понять мировосприятие художников слова через их собственные ощущения, связанные со словами я и мы. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этими словами? (после ответов учеников – обращение к толковому словарю).

"Я" – индивидуум, личность.

"Мы" – несколько лиц, включая себя. "Мы" – это много "я". "Мы" - "я" и другие люди.

"Мы" – масса, толпа.

Учитель. Посмотрим, совпадут ли наши ощущения с восприятием этих слов писателей и поэтов.

III. Выразительное чтение стихотворений и отрывков с их последующим анализом.

Чтение стихотворений К. Бальмонта.

Один из учащихся заранее готовит карточку с цитатами из стихотворений К. Бальмонта (можно спроецировать через кодоскоп или проектор).

"Из стихотворений Константина Бальмонта"

Я русский, я русый, я рыжий
От моря до моря ходил…
Я знаю и мудрость и бред.
Я жизнь, я солнце, красота,
Я время сказкой зачарую,
Я в страсти звёзды создаю,
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Я - изысканный стих. Я весь – весна, когда пою,
Я – светлый бог, когда целую!"
Я - изысканность русской медлительной речи,

Учитель. Какие же выводы можно сделать? Что значит "я" у Константина Бальмонта?

- Здесь "я" – ярко выраженная индивидуальность, особый характер, неповторимая душа. Можно сказать, что К. Бальмонт – натура в высшей степени впечатлительная, артистическая, ранимая. Он лирик во всём: в каждом движении, в каждом своём замысле.

Учитель. Недаром Илья Эренбург отметил, что, исколесив моря и материки, Бальмонт "ничего в мире не заметил, кроме своей души". Сам же К. Бальмонт жил, веря в свою исключительную многогранность и своё умение проникать во все окружающие миры.

Чтение стихотворений В. Маяковского.

Теперь понаблюдаем, какой смысл вкладывает в слово "я" Владимир Маяковский.

Один из учащихся заранее готовит карточку с цитатами из стихотворений В. Маяковского (можно спроецировать через кодоскоп или проектор)

"Кто же он, Владимир Маяковский?"

Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека.
Сегодня я - Наполеон!
Я полководец и больше.
Сравните: Я и Он.
Вот я – весь боль и ушиб. Я – ваш поэт.
Я, сохранивший бесстрашную душу,
Бросаю вызов.
Я – такой большой
И такой ненужный…
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я – бесценных слов мот и транжир.

Что вкладывает в слово "я" этот поэт ХХ века?

- В. Маяковский говорит о том, что он одинок, подбирает очень ёмкие слова для выражения этого чувства: боль, ушиб, одинокий глаз, ненужный и т. д. И тут же, бросая вызов, кричит: "Я – ваш поэт",

Говорит о бесценности своих слов, сравнивает себя с Наполеоном. Маяковский предстаёт перед нами как яркая личность, как неповторимый человек. Значит и его "Я" – это тоже индивидуум, личность.

Таким образом, мы видим, что и для К. Бальмонта, и для В. Маяковского "я" – это прежде всего яркая индивидуальность, неповторимый, непохожий на другие характер.

IV. Работа с этимологическим словарём.

Карточка-информатор №1 с этимологической справкой слова.

Я общеславянское. Возникло из яз, представляющего собой йотированную форму азъ (буквы, восходящей к старославянскому личному местоимению азъ "я")

Учитель. Слово "я" в русском языке – местоимённое слово, точнее, местоимённое существительное (указывает на предметность и в предложении выполняет те же функции, что существительные). Мы знаем, что местоимения ничего не называют, а только указывают на предметы, признаки, на количество, на различные обстоятельственные значения. Особого внимания заслуживает наш случай, когда местоимение-существительное "я" утрачивает местоимённое значение указания и усиливает значение предметности, обогащает его конкретным содержанием и переходит в существительное. В этот разряд входит и местоимение "мы". Обратимся к этимологии этого слова.

Карточка-информатор №2 с этимологической справкой слова.

Мыобщеславянское. Под влиянием окончания 1 лица мн. числа настоящего времени глагола – окончание –ы.

V. Анализ текста романа Е. Замятина "Мы"

Учитель. Итак, и слово "я", и слово "мы" входят в состав личных местоимений. Мы наблюдали за употреблением местоимения "я" в творчестве К. Бальмонта и В. Маяковского. Теперь посмотрим, как другой талантливый писатель использует это слово в своём произведении и связывает его с другим местоимением - "мы".

Для этого обратимся к творчеству Евгения Ивановича Замятина, его фантастическому роману "Мы".

"Мы" – краткий художественный конспект возможного отдалённого будущего, уготованного человечеству, антиутопия, роман-предупреждение. Что такое антиутопия?

- Антиутопия – произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства.

Учитель. Антиутопия ставит героя перед нравственным выбором. Этот выбор начинается, как только приходит сознание, неверие в разумность порядка жизни. Посмотрим, что же выберет наш герой: "я" или "мы".

Понаблюдаем, как Замятин использует экспрессивные возможности слов "я" или "мы", чтобы передать своё восприятие жизни.

Групповая работа.

Работа с ключевыми деталями текста. Перечитывая отдельные части романа, составим цепь ключевых слов, передающих наше восприятие поэтического мира автора.

"Я, Д-503… я только один из математиков Единого Государства".

В этом романе нет имён, следовательно, нет индивидуальности. Ведь каждое имя несёт в себе какое-то значение, особое, яркое. Здесь нет имён, значит, все должны быть похожи друг на друга. Запишем в цепь слов: Я один из -

"Я лишь попытаюсь записать то, что думаю, - точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это "Мы" будет заглавием моих записей)".

Д-503 поправляет себя "…точнее, что мы думаем". То есть он вполне уверен, что все думают одинаково.

Добавим в цепь слов: Я один из – мы думаем

Действительно, даже такое личное, как мысль человека, становится общим, одинаковым.

- мы думаем одинаково

Читаем дальше:

"Но я готов, так же, как каждый из нас"

Что вы можете сказать о Д-503?

- Из этого предложения видно, что Д-503 такой, как все. Значит, можно сказать, что его жизненная позиция – "я как все". Запишем в цепь слов: - я как все

"…блестящие шары голов…"

- Далее даётся описание членов Единого Государства. Все без имён, одинаково одеты, все герои лысые. Здесь тоже нет индивидуальности. И внешне, и внутренне люди похожи.

Учитель. Таким образом, с самого начала романа перед нами предстают серые, безликие люди-нумера, которые живут по плану, рассчитывают точно своё время и сливаются в единое, миллионорукое тело, которое в одну и ту же секунду подносит ложки ко рту, выходит на прогулку или отходит ко сну.

"Каждое утро, с шестиколёсной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаём как один…"

Учитель. Обратите внимание на сравнение мы, миллионы, как один. Какой вывод можно сделать?

- Миллионы приравниваются к одному. "Мы" здесь всё равно что "я".

Запишем в цепь ключевых слов: - миллионы, как один

Все фантазии, любые проявления жалкой свободы "я", выражающейся в малейшем отступлении от бесчисленных запретов, узаконений, распорядка дня и т. п., воспринимаются строителем Интеграла как помещение себя в положение иррационального, мнимого числа.

У Д-503 была твёрдая вера в себя, он верил, что знает в себе всё. Но после встречи с У-330 что-то изменилось, изменилось прежде всего в душе главного героя. Как описывает Д своё состояние? Кто он?

"Было два меня. Один я – прежний, Д-503, а другой… Я – перед зеркалом. И первый раз в жизни – вижу себя ясно, отчётливо, сознательно – с изумлением вижу себя, как кого-то "его". Он – чужой мне, я встретился с ним первый раз в жизни".

- Впервые в жизни человек испытал чувство, чувство любви, которое было настолько необыкновенно, непохоже на то, что было раньше, что герой взглянул на себя с новой, незнакомой, другой стороны и увидел другого "я".

"Я – один. Или вернее: наедине с этим, другим "я". И если бы знать: кто – я, какой – я?"

Учитель. Значит, мы можем записать в цепочку ключевые слова: любовь (потому что через неё Д-503 обретает своё "я") и другой "я", я – другой (не как все). Запишем: - любовья другой-

Что же происходит с Д-503?

- Д-503 начинает жить настоящей жизнью: фантазировать, мечтать, любить, совершать опрометчивые, "непредписанные" поступки. Он считает, что это болезнь. "Я…я болен…"

Д-503 думает:

"Ведь я теперь живу не в нашем разумном мире, а в древнем, бредовом, в мире корней из минус единицы".

При встрече с У у Д нарушается логика, на её место приходит фантазия. Как прежде, Д считает себя больным.

"Я чувствую себя, сознаю свою индивидуальность. Разве не ясно, что личное сознание – это только болезнь?"

"Я – болен, я – неблагоразумен, у меня – душа".

Учитель. Что вы считаете кульминацией романа? Почему?

- Кульминацией романа является День Единогласия, голосование.

"Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, - прямо и преданно: "Вот я весь. Возьми меня!" Но теперь я не смел. Я с усилием – будто заржавели все суставы – поднял руку".

По всему видно, что Д-503 не хочет голосовать за Благодетеля, как это делают все. Однако он не решается пойти против всех. Это делает У.

"Я увидел бледное, перечёркнутое крестом лицо У, её поднятую руку" (против).

У оказалась сильной натурой, сумевшей сказать "нет" многомиллионному "мы". Перед нами личность, индивидуальность. Продолжим цепочку ключевых слов:

- я – индивидуальность

По сути, Д – тоже индивидуальность, ведь он на стороне У. Более того, он спасает её.

"Мне за них стыдно, больно, страшно."

Учитель. Итак, герои романа находят своё "я". Но какова развязка романа? (трагична)

"Радуйтесь – ибо отныне вы совершенны! Красота механизмов – в неуклонном, точном, как маятник, ритме. У механизмов нет фантазии. Хранители всё чаще видят улыбки и вздохи. Но это не ваша вина – вы больны. Имя этой болезни – Фантазия. Это – последняя баррикада на пути к счастью. И радуйтесь: она уже взорвана. Спешите подвергнуться Великой Операции".

У людей хотят отнять фантазию, значит, отнять индивидуальность. Д-503 не хочет этого:

"Мне было ясно: все спасены, но мне спасения уже нет, я не хочу спасения".

Однако все должны подвергнуться Великой Операции. Нет никакой надежды уйти от неё. И тогда, в бессилии человек говорит: "Я ухожу в неизвестное". Герой решает: "Я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя".

Учитель. Мы можем сказать, что Великая Операция – это насилие над личностью. Убить себя, следовательно, убить "я". Запишем это в цепь ключевых слов: Великая Операция (Насилие)убить "я"

Таков финал романа.

"Из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Я надеюсь – мы победим. Больше – я уверен – мы победим."

Итак, герой вполне счастлив. Счастье в Едином Государстве – это несвобода (Ведь Операцию сделали насильно!). "Мы" победило!

счастье = несвобода"мы" победило (я = мы)

VI. Подведение итогов.

Ещё раз посмотрим на тот путь, который прошёл наш герой, и сделаем выводы.

Я один из - мы думаем одинаково – я как все – миллионы, как один – любовь – я другой – я - индивидуальность – насилие – убить "я" - счастье = несвобода – "Мы". Я = МЫ

(замкнутый круг)

Создаётся впечатление безысходности.

  1. К какой мысли приводит нас Е. Замятин?
  2. Миллион "я" или милионная доля "мы"? Что побеждает в тоталитарном государстве?
  3. Смысл названия романа?
  4. Как вы думаете, мог бы финал романа быть другим? (Наверное, мог бы, если бы каждый в Едином Государстве нашёл своё "я", осознал то, что ему действительно нужно и не побоялся бы заявить об этом, как это сделала У-330).

Учитель. Да, это так. Как необычно рисуют "я" и К. Бальмонт, и В. Маяковский. Как умело использует это местоимение в своём романе Е. Замятин. Но первое "я" – сильное, яркое, бросающее вызов, а второе (у Замятина) – подавленное, поглощённое "мы". Как безобразно и безобразно такое "мы".

Каждый человек должен быть неповторимым, иметь свои взгляды на жизнь, а главное, - уметь отстаивать их.

VII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: В чём символичность названия романа Е. Замятина?