Межпредметный урок "Человек на изломе эпохи 50–60 гг. XIX века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"

Разделы: Литература


I. Работа с эпиграфом урока.

“Напишу Севастополь в различных фазах и идиллию офицерского быта”

Так в своем дневнике записал Л. Толстой 20 марта 1855 года.

  1. Что такое “идиллия” с точки зрения жанра?
  2. Как вы считаете, подходит ли такое определение к “Севастопольским рассказам”? Аргументируйте свой ответ.
  3. Какие различные фазы обороны Севастополя показывает Толстой? В чем эти фазы схожи между собой и есть ли между ними различия? (выступление заранее подготовленного ученика).

Литературовед Г.Я. Галаган пишет: “Севастопольские рассказы”(1855), приближающиеся по жанру к публицистическим очеркам, тематически связаны”.

  1. Как вы считаете, в чем близость “Севастопольских рассказов” публицистическим очеркам?
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что “Севастопольские рассказы” “тематически связаны”? Нет ли между ними иной, не тематической связи?

II. Историческая справка (сообщение подготовленного ученика)

Вторжение в Крым и осада Севастополя (1854—1855)

В апреле союзный флот в составе 28 судов провёл бомбардировку Одессы, в ходе которой в гавани было сожжено 9 торговых судов. У союзников 4 фрегата были повреждены и отведены на ремонт в Варну. Кроме того, 12 мая в условиях густого тумана на мель в 6 милях от Одессы сел английский пароход “Тигр”. 225 человек экипажа были взяты в русский плен, а само судно потоплено.

(15) июня 1854 2 английских и 1 французский пароходофрегат подошли к Севастополю, откуда навстречу им вышли 6 русских пароходофрегатов. Пользуясь превосходством в скорости, противник после непродолжительной перестрелки ушел в море.

14 (26) июня 1854 состоялся бой англо-французского флота в составе 21 корабля с береговыми укреплениями Севастополя.

В начале июля союзные войска в составе 40 тысяч французов и 20 тысяч англичан, высадились под Варной, откуда часть французских войск предприняла экспедицию в Добруджу, но холера, развившаяся в страшных размерах во французском десантном корпусе, заставила отказаться на время от всяких наступательных действий.

Неудачи на море и в Добрудже заставили союзников обратиться теперь к выполнению давно задуманного предприятия — вторжению в Крым, тем более, что общественное мнение Англии громко требовало, чтобы, в вознаграждение за все вызванные войной потери и издержки, были истреблены военно-морские учреждения Севастополя и русский Черноморский флот.

(14) сентября 1854 года началась высадка экспедиционного корпуса коалиции в Евпатории. Всего за первые дни сентября на берег было переправлено около 61 тысячи солдат. 20 сентября в сражении на Альме союзники нанесли поражение российской армии (33 тысячи солдат), пытавшейся преградить им путь к Севастополю. Российская армия была вынуждена отступить. Во время битвы впервые сказался качественный перевес нарезного оружия союзников над гладкоствольным российским. Командование Черноморского флота собиралось атаковать вражеский флот, чтобы сорвать наступление союзников. Однако Черноморский флот получил категорический приказ, в море не выходить, а оборонять Севастополь с помощью матросов и корабельных пушек.

22 сентября. Нападение англо-французского отряда в составе 4 пароходо-фрегатов (72 орудия) на крепость Очаков и находившуюся здесь русскую гребную флотилию в составе 2 малых пароходов и 8 гребных канонерских лодок. После трехчасовой перестрелки на дальней дистанции суда противника, получив повреждения, ушли в море.

Началась осада Севастополя. 5 (17) октября состоялась первая бомбардировка города, во время которой погиб Корнилов.

В тот же день флот союзников попытался совершить прорыв на внутренний рейд Севастополя, но потерпел поражение. В ходе боя проявилась лучшая подготовка русских артиллеристов, превосходивших по скорострельности противника более чем в 2,5 раза, а также уязвимость кораблей союзников, в том числе железных пароходов, от огня русской береговой артиллерии. Так, русская 3-пудовая бомба пробила все палубы французского линейного корабля “Шарлеман”, разорвалась в его машине и разрушила ее. Остальные корабли, участвовавшие в бою, тоже получили серьёзные повреждения. Один из командиров французских кораблей оценил этот бой так: “Ещё одно такое сражение, и половина нашего Черноморского флота не будет годна ни к чему”http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%FB%EC%F1%EA%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0 - cite_note-97.

13 (25) октября произошло сражение под Балаклавой, в результате которого войска союзников (20 тысяч солдат) сорвали попытку русских войск (23 тысячи солдат) деблокировать Севастополь. В ходе битвы российским солдатам удалось захватить некоторые позиции союзников, оборонявшиеся турецкими войсками, которые пришлось оставить, утешаясь захваченными у турок трофеями (знамя, одиннадцать чугунных орудий и др.). Эта битва стала знаменитой благодаря двум эпизодам:

  • Тонкая красная линия — В критический для союзников момент боя, пытаясь остановить прорыв русской кавалерии в Балаклаву, командир 93-го шотландского полка Колин Кемпбелл растянул своих стрелков в шеренгу не по четыре, как тогда было принято, а по два. Атака была успешно отбита, после чего в оборот в английский язык вошло словосочетание “тонкая красная линия, обозначающее оборону из последних сил.
  • Атака легкой бригады — выполнение бригадой английской лёгкой кавалерии неправильно понятого приказа, приведшее к самоубийственной атаке хорошо укрепленных русских позиций. Словосочетание “атака легкой кавалерии” стало в английском языке синонимом отчаянной безнадёжной атаки. Эта легкая кавалерия, полегшая под Балаклавой, числила в своем составе представителей самых аристократических фамилий. День Балаклавы навсегда остался траурной датой в военной истории Англии.

Стремясь сорвать планировавшийся союзниками штурм Севастополя, 5 ноября русские войска (общей численностью 32 тыс. человек) атаковали английские войска (8 тыс. человек) под Инкерманом. В развернувшемся сражении русские войска имели первоначальный успех; но приход французского подкрепления (8 тыс. человек) переломил ход сражения в пользу союзников. Особенно эффективно действовала французская артиллерия. Русским было приказано отступать. Согласно мнению ряда участников сражения с русской стороны, решающую роль сыграло бездарное руководство Меншикова, который не использовал имеющиеся резервы.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%FB%EC%F1%EA%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0 - cite_note-99 Отход русских войск к Севастополю прикрывали своим огнём пароходофрегаты “Владимир” и “Херсонес”. Штурм Севастополя был сорван на несколько месяцев, что дало время укрепить город.

14 ноября жестокий шторм у берегов Крыма привел к потере союзниками более 53 кораблей. Были утеряны посланные десантному корпусу союзников запасы зимней одежды и медикаментов, что в условиях надвигающейся зимы поставило союзников в тяжелое положение. Буря 14 ноября по тем тяжким потерям, какие она причинила флоту союзников и транспортам с припасами, приравнивалась ими к проигранной морской битве.

24 ноября пароходофрегаты “Владимир” и “Херсонес”, выйдя с Севастопольского рейда в море, атаковали стоявший у Песочной бухты французский пароход и заставили его удалиться, после чего, подойдя к Стрелецкой бухте, обстреляли из бомбических орудий расположенный на берегу французский лагерь и неприятельские пароходы.

III. Семинарское занятие.

Г.Я. Галагян считает, что повествование в “Севастопольских рассказах” отмечено процессом движения к трагическому финалу. Этим процессом объяснялся и переход от от апофеоза героизма и веры в победу “Севастополя в декабре” к скепсису и редкому критицизму “Севастополя в мае” и к обличению неподготовленности России к делу национальной обороны в “Севастополе в августе”.

  1. Как отразился в “Севастопольских рассказах” “апофеоз героизма и веры в победу”?
  2. Показывает ли Толстой причины неподготовленности России к делу национальной обороны?
  3. В каких деталях, приметах образах показан Толстым трагический финал севастопольской эпопеи?

Исследовательница Л.Д. Опульская пишет о “Севастопольских рассказах”: “Зорким глазом писателя он заметил множество деталей военного быта, которые перенес в свои рассказы и многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре”.

  1. Какие детали военного быта “Севастопольских рассказов” вам более всего запомнились, более всего поразили вас?
  2. Какие, на ваш взгляд, из подмеченных писателем деталей могли не понравиться царской цензуре?

Литературовед Е.А. Маймин считает, что в рассказах о Севастополе Толстой выступает “как правдолюбец и, еще более, как борец за правду”.

Каким образом в очерке “Севастопольские рассказы” Толстой выступает “как правдолюбец”?

Цензор С.И. Коссович, давая разрешение на публикацию “Севастопольских рассказов” в 1890 году, писал: “в этом произведении в яркой художественной форме воспроизводится один из важнейших исторических моментов. Вся армия – и солдаты и офицеры – безропотно идут на бастионы Севастополя умирать за родину и царя”.

  1. Показывает ли Толстой то, что в Севастополе разворачивается “один из важнейших исторических моментов”? Если да, то каким образом?
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что в “Севастопольских рассказах” писатель показывает то, как солдаты “безропотно” идут “умирать за родину и царя”?

Рассказы Толстого, по признанию одного из современников писателя, потрясли читателей тем, что “в них впервые в литературе война была изображена не с “казовой”, парадной стороны, а в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях в смерти”.

  1. Какими средствами, образами пользуется Толстой, чтобы показать “настоящее выражение войны”?
  2. Какие черты характера человека, по мнению толстого, в первую очередь проявляются “в крови, в страданиях, в смерти”?
  3. Нет ли в рассказах Толстого изображения войны и с её “казовой”, “парадной стороны”?

“Главное, что увидел и узнал Толстой еще на Кавказе и потом в Севастополе, - психологию разных “типов” солдат, разные – и низменные, и возвышенные чувства, руководящие поведением офицеров”.

  1. Какие типы солдат представлены в рассказах Толстого?
  2. Какие “и низменные, и возвышенные чувства” в поведении офицеров анализирует писатель в “Севастопольских рассказах”?
  3. Какими средствами, приемами раскрывает Толстой психологию своих героев?

IV. Выводы по теме урока.

Литературовед В. И. Кулешов пишет о рассказе “Севастополь в мае”: “В прежних рассказах офицеры и солдаты “разведены” у Толстого, здесь же они делают общее дело, но резко контрастно противопоставлено понимание ими смысла службы, разные у них доли и вклад в дело”.

  • Можете ли вы согласиться с тем, что в рассказах Толстого солдаты и офицеры “разведены”? Используйте текст для обоснования своего ответа.
  • Верно ли, что только в рассказе “Севастополь в мае” Толстой показывает, как солдаты и офицеры “делают общее дело”?
  • Согласны ли вы с тем, что в изображении толстого у солдат и офицеров разное понимание “смысла службы”, разные “доли и вклад в дело”?