Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, мелодическое богатство)

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре.
  2. Развитие навыков «слушания», попытаться сплотить детский коллектив посредством совместного исполнения известных песен и обсуждение интересующих вопросов.
  3. Заинтересовать учащихся. Пробудить у них интерес к авторской песне, к творчеству отдельно взятых авторов (поэтов и композиторов). Вызвать у ребят желание петь самодеятельные песни.

Тип урока – урок объяснения нового учебного материала.

Вид урока – устный журнал.

Оборудование:

  • демонстрационный журнал, выполненный самими учащимися «Антология авторской песни»;
  • аудиозапись интервью с участником 27 фестиваля авторской песни им. В. Грушина;
  • видеозапись фрагмента с фестиваля им. В. Грушина 2000 года;
  • выставка книг: В. Высоцкого, Б. Окуджавы, И. Талькова, Ю. Визбора.

Информационные источники:

  • Б.А. Савченко. «Авторская песня»;
  • Ю.А. Андреев. «Наша авторская»;
  • Л.П. Беленький. «Возьмёмся за руки, друзья»;
  • Э. Рязанов. «Четыре вечера с Высоцким».

Листы с напечатанными текстами песен:

  • Б. Окуджавы. «Гори, огонь, гори», «Живописцы», «Песенка об открытой двери»;
  • О. Митяев. «Изгиб гитары жёлтой ...»;
  • Ю. Визбор. «Солнышко лесное»;
  • Г. Лепский и П. Коган. «Бригантина»;
  • Р. Ченборисова и И. Сидоров. «Люди идут по свету».

Ход урока

(На данном уроке все песни звучали под аккомпанемент гитары в моём исполнении.)

Звучит песня О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой ...».

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я не случайно начала урок с песни О. Митяева, т.к. тема нашего урока – ...

(Сообщение темы.)

Запишите, пожалуйста, эпиграф:

«Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит, руки вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего. Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка.»
Н.В. Гоголь

Наш урок построен в форме устного журнала. Здесь показана антология авторской песни.

Первая страничка нашего журнала называется «Бригантина поднимает паруса».

- Ребята, а что вы знаете об авторской песне?

- Имена каких поэтов и композиторов, работавших и работающих в этом направлении вам известны?

У вас на столах лежат листы с блиц-опросами, касающимися темы урока. Тот, кто в течение урока ответит на эти вопросы, получит отличную отметку. Если не получится в течение урока ответить на вопросы, то это задание останется на дом. И второй пункт домашнего задания - подготовить сообщения о поэтах и композиторах (по выбору учащихся), чьи имена объединены темой «Авторская песня».

  1. Кто такие барды?
  2. Кто является автором песни «Гренада»?
  3. Назовите автора песни «Если я заболею ...»
  4. Когда и где была издана книга Б.Ш. Окуджавы «Лирика»?
  5. Как называется известная книга В. Высоцкого?
  6. Что такое реминисценция?
  7. Назовите стихотворения Ю.Визбора, посвящённые В. Высоцкому.
  8. Назовите известных вам поэтов и композиторов второй половин 20 века.
  9. Как бы вы определили тему и идею песни Б.Ш. Окуджавы «Песенка об открытой двери»?
  10. Расскажите, что вам известно о фестивале им. В. Грушина.

- Так, что же такое – авторская песня?

Вот определение авторской песни, которое было принято официально на семинаре авторов и исполнителей, состоявшемся в 1986 году в Керченском лагере Борзовка:

«Самодеятельной (авторской) песней называются песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами и отличающиеся широтой охвата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, социальной правдивостью и активностью, многообразием творческих индивидуальностей, высотой нравственных критериев.»

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение.)

Направление под названием «авторская песня» создали «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно их исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары). Не столь важно, как называть, авторская, самодеятельная или бардовская песня. Главное – глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой, чистотой и мелодичностью звучание гитары. Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне. Развлекательная песня – явление музыкальное. Авторская песня – явление прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми и для думающих людей. Как доказательство этому приведу слова Б.Ш. Окуджавы: «В авторской песне, на мой взгляд, главным компонентом были и остаются стихи. Музыка – подспорье, аккомпанемент – подспорье. В создании песен ничего экзотического нет. Всё буднично. Это просто работа. Это очень сложный и прекрасный процесс. Для меня - всегда прекрасный».

Традиция создания песен с ярко выраженной авторской позицией существовала давно. Вспомним «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу». Но как рождается песня, которой суждено затронуть сердца людей, которой суждено остаться на века?

В 1937 году Павел Коган и Георгий Лепский (два молодых человека) сидели дома, разговаривали, спорили. Павел курил трубку, но вдруг он резко встал и сказал: «Надоело говорить и спорить». И добавил: «И любить усталые глаза…». А Георгий, до того не очень хорошо игравший на фортепиано, вдруг набрал несколько нот и заиграл мелодию. Так появилась песня «Бригантина».

Звучит песня «Бригантина».

Павел ушёл на фронт и погиб в 1942 году. Георгий вернулся с войны, закончил институт и стал работать, учить детей рисованию и водить их в походы. А песне была уготована счастливая судьба. Её поют до сегодняшнего дня и будут петь ещё.

Учитель: Закончилась война, надо было восстанавливать разрушенное сельское хозяйство, промышленность, нужно было жить! Вот, что говорил Ю. Визбор об этом времени: «Представьте себе атмосферу того времени. Кончалась эпоха прекрасных военных песен, вернее сами песни остались, но жизнь развивалась по другим законам и требовала других песен. Мы, как все мирные молодые люди, работали, учились, увлекались туризмом. Ходили в походы и очень любили петь. А вот таких песен, которые можно было петь в общежитиях, у костра, их не было, т.е. создался своеобразный вакуум, который нужно было заполнить».

Цветущей весной самодеятельной песни принято считать 50-60-е годы, так называемый период «оттепели». Возникли КСП, стали проводиться слёты, фестивали. Об одном таком фестивале хочется рассказать подробнее. Это фестиваль имени В. Грушина. Назван он в честь Валерия Грушина, студента авиационного института города Куйбышева (ныне Самара). Он погиб во время похода, спасая тонувших детей на реке Уде. Фестиваль проводится с 1968 года. Собирает он тысячи людей. Послушайте интервью Стаса Бутовского (участника этого фестиваля). В грамзаписи звучит рассказ о фестивале.

Вторая страничка нашего журнала называется «Мы сами себе выбираем маршруты…»

Часто эти песни называют туристскими. Почему? Да потому что они родились у костра, в походах или в мечтах о путешествиях и дорогах. Не всегда эти песни о палатках, о том, как хорошо сидеть под ёлкой в лесу и как плохо сидеть у телевизора на диване. Ведь туризм – это не хобби, не развлечение, это образ жизни, влияющий на жизненную позицию. И песни эти людям требуются особые, отвечающие их стремлениям.

Звучит песня «Люди идут по свету».

В самодеятельных песнях есть все оттенки любовного чувства. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей. Много есть песен о любви неразделённой, о любви бесшабашной. Поют и в шутку, и всерьёз. Часто в этих песнях слово «любовь» соседствует со словом «надежда». Надежда на взаимность, надежда на лучшее.

Звучит песня Ю. Визбора «Солнышко лесное».

Многие самодеятельные песни окрашены цветами романтики. Эта традиция отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться туда, где он ещё не был, и, может быть, не будет никогда. Ученица читает стихотворение И. Руднева «Новеллы Грина».

Звучит песня «На далёкой Амазонке ...».

Третья страничка нашего журнала называется «А иначе зачем на Земле этой вечной живу».

Когда говорят об авторской песне, то перед глазами встаёт образ В. Высоцкого. Он один из наиболее ярких представителей этого жанра. Он оказал существенное влияние на развитие этого направления. Его надрывный голос стучится до сих пор в наши души, пытаясь что-то в них изменить.

Звучит песня В. Высоцкого «Вершина» (видеозапись Грушинского фестиваля 2000 года в исполнении участников фестиваля).

И ещё хотелось рассказать о Булате Окуджаве. Человек нелёгкой судьбы. За его плечами – арест и гибель отца, долгая разлука с матерью (она была в сталинских лагерях). Фронт с его тяготами и лишениями. Ранение. После войны – он студент филологического факультета. И здесь же появляется его первая встреча «Гори, огонь, гори ...».

Звучит песня  «Гори, огонь, гори…».

Булат Окуджава не умел рисовать, но, по его словам: «Меня всегда завораживала игра красок. Сам я рисовать не умею. Но пробовал накладывать краски на холст».

Звучит песня «Живописцы».

В творчестве Окуджавы обилие тем: тема войны, любви к женщине, тема чести, совести, достоинства.

(Ученик читает стихотворение «Осудите сначала себя самого».)

Звучит «Песенка об открытой двери».

- О какой двери идёт речь в этой песне?

Ребята рассуждают, говорят, размышляют над поставленным вопросом.

Учитель: Сегодня, ребята, вы познакомились с таким направлением в нашей культуре как авторская песня. Я попыталась продемонстрировать вам тематическое разнообразие этих песен. Вы послушали много песен и стихотворений. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Что вам понравилось в самодеятельных песнях?

- Какую особенность этих песен вы отметили?

Идёт обмен мнениями. Главное – ребята думают, анализируют услышанное.