Цели:
- формирование социально активной личности на основе творчества писателей, описывающих путешествия и приключения; знакомство учащихся с географическими понятиями, используемыми автором в романе;
- формирование мотивации к дальнейшему чтению;
- познакомить учащихся с приключенческой литературой;
- выявить личное отношение учащихся к приключенческой литературе.
Задачи: работать в помощь образовательному и воспитательному процессу. Выявить творческий потенциал учащихся, привлечь внимание учащихся к чтению книг.
Технические средства: телевизор.
Оформление: Книжная выставка “Мир путешествий и приключений”.
Сегодня на медиачасе мы с вами побываем в мире приключений, необычных явлений.
Множество великих открытий и изобретений описано в приключенческих романах задолго до того, как они появились в жизни: подводная лодка, самолет, вертолет, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатели. Конечно, авторы книг не были создателями этих чудесных машин и приборов, которые сегодня нас уже не удивляют. Но фантазия писателей направляла поиски ученых. К.Э. Циолковский говорил, что мысль о космических кометах была подсказана ему книгами Жюля Верна. О Жюль Верне я хочу рассказать подробнее.
Тот, кто читает приключенческие книги, тот совершает перелет в Африку на воздушном шаре, отправляется во льды Арктики, спускается к центру земли через кратер в вулкане и летит на Луну в пушечном снаряде. И, наверное, тот космонавт, который первым побывает в другой галактике, непременно вспомнит имя дерзкого мечтателя Жюля Верна. Это человек величайшей работоспособности. В далекие годы прошлого века каждое лето, в любую погоду, у северных берегов Франции можно было видеть небольшую парусную яхту. Встречные корабли салютовали ей первые, а их капитаны выкрикивали в рупор слова приветствия человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе суденышка. Это был легендарный капитан Жюль Верн, знаменитый писатель. Где только не побывали храбрые и великодушные герои книг Жюля Верна! Неудивительно, что об авторе этих романов сочиняли легенды. "Жюль Верн - неутомимый путешественник, - говорили одни, - в романах он описал собственные приключения".
На самом деле Жюль Верн не был ни географом, ни великим путешественником. Он просто был влюблен в науку. В почтовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Однако отец решил, что сын станет юристом, и отправил его в Париж, в университет. Но Жюль Верн и там продолжал мечтать о путешествиях, о невиданных научных открытиях и технических изобретениях. Из этой мечты, из любви к науке, из упорного труда родились замечательные и известные на весь мир романы Жюля Верна:
- “Путешествие к центру Земли” (1864 г.),
- “С Земли на Луну” (1865 г.),
- “20 000 лье под водой” (1869 г.),
- “Таинственный остров” (1874 г.) и др.
Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях.
Экранизированы его романы:
- “20 000 лье под водой” (вторично этот роман экранизировал в 1954 Уолт Дисней),
- “Таинственный остров” (1929, 1962, 1973; 1941 СССР),
- “Дети капитана Гранта” (1936; 1962, 1985 СССР),
- “С Земли на Луну” (1958),
- “Путешествия к центру земли” (1959),
- “Вокруг света в 80 дней” (1956).
...Незаметно подкралась старость. Уже много лет Жюль Верн не выезжал из Амьена и все реже выходил из дому. Его мучили головокружения и бессонница. Он страдал от подагры и диабета, почти полностью потерял зрение, стал плохо слышать. Окружающий мир погрузился в полумрак, но он продолжал писать - наугад, на ощупь, сквозь сильную лупу, соглашаясь диктовать сыну Мишелю только в часы крайней усталости.
Жюль Верн говорил: “Труд для меня — источник единственного и подлинного счастья... Это - моя жизненная функции. Как только я кончаю очередную книгу, я чувствую себя несчастным и не нахожу покоя до тех пор, пока не начну следующую. Праздность является для меня пыткой”.
Жюль Верн скончался, когда ему было семьдесят семь лет 24 марта 1905 года, так и не успев написать задуманную сотую книгу. Но то, что он выполнил за четыре с лишним десятилетия непрерывной работы над “Необыкновенными путешествиями”,— колоссальный творческий подвиг: 63 романа и 2 сборника повестей и рассказов, занимающих в первых изданиях Этцеля девяносто семь книг, — всего около тысячи печатных листов или восемнадцати тысяч книжных страниц! И это не считая статей и очерков, многочисленных пьес и научно-популярных географических трудов. Главный из них — “История великих путешествий”.
Также очень интересны приключения, о которых поведали нам такие писатели, как Станислав Лем, Вальтер Скотт, Александр Беляев, Герберт Уэллс, Иван Ефремов, братья Аркадий и Борис Стругацкие, и много-много других писателей.
В нашей библиотеке есть, к счастью, книги этих замечательных писателей - и они перед вами на выставке.
Представьте, что Вы собираетесь в путешествие. Составьте список вещей, которые необходимо взять с собой в дальнюю дорогу. Объясните, почему именно эти предметы Вы взяли с собой.
А теперь я предлагаю посмотреть отрывок из кинофильма “В поисках капитана Гранта” - (10 мин.)
Ответьте на вопросы:
- Кого называют кайманами? (Крокодилы)
- Как называется оружие туземцев? (Бумеранг/ Главное дерево Австралии? (Эвкалипт).
- Что такое приключение? (Словарь С.И.Ожегова даёт такое определение понятию: "приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни")
- Постройте ассоциативный ряд к слову "приключение" (веселье, забава. Робинзон Крузо, сокровища, герой, приключенческие романы, Жюлъ Верн).
Умными словами недаром сказано:
“Всем лучшим книге мы обязаны”,
Книги читают стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.
Книги читаю - значит, мыслю,
Мыслю – значит, живу, а не кисну.
В книжке - мудрость, слезы и смех!
Книжек хватит сегодня на всех.
Участники и зрители!
Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей?
И кто герой любимый чей?
Внимание! Внимание! Начинаются испытания!
Я буду сообщать вам о характерах героев произведения, а вы скажете автора и название этого произведения:
*Этот герой - большой шалун, непоседа, выдумщик, фантазер, но очень добрый, смелый мальчик, имеет много друзей и влюблен в милую девочку. А еще он любит красить заборы (Том Сойер - Марк Твен. "Приключения Тома Сойера").
*Этот герой сам по себе добрый, послушный, скромный, но волшебные способности сделали его зазнайкой, он изменился в худшую сторону (Алеша – А. Погорельский, "Черная курица… ").
* А этот герой, наоборот, сначала был ленивым, злым, непослушным, плохо относился к родителям и животным, а потом стал добрым, отзывчивым, начал помогать тем, кто слабее его. (Нилъс –Сельма Лагерлеф, "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями").
Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма “Два капитана”. (10 минут)
Пусть много детвора читала.
Пускай тут каждый эрудит,
Чудесных книг еще немало
Прочесть нам в жизни предстоит.
Про подвиг, труд и про ученье,
Полёт стремительной мечты.
Про дерзновенное свершенье
И штурм небесной высоты.
Легко ответит на вопросы тот, кто много читает:
* Какие три задания давал царь Ивану в сказке “Конек- горбунок”? (Привезти жар-птицу, достать царевну, найти кольцо).
* Зачем садовники красили розы в сказке “Алиса в стране чудес”? (Вместо красных посадили белые).
* Почему дети превратились в стариков в "'Сказке о потерянном времени"? (Их потерянное время забрали себе злые волшебники).
* Почему Том с друзьями сбежали из дома? (Потому что им хотелось приключений).
* Кто и за что заколдовал Нилъса? (Гном заколдовал за то, что он его обидел).
* Какое название имеет городок в табакерке? (Динь-динь).
* В каких странах побывал Гулливер? (В Лилипутии, в царстве лошадей, на летучем острове Лапута, в Японии, в Бробдингнеге у великанов, в королевстве Бальнибарби, в стране Гуигнгнов и т.д.).
* Почему во сне у Миши табакерка сломалась? (Он нажал на пружинку).
* В какое время Шляпник и Мартовский заяц пили чай? (В 5 часов).
*Каким Мюнхаузен показывал себя в своих историях? (Отважным, смелым, находчивым).
* Куда Чернушка водила Алешу по ночам? (В подземное царство).
* Кого Том спас от наказания розгами? (Бекки Тетчер).
* Какое самое фантастическое приключение было у барона Мюнхаузена? (Полет на луну на ядре).
* Кем была черная курица в мире подземных жителей? (Министром).
* Какое увлечение было у Маленького принца? (Смотреть на закаты, ухаживать за розой).
* Сколько оборотов стрелками часов надо было сделать ребятам? (77).
* Почему в доме Герцогини все чихали? (Было слишком много перца).
На чем или на ком совершили необыкновенные путешествие:
*вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фук (На яхте "Беда" А,Некрасов "Приключения капитана Врунгеля")
* за медом Винни-Пух (На воздушном шарике, А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”)
* на юг лягушка-квакушка (На прутике, который держали две утки, В.Гаршин “ Лягушка - путешественница”)
* из норы в теплые края Дюймовочка (На ласточке. Г,Х.Андерсен "Дюймовочка")
* на Луну Незнайка и Пончик (На ракете. Н.Носов "Незнайка на Луне").
Вы много знаете, значит, любите читать книги. Расскажите, какие приключенческие книги вы читали? О чем они?
Завершить наш медиачас я бы хотела просмотром отрывка из к/ф “Капитан “Пилигрима” (10 мин.), но не забывайте, что есть книги, которые ждут вас. Мечтайте, читайте книги!
Источники:
- Жюль Верн Таинственный остров. - М.: Дет. лит., 1985 г.
- Станислав Лем Солярис Непобедимый Звездные дневники Ийона Тихого .- М.: “Правда”, 1988 г.
- Вальтер Скотт Айвенго.- М.: Дет. лит., 1988 г.
- Александр Беляев Звезда КЭЦ. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1984 г.
- Герберт Уэллс Человек-невидимка. - Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1993 г.
- Иван Ефремов Час Быка. - М.:Правда, 1991 г.
- Аркадий и Борис Стругацкие Стажеры. -М.: Дет. лит., 1991 г.
- Фильм “В поисках капитана Гранта”.
- Фильм “Капитан Пилигрима”.
- Фильм “Два капитана”.
- www.wikipedia.ru , статья “Жюль Верн”.