Метапредметная тема: сила личности и сила народа в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
Предметная цель: создать условия для анализа эпизода “Бородинская битва” из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” через понятие “сила”; для формирования умений анализировать, сопоставлять, обобщать; раскрыть замысел писателя.
Метапредметная цель: сформировать умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников – сила.
Автор: Ватлина Ольга Ильинична, учитель русского языка и литературы, МКОУ гимназия, г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области.
Тема урока: Бородинское сражение: сила характера и сила духа.
Цели урока:
1) создать условия для анализа эпизода “Бородинская битва” из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” через понятие “сила”; для формирования умений анализировать, сопоставлять, обобщать; раскрыть замысел писателя;
2) создать условия для развития мыслительного и речевого навыков; 3)воспитывать личность, у которой в единстве сила характера и сила духа.
Ход урока
1. Сила противодействия
.- Прочитайте запись на слайде 2. Не напоминает ли вам что-либо эта формулировка? (третий закон Ньютона)
- Какое отношение имеет данный физический закон к теме урока литературы “Бородинское сражение: сила характера и сила духа”.
Попробуем рассмотреть Бородинское сражения с точки зрения понятия силы.
2. Сила армий.
- Что, по-вашему, значит сила армий?
(численность русской и французской армий, расстановка сил на поле боя, боевой порядок)
- Прочитайте цитаты из романа на слайде 4 и ответьте на вопросы:
Каким было соотношение сил на Бородинском поле?
Что имел в виду Л.Н.Толстой, подробно рассказывая о выборе диспозиций русской и французской армиями?
(Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.
“Русские не отыскивали лучшей позиции...”
“Бородинское сражение….принято было русскими…. в таких условиях, в которых … немыслимо было драться…”)
“Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции” (А.Болконский)
“Диспозиция эта (французская) весьма неясно и спутано написанная….”
Таким образом, “Бородинское сражение ни для французов, ни для русских не имело ни малейшего смысла...”
И все-таки битва произошла.
- Посмотрите фрагмент из кинофильма С.Бондарчука “Война и мир”, обратите внимание на то, какими показаны русская и французская армии, какая музыка сопровождает эпизод? (слайд 5)
(В кинофрагменте показана сила, превосходство, мощь французской армии; решительно, твердо, уверенно, дерзко “солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию”
О русской армии: “Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно…”, ибо русские твердо, мужественно, бесстрашно, героически в Бородинской битве сражались с врагом, пришедшим на их родную землю, и становились настоящими богатырями.
3. Сила личности.
- Какого человека можно назвать богатырем?
(Физически сильного; значение слова богатырь ( тюрк.) – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин)
- Какими внешне показал Толстой в романе главнокомандующих армиями Кутузова и Наполеона? Похожи ли они на героев картин А.Шепелюка “Кутузов во время Бородинской битвы” и неизвестного художника “Портрет императора Наполеона”? Чем? (слайд 6)
(Во внешнем облике Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость, но в то же время он мудр, прозорлив, силен духовно.
Внешний облик Наполеона: маленький человечек с притворной улыбкой, круглым животом, жирными ляжками, бесцветными глазами, но с огромной жаждой господства над миром.)
Значит, дело не столько в силе телесной, сколько в силе личности.
Чтобы понять, в чем заключается сила Кутузова и сила Наполеона, сравним их, отвечая на следующие вопросы. (Слайд 7)
Проверить правильность своих ответов можно со слайда 8.
Вывод: хотя Толстой отрицал роль личности в истории, но нельзя говорить о полном отрицании, ибо отрицать можно произвол личности, властолюбие, нежелание считаться с волей народа.
4. Сила народа.
(“Мысль народная” в изображении героизма и патриотизма солдат и офицеров. “Главный герой романа – народ … , поднявшийся на защиту родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию,… народ, объединенный великой целью – “очистить свою землю от нашествия”)
5. Итог Бородинской битвы.
По мнению Толстого, в Бородинской битве нет победителей и нет побежденных. (Слайд 17)
Почему после Бородинского сражения Наполеон вынужден был признаться: “ Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми”?
(При оценке Бородинского сражения следует подчеркнуть, по крайней мере, три главных результата:
1) наполеоновской армии не удалось сломить сопротивление русских, разгромить их и открыть себе свободный путь к Москве.
2) русская армия вывела у противника из строя почти половину его войск.
3) на Бородинском поле французская армия понесла невосполнимый моральный ущерб, в то время как у русских войск возросла уверенность в победе над противником).
6. Сила – слово многозначное.
В.И.Даль дает такие значения этого слова (слайд 18)
Подходят ли данные значения к теме нашего урока?
(Идеальная, гармоничная личность соединяет в себе силу характера и силу духа, которые не должны направляться против человека, разрушать, а, напротив, должны созидать, служить во имя человека).
Спасибо Л.Н.Толстому за силу его писательского слова, за его произведения, являющиеся воплощением правды, ибо “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
7. Рефлексия.
Закончите предложение: На уроке мне было……, т.к. ….