Межшкольный просветительский проект как инновационная технология родился в экспериментальной площадке «Разработка модели социально-педагогического партнерства на основе межведомственного взаимодействия социальной сферы в условиях сельской местности». Два направления из шести: «Краеведение и возрождение народных традиций» и «Очно-заочная школа способных и одаренных детей» – стали приоритетными и вылились в инновационный мега-проект.
Основной идеей нашего инновационного опыта стало совершенствование межшкольного сотрудничества в разработке и реализации просветительских проектов и приобщение обучающихся к вершинам русской литературы, истории и культуре родного края.
Я являюсь соавтором разработки инновационной технологии и автором нескольких Межшкольных проектов, один из которых и хочу представить. Это Межшкольный проект, посвященный последнему периоду жизни и творчества Л.Н.Толстого, «Свет невечерний».
Цели:
- Развитие устойчивого интереса к литературе через нетрадиционные формы работы.
- Развитие креативных способностей обучающихся среднего и старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе.
Задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством последнего периода жизни Льва Николаевича Толстого;
- концентрация творческого потенциала в приобщении обучающихся к вершинам русской литературы.
- активизация познавательного уровня обучающихся;
- создание творческой обстановки для развития познавательных, артистических способностей обучающихся, для духовного соприкосновения с высокой литературой.
(Совместный выбор отрывка для театрализации, создание сценария, осмысление характеров героев для исполнения ролей, постижение основ театрального искусства).
Актуальность.
Тема выбрана не случайно, ведь это не только уход писателя из жизни, это особый этап духовного осмысления Львом Николаевичем своей жизни и деятельности.
Обычно литературные праздники, Гостиные проводились в школах по мотивам программных произведений с расширением материала по теме. Произведения последних творческих лет почти не вошли в школьную программу. Многие ребята и не знали, например, что Л.Н.Толстой писал пьесы. Поэтому для исследовательской деятельности этот период очень подходит.
Мы решили исследовать, какие же проблемы поднимает писатель в произведениях этого периода.
А в процессе дискуссии разобраться, являются ли эти проблемы актуальными и в наше время.
Инновация.
Инновационным, на наш взгляд, этот проект является по следующим критериям:
- объединяем одаренных детей разного возраста из сельских и городских школ;
- Мега-проект и сценарий Межшкольной Литературной гостиной создается руководителем проекта с учетом мини-проектов, разработанных в школах-участницах.
Возраст участников – учащиеся среднего и старшего школьного возраста.
Составная часть долгосрочного межшкольного проекта.
Срок исполнения данного проекта – 3 месяца.
Центр мега-проекта – МКОУ «Павловская СОШ».
Технологическая карта работы над мега-проектом
Этапы |
Формы |
Место |
Выход |
I. Поисковый этап. 1. Поиск и анализ проблемы. 2. Выбор темы проекта. 3. Планирование мега-проекта. Создание групп. Постановка целей и задач. 4. Сбор, изучение и обработка информации по теме мега-проекта. Погружение в тему. |
Мониторинг участников проекта. Дискуссия по выбору темы. Поиск в сети Интернет. Поиск партнеров в социуме. |
Кабинет литературы МОУ «Павловская СОШ». Библиотеки. Интернет. Самостоятельная работа дома. |
Определена актуальная проблема, выбрана тема мега-проекта: «Творчество Л.Н.Толстого последнего периода жизни». Определены участники проекта. Отобран материал, произведения для исследования. |
II. Конструкторский этап. 1. Распределение тем для мини-проектов. 2. Выбор технологий:
|
Собеседование. Электронная почта. Круглый стол руководителей мини-проектов. «Мозговой штурм». |
Кабинет литературы МОУ «Павловская СОШ». Работа в школах-участницах проекта. |
Распределили темы (произведения) для мини-проектов. Выбраны технологии. |
III. Технологический этап. 1. Составление плана практической реализации мега-проекта. 2. Выполнение технологических операций. 3. Текущий контроль качества. 4. Определение круга вопросов дискуссии. 5. Составление общего сценария заключительного мероприятия. |
Семинары-консультации. Мастер-класс сценического искусства. Репетиции. Мониторинг с руководителями мини-проектов по электронной почте. |
Павловская СОШ. Школы-участницы. Литературные музеи и экспозиции. Руководитель мега-проекта. Руководитель мега-проекта. |
Подготовлены выступления мини-проектов. Вопросы дискуссии определены. Сценарий составлен, в него вставлены выступления мини-групп. |
IV. Заключительный этап. 1. Защита проекта. 2. Дискуссия. 3. Оценка качества. 4. Рефлексия. |
Литературная гостиная «Свет невечерний». (Праздник театрального творчества). Дискуссия «Наступит ли в России век Толстого?» |
Музей «Русская Светелка» в МОУ «Павловская СОШ». |
Проведена Литературная гостиная «Свет невечерний». Дискуссия «Наступит ли в России век Толстого?». Выпущен буклет. Заметка в СМИ. Анкетирование. Отзывы. |
Программа Литературной гостиной «Свет невечерний».
«Старайся исполнить свой долг – и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь».
Лев Толстой.
- Встреча гостей.
- Переодевание в костюмы героев произведений Л.Н.Толстого.
- Сбор в «Светелке» (Изба-музей школы).
- Начало Литературной гостиной.
Содержание Гостиной:
- Исполнение песни «Невечерняя» – любимой песни Льва Николаевича. (Слова песни – Приложение №1).
- «Я видел, что вся моя длинная жизнь распадается на 4 периода». Из «Воспоминаний» Л.Н.Толстого (рассказ ведущего сопровождается слайдами Презентация Power Point) .
- Встреча с писателем. (Документальный короткометражный фильм «Лев Николаевич Толстой – живой гений»).
- Театрализация отрывков из произведений писателя, написанных после 1881 года:
- Отрывок из первой главы романа «Воскресение» – творческая группа МОУ «Павловская СОШ» (Приложение №2) и монолог Нехлюдова – МОУ «Садовая СОШ»;
- Сцена из комедии «Плоды просвещения» – МОУ «Павловская СОШ»; (Приложение №3, Технологическая карта работы над мини-проектом и сценарий театрализованного выступления).
- Сцена из пьесы «Утро помещика» МОУ «Спасско-Городищенская ООШ»;
- Сцена из пьесы «От ней все качества» – СОШ № 2 г. Суздаля;
- Выдержки из последней книги Л.Н. Толстого «Круг чтения» – ведущая, хозяйка Гостиной.
- Дискуссия «Наступит ли в России век Толстого?». Подведение итогов дискуссии.
- Чаепитие в «Летнем саду Толстых». (Угощение приготовлено по рецептам Поваренной книги жены Льва Николаевича – Софьи Андреевны Берн) (Приложение №4).
- Минута памяти (Зажжение свечей).
- Рефлексия. Обмен впечатлениями и номерами телефонов, адресами электронной почты.
Участники Межшкольного проекта «Свет невечерний».
Сценарий Межшкольной Литературной гостиной «Свет невечерний».
Лев Николаевич Толстой. Ясная Поляна. «Война и мир». «Анна Каренина». «Воскресение»…
Вслушайтесь в гармонию этих созвучий. Гармония, к которой так стремился и в жизни, и в творчестве Лев Николаевич Толстой.
(На фоне слайдовой презентации «Добро. Простота. Правда»).
Гений, классик, педагог, философ. Многогранно талантливый, умный и мудрый человек. Он написал сто книг, а о нем написано, образно говоря, сто тысяч книг.
Роман «Война и мир» в мировом рейтинге «Сто великих книг» занимает первое место. На панно в ЮНЕСКО «Вклад России в мировую цивилизацию» – портрет Л.Н.Толстого.
20 ноября 2011 года исполнилось 100 лет со дня ухода Л.Н.Толстого. Ухода из Ясной Поляны, ухода из жизни.
(Слайдовая презентация «Фотопортреты Л.Н.Толстого последних лет жизни»).
Мы назвали нашу Гостиную «Свет невечерний» и начинаем ее с любимой Львом Николаевичем цыганской песни «Невечерняя», лейтмотивом которой являются слова: «Заря невечерняя. Еще не поздно. Подайте мне тройку лошадей».
(Фрагмент из кинофильма «Живой труп» – цыганский романс).
В своих «Воспоминаниях» Лев Николаевич писал: «Я видел, что вся моя длинная жизнь распадается на четыре периода».К первому периоду он относит « невинный, радостный, поэтический период детства до 14 лет». И многие люди, окружавшие его в этот период, станут прототипами героев его произведений, которых он с любовью напишет в I части своей трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Второй, двадцатилетний период, он называет ужасным периодом служения честолюбию, тщеславию.
Третий, 18-ти летний период, «от женитьбы до моего духовного рождения, который с мирской точки зрения можно бы назвать нравственным, так как в эти 18 лет я жил правильной, честной семейной жизнью, не предаваясь никаким осуждаемым общественным мнением порокам, но все интересы которого ограничивались эгоистическими заботами о семье, об увеличении состояния, о приобретении литературного успеха и всякого рода удовольствиями.
И, наконец, четвертый, двадцатилетний период, в котором я живу теперь и в котором надеюсь умереть, и с точки зрения которого я вижу все значение прошедшей жизни, и которого я ни в чем не желал бы изменить, кроме как в тех привычках зла, которые усвоены мною в прошедшие периоды».
Каким же требовательным к себе человеком нужно быть, чтобы так судить о своей жизни!
Какой скромностью надо обладать, чтобы назвать свои двадцать томов сочинений «художественной болтовней, которой люди приписывают незаслуженное значение».
Но мы позволим себе не согласиться с Львом Николаевичем: прошло сто лет и время показало, что эти 20 томов сочинений стали не только российским, но и мировым достоянием классической литературы. И чтобы написать их, нужны были все периоды жизни, нужно было писателю много познать и пережить самому.
Что же это за 4-ый этап? Это не только уход из дома, это особый этап духовного осмысления Львом Николаевичем своей жизни и деятельности. Некоторые считали, что Толстой исчерпал себя как писатель, но это не так. И сегодня любители литературы, почитатели таланта Л.Н.Толстого, участники нашего проекта покажут сцены из произведений Писателя, выявляющие проблемы общества и пороки человеческие, так мастерски им изображенные.
И начнем мы с одной из вечных проблем – проблемы экологии, проблемы бережного отношения к природе, которую неразумно разрушает человек.
Художественное чтение отрывка из I главы романа «Воскресение». Проектная группа МОУ «Павловская СОШ».
И в этом же романе в незабываемых сценах и образах противопоставлены два мира – мир народный и мир господский. Созданный «хозяевами жизни» и охраняемый ими строй писатель называет «людоедским», и написан роман безжалостно правдиво. Толстой заставил своего героя Нехлюдова сначала исследовать положение крестьян, выявить причины их бедствия, а затем искать и не найти пути избавления народа от бед и горя.
Основой основ «людоедского строя», по мысли Толстого, является частная собственность. К этому выводу он и приводит своего героя. Но…, осудив принципы жизни людей своего круга, он не может порвать с ним. Видя зло, он полагает, что его не только невозможно победить, нельзя даже понять, как его победить.
Монолог Нехлюдова из романа «Воскресение» – МОУ «Садовая СОШ».
В романе «воскресает» не только герой, но и героиня. И более того, если понимать воскресение как нравственное и духовное возрождение, то оно должно быть отнесено ко всем тем людям из народа, кто начинает осознавать свое положение и искать пути к иной жизни.
Известно, что Лев Николаевич огромное внимание уделял борьбе с дурными привычками: «Бог послал людям пищу, а дьявол повара». В своем имении он неоднократно проводил акции против курения и пьянства. Например, сжигание кисетов с табаком. Но, но…Человек должен сам стремиться к самосовершенствованию. Насильно исправить дурные привычки почти невозможно. Проходила неделя – и снова все курили.
Девизом в Ясной Поляне стали такие слова: «Пей не допьяна, ешь не до отвала».
Театрализация сцены из пьесы «От ней все качества» – мини-проект МОУ «Спасско-Городищенская ООШ».
Главное, к чему стремился сам и к чему призывал Л.Н.Толстой, – это самосовершенствование. Л.Н. Толстой – граф, гений и просто человек, не чурающийся труда, а напротив, убежденный в том, что именно труд и слияние с природой ведет человека к совершенствованию не только физическому, но и духовному. А потому в его произведении «Плоды просвещения» – беспощадная критика барства. Но Лев Николаевич не идеализирует и крестьян.
Сцена из комедии «Плоды просвещения» – Проектная группа МОУ «Павловская СОШ».
Сегодня мы с вами говорим о произведениях последнего творческого периода писателя, но исследовав проблематику этих произведений, творческая группа школы №2 города Суздаля пришла к выводу, что в раннем произведении Льва Николаевича «Утро помещика», так же остро стоят проблемы человеческих пороков, и приготовила сцену, обличающую один из самых главных пороков, не дающих идти к совершенствованию.
Сцена и произведения «Утро помещика».
Итак, один из главных пороков – это лень.
Герой Нехлюдов посвящает свои усилия одной цели: «Действовать на простой, восприимчивый, неиспорченный класс народа…исправить их пороки…развить их нравственность, заставить полюбить добро». А можно ли «заставить полюбить добро», «развить нравственность»?
Лев Николаевич верил в духовный потенциал русского народа, высоко ценил народное творчество: «Песни, сказки, былины – все простое будут читать, пока будет русский язык»,– утверждал писатель и не раз признавался, что и сам учился у народа русскому языку. Он любил и знал «настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа». Таким языком и написаны его рассказы и драмы. Особенно «Власть тьмы» и «Живой труп».
Отрывок из постановки на большой сцене его произведения «Живой труп».
Толстой– педагог менее известен, чем Толстой – писатель. Вы, конечно, знаете, что Лев Николаевич открывал школы для крестьянских детей, сам составлял учебники: написал две «Азбуки», четыре книги для чтения, составлял задачи для ребят, – был учителем. Он очень любил детей и думал об их будущем.
(Кинохроника, документальные кадры «Лев Николаевич Толстой – живой гений».)
Дорогие друзья! Сегодня вы узнали что-то новое о жизни Льва Николаевича, помогли друг другу приоткрыть страницы не читанных вами ранее произведений. Но, пожалуй, вы не знаете еще об одной замечательной книге Л.Н.Толстого – это один из наиболее значительных философских трудов 20– го века – «Круг чтения». «На свете найдется немного книг, которые бы имели такую жизненную силу. Среди моря зла и жестокости книга Толстого воззвала к добру, человечности и Богу»,– так написал человек, проведший в лагерях годы репрессий и считающий, что выжил только благодаря тому, что читал и любил эту книгу. (Из статьи А.Николюшкина «Эта радостная работа»).
В двух томах этой книги собраны афоризмы, мудрые мысли разных народов, рассказы и мысли самого писателя об истине, жизни и поведении. «Круг чтения» – книга, которая давала и дает ответы на животрепещущие вопросы жизни и культуры.
А может быть, если это философский труд мирового уровня, то книга эта сложна и недоступна, например, школьнику? А давайте чуть-чуть приоткроем завесу философской мудрости.
Прочитаем несколько высказываний из книги: «К спорам прислушивайся, но в споры не вмешивайся. Храни тебя Бог от запальчивости и горячки, хотя бы даже в малейшем выражении. Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и его». «Как не вреден гнев для других, он более всего вреден тому, кто гневается». «Доброта в отношениях с людьми обязательна. Если ты не добр к человеку, то ты не исполняешь главной своей обязанности».
«Перестань осуждать людей – и ты почувствуешь то, что чувствует пьяница, когда бросит пить или курильщик, когда бросит курить: почувствуешь, что легко на душе стало».
«Обжорство – самый обыкновенный порок. Мы мало замечаем его только потому, что почти все ему подвержены».
«Тот, кто слушает то, что люди говорят про него, никогда не будет спокоен».
«Всякий ручной труд облагораживает человека. А потому не обучать сына ручному труду – все равно, что приготовлять его к грабежу».
«Не хвали и не брани себя перед людьми. Если будешь хвалить, люди не поверят; если будешь хулить, они подумают о тебе еще хуже, чем ты сказал. И потому самое лучшее – ничего не говорить о себе».
7 ноября. «Жизнь – сон, смерть – пробуждение». Это пророческие слова писателя. Именно 7 ноября он ушел из жизни. Кинохроника (Похороны Толстого).
«Свет невечерний» – так назвали мы свой проект и свою гостиную. И название это символично. Еще не поздно и нам задуматься над смыслом жизни, поездить по местам Толстого, почитать его произведения, сделать его последнюю книгу «Круг чтения» своей настольной книгой, ведь она дает ответы на многие вопросы, она мудрый советчик и надежный друг. «Каждый может составить из толстовского «Круга чтения» свой небольшой «круг чтения», выбрав то, что ему особенно близко и понятно. В этом одна из сторон всеобщности и необходимости Толстого для нас». (А.Николюшкин. «Эта радостная работа»)
(Слайды: музеи и памятники Л.Н.Толстому).
В основу преобразования и улучшения мира Толстой ставит нравственность. Он мечтал о том времени, когда общество будет высоконравственным, и делал все для этого в жизни и творчестве. Прошло сто лет. Многое ли изменилось? Наступил ли век Толстого? Как перекликаются проблемы, поднятые Л.Н.Толстым, с нашим временем?
Быть может, пороки, присущие героям его произведений, давно искоренены, ведь мы живем в XXI веке?
Вопросы дискуссии:
– Проблемы экологии, единения с природой, поднятые в начале романа «Воскресение» и современная проблема урбанизации.
– Проблема пьянства и обжорства. («Плоды просвещения», «От ней все качества»)
«Обжорство – самый обыкновенный порок. Мы мало замечаем его только потому, что почти все ему подвержены». Л.Н.Толстой. «Круг чтения».
– Проблема барства и лени, материальных и духовных ценностей. («Утро помещика»).
«Если работа для вас главное, а плата вещь второстепенная, то вашим господином будет труд и его творец – Бог. Но если работа для вас вещь второстепенная, а главное – плата, то вы рабы платы и творца ее – дьявола, и притом самого низкого и последнего из дьяволов». (Рескин). «Не думайте, что можно найти душевный мир без веры». ( Из книги «Круг чтения» Л.Н.Толстого).
В результате дискуссии «Наступит ли в России век Толстого?» участники пришли к выводу, что, к сожалению, пороки, о которых говорилось в произведениях писателя: курение и пьянство, лень и обжорство, невежество и бездуховность, привязанность к частной собственности и невыполнение заповедей Божьих, – не искоренены и в нашем обществе. А проблема экологии, единения с природой и сейчас очень актуальна. И еще очень важный вывод сделали участники проекта: надо самосовершенствоваться и много трудиться, тогда и наступит время, о котором мечтал Л.Н.Толстой.
А теперь, дорогие друзья, мы приглашаем вас в «Летний сад усадьбы Толстых».
(Слайды «В Летнем саду Толстых»: Лев Николаевич с супругой, Лев Николаевич в кругу семьи и друзей, доктор Анке в гостях у Толстых).
«В многодетной семье Толстых всегда были гости. Приезжали родственники, друзья, почитатели таланта Льва Николаевича. Застолья с простыми и вкусными угощениями во многом определяли атмосферу большого гостеприимного яснополянского дома. Софья Андреевна была верной помощницей мужу. К домашним делам она относилась серьезно, записывала рецепты понравившихся блюд. В своей «Поваренной книге» она собрала рецепты 162 блюд, которыми питалась семья», – рассказывает кандидат искусствоведения, московский специалист Нина Алексеевна Иваницкая. И сегодня мы тоже приготовили угощение по рецептам Поваренной книги Софьи Толстой, прижизненного издания которой не состоялось, но ее записки о кулинарии и сегодня имеют практическую ценность.
Анковский пирог (по имени врача семьи Николая Богдановича Анке), без которого не обходились ни одни именины, пирожки Софьи Толстой, пудинг из черного хлеба с яблоками и запеченные с медом яблоки. Сегодня вы сможете их отведать, столы в нашем импровизированном «Летнем саду» уже накрыты. Милости просим. А после чаепития желающие смогут получить рецепты выпечки. Все участники переходят в холл.
Объявляем Минуту памяти и почтения. Зажечь свечи предоставляется почетное право одному представителю от каждой школы.
Чаепитие. Обмен впечатлениями, номерами телефонов и адресами электронной почты.