Литература
-
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. Тема: "Последний герой". 7-й класс 2013
Задания, которые обучающиеся выполняют в процессе интеллектуальной игры, рассчитаны на все уровни усвоения и владения учебным предметным материалом: информационный, репродуктивный, базовый, повышенный, творческий.
-
Библиотечный кейс-урок по теме "Поиск информации в библиотечном каталоге". 6-й класс 2013
Урок разработан в рамках методического проекта "Современный урок: кейс-метод". Предлагаются условные учебные ситуации, когда нужно обратиться за поиском информации в школьную библиотеку по заданию кейса. Учащиеся в группе решают ситуационную задачу, проходя маршрут кейса. Последние этапы маршрута - осмысление и анализ пройденного маршрута кейса.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "А.С. Демирханов: грани таланта". 11-й класс 2013
Интегрированный урок посвящен известному в Красноярске человеку - почетному гражданину города, профессору, народному архитектору России Арэгу Саркисовичу Демирханову. Раскрыть многогранность таланта известного архитектора, познакомить учащихся с поэтическими произведениями Демирханова, многообразием тем и образов в его стихотворениях, а главное - показать старшеклассникам искреннюю любовь человека к городу и его жителям со стороны прославленного архитектора - задачи урока.
-
Постигая грамматику любви… 2013
Личности Д.С. Лихачева в школьной программе уделено не так уж много внимания. А жаль. Очень трудно оценить то место, какое он занимает в нашей культуре, в нашей духовной жизни. Важно не столько оценить научные достижения Лихачева, сколько понять, в чем его значение, чем он стал так дорог и интересен многомиллионной аудитории. Уроки, где происходит встреча с искусством, - это всегда уроки-размышления о жизни, о времени, о себе. Уроков сопереживания нет в программе, но без них нет воспитания.
-
Урок литературы по теме «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"». 10-й класс 2013
Цель урока: проанализировать образ главной героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство; раскрыть понятие «Диалектика души» героини. Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством».
-
Неделя русского языка и литературы на тему "Прогулка по стилям речи" 2013
Материал представляет собой программу проведения Недели русского языка и литературы в школе, которая выстроена в форме прогулки по стилям речи: от разговорного до публицистического через художественный, научный, официально-деловой. Задействованы живые переменки с различными конкурсами, играми, шарадами, а также агитбригады по классам, экран в фойе, радиостанция школы.
-
Интегрированное внеклассное занятие (литературное чтение + русский язык + психология) 2013
Основные цели урока: рассмотреть героев произведения И.С. Тургенева «Муму», их поступки, составить психологический портрет каждого; повторить и систематизировать изученный материал по теме «Обращения и вводные слова в предложении»; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.
-
Урок по теме "Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество". 10-й класс 2013
Данный урок в интересной форме знакомит учеников с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, элементы театрализации погружают учащихся в мир личных переживаний писателя. Уроку предшествует индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений.
-
Сопоставительный анализ новеллы О.Славниковой "Статуя командора" и трагедии А.С. Пушкина "Каменный Гость". 11-й класс 2013
Одним из показателей современного литературного процесса является интерес к классическим сюжетам и переосмысление их с точки зрения современности. В статье дается представление об истории интерпретации сюжета о Доне Жуане в мировой литературе; проводится сопоставительный анализ рассказа О. Славниковой «Статуя командора» и трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость».
-
Открытый урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" на тему "Смысл финала романа. Подготовка к написанию эссе" 2013
Основные цели урока: объяснить понятия «истинная свобода» и «истинная любовь»; исследовать темы творчества и судьбы художника в романе; рассмотреть, как раскрывается в романе тема бессмертия; научиться использовать данный материал в сочинении-эссе.
-
Урок литературы по теме "Блок о любви" 2013
В ходе урока учащиеся вовлекаются в блоковский мир любви, знакомятся с содержанием стихов поэта. Развиваются навыки выразительного чтения, устной и письменной речи.
-
Тема урока "Понятие о союзе" 2013
В статье дается понятие о союзе как части речи; формируется коммуникативная компетенция учащихся; воспитывается ответственность учащихся за общий результат деятельности.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Эрудит-игра по англоязычной литературе". 7-й класс 2013
Во время подготовки к игре на уроках литературы и английского языка ребята обсуждают детские произведения английских и американских авторов, знакомятся с биографиями писателей, работой поэтов-переводчиков.
-
Урок внеклассного чтения по повести Н.Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо", "Добро и зло" 2013
Урок внеклассного чтения в 6-м классе поднимает вопросы добра и зла на примере повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим черное ухо». Урок представлен в виде компьютерной презентации.
-
Урок татарской литературы "Габдулла Тукай - татарский народный поэт" 2013
Имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда останется жить в благодарной памяти народа. 2011 год был объявлен годом Габдуллы Тукая в Татарстане. Он выполнил в своей культуре ту же историческую миссию, что и Пушкин в русской культуре, Шевченко в украинской, Абай в казахской. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России.
-
Урок - дискуссия по роману Элионор Портер "Поллианна" 2013
Урок-дискуссия по роману Элинор Портер «Поллианна» представлен в материале компьютерной презентации. В процессе дискуссии учащимся предстоит выяснить, нужно ли человеку радоваться, зачем ему это нужно, можно ли этому научить или научиться?
-
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". 8-й класс 2013
Цель урока: обобщить и систематизировать изученное об односоставных предложениях, закрепить их на практике; научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения и грамотно употреблять их. Закрепить представление об односоставных предложениях, навыки различения двусоставных и односоставных предложений; развивать речевую культуру учеников.
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и истории в 11-м классе на тему "Человек в тоталитарном государстве" 2013
Цели урока: актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по темам: "Тоталитарное государство" и "Взаимосвязь человека и тоталитарной системы в рассказе Солженицына А.И. "Один день Ивана Денисовича"; контроль сформированности усвоения информации из разных источников по пройденной теме.
-
Лингвистический анализ рассказа К.Паустовского "Желтый свет" 2013
Любой вариант (комплексный, лингвистический) анализа текста, особенно прозаического - это кропотливая работа. Но именно этот вид деятельности позволяет проникнуть в суть процесса создания данного произведения, как можно ближе соприкоснуться с творческой мастерской Мастера слова.
-
Педагогический проект на тему "Развитие читательской компетенции учащихся на основе изучения творчества поэтов Юхновского края Калужской области 2013
Цель проекта: повысить интерес к чтению и книге, содействовать развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся, родителей, педагогов.
-
Литературная игра "По страницам прочитанного". 10-й класс 2013
Литературная игра может быть организована в 10-м классе как итог изучения творчества Ф.М. Достоевского. Проведению игры обязательно будет предшествовать серьезная подготовительная работа. Это касается всех этапов игры, так как они посвящены биографии Достоевского и изучению романа "Преступление и наказание".
-
Приемы технологии развития критического мышления на уроках в жанре литературной гостиной 2013
С целью помочь студентам приблизиться к духовному миру поэтов, помочь разобраться в проблемах, поставленных в стихах поэтов, познакомить с особенностями эпохи XX века, разработан цикл занятий в жанре литературная гостиная.
-
Сценарий литературного праздника "Русская народная песня в жизни и творческой судьбе писателя С.В. Ларина" 2013
100 лет не отдалили от нас писателя – земляка С.В. Ларина. Его произведения по-прежнему волнуют, пробуждают в душе добрые чувства, а это значит, что жизнь продолжается на страницах его книг, в памяти благодарных читателей. Хочется верить, что все, кто приобрел сегодня юбилейное издание «Синеборье», куда вошли лучшие произведения автора, откроет для себя ещё какую-то новую грань его творчества. Пусть открытиям не будет конца!
-
Интегрированное внеклассное мероприятие (литература + естественные науки) по теме "Путешествие по календарю природы" 2013
Работа представлена в форме литературно-музыкальной композиции, насыщенной географической информацией. Главные цели мероприятия заключаются в расширении кругозора учащихся, формировании целостного представления о временах года и воспитании высокого эстетического отношения к природе своей страны, традициям и обычаям предков.
-
История – это люди, люди – это история 2013
Проведенный классный час "История - это люди, люди - это история" посвящен важной в наше время проблеме осмысления роли человека в истории своего края, города, села, посёлка и страны в целом. В ходе классного часа ученики знакомятся с творчеством поэта-земляка Н.В. Ефлатова, читают его стихотворения. Содержится материал об истории города Ростова Великого, который сопровождается презентацией.
-
Урок литературы по теме "Жить праведно и честно!" 2013
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Ч.Айтматова, продолжить разговор о вечных проблемах современного общества: борьба со злом и бездуховностью, с низостью и жестокостью, ложью и глупостью. Продолжить работу по воспитанию нравственности, милосердия, благородства у подрастающего поколения.
-
Презентация творчества кузбасского писателя В.В. Кужелевой 2013
Методическая разработка урока литературы представлена в форме урока-презентации или урока-представления. Материал может быть использован при введении регионального компонента на уроках литературы.
-
Лирика Е.И. Грузковой 2013
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями Е.И. Грузковой. Ее стихотворения можно найти на столе учителя литературы и рисования, библиотекаря, перепечатывают их и учат наизусть дети, изучают на уроках внеклассного чтения.
-
С.Есенин "Не жалею, не зову, не плачу" 2013
Открытый урок в 11-м классе представляет собой урок-исповедь, на котором показана динамика развития лирики Есенина, ее гуманистический и трагический пафос, ее взаимосвязь с мировоззрением поэта на определенном этапе творчества. Метод обучения: эмоционально-образное постижение произведений искусства.
-
Формирование толерантности у школьников на уроках литературы 2013
В работе представлены возможные варианты анализа отдельных произведений литературы, которые помогают формированию у школьников толерантности.