Однородные члены предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 8


Цели:

  1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.
  2. Совершенствовать умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах.
  3. Развивать умение определять роль однородных членов предложения в тексте.
  4. Развивать связную речь учащихся, используя однородные члены предложения для придания речи точности, ясности, выразительности.
  5. Воспитать любовь к родному языку.

Дидактические задачи: выявить уровень усвоения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; проверка овладения действиями контроля и оценки при анализе выполняемых работ; формирование приема «диалог с текстом».

Оборудование:

  • рабочие листы, раздаточный материал;
  • презентация по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»;
  • запись песни А.Барыкина «Букет» (Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Задание №1 (для всего класса).

На экране слова: Гончар горшки и кружки запекал лепил не только но и в них дожди монетки грибные нечаянные хорошие сны и удачи. (Слайд 1)

Соедините их так, чтобы получилось предложение: Гончар лепил горшки и кружки запекал в них не только монетки но и грибные дожди хорошие сны и нечаянные удачи. (Слайд 2)

Вопросы к беседе:

  1. Чего не хватает в этом предложении? (Знаков препинания.)
  2. Зачем они нужны? (Помогают пишущему выразить мысль, а читающему правильно ее понять.)
  3. Чем осложнено предложение? (Однородными членами.)
  4. Назовите их. (Запекал, лепил; горшки и кружки; не только монетки, но и дожди, сны и удачи.)
  5. Какова тема урока? (Однородные члены предложения и знаки препинания при них.)
  6. Сформулируйте цели нашего занятия, опираясь на его тему и используя опорные фразы на слайде. (Слайд 3)

Цель:

  • закрепить знания об однородных членах предложения;
  • отработать и закрепить навыки постановки знаков препинания при однородных членах предложении;
  • развивать умение определять роль однородных членов предложения в тексте.

III. Обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения.

Учитель: Итак, настало время свести различные стороны изучения темы «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении раздела «Синтаксис».

Предлагаю вам задание №2, которое вы будете выполнять по группам.

Примечание: учитель читает задания для каждой группы.

Итак, задание для 1-й группы (минимальный уровень).

1. Найдите ошибочные утверждения. Назовите признаки однородных членов предложения. (Слайд 4)

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Связаны с одним и тем же словом.
  3. Образуют сочинительное словосочетание.
  4. Выражаются словами одной части речи.
  5. Соединяются интонацией и сочинительными союзами.
  6. Могут быть распространенными и нераспространенными.
  7. В предложении не может быть несколько рядов однородных членов предложения.
  8. Однородными могут быть любые члены предложения.

Учитель: Действительно ли эти положения являются ошибочными? Об этом мы узнаем у ребят из 2-й группы.

Задание для 2-й группы (общий уровень).

1. Прочитайте предложения. Определите, являются ли выделенные слова однородными членами предложения. Обоснуйте свою точку зрения. (Слайд 5)

1) Олень двигался неторопливо, с достоинством, трубя громко, перерывами. (В.Астафьев)
2) Добровольцы промокли до нитки, продрогли до мозга костей. (Л.Соболев)
3) А.С.Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии. (М.Горький)

Учитель: Итак, эти положения являлись ошибочными. Мы доказали, что однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи (в однородный ряд могут входить цельные словосочетания, фразеологизмы). В предложениях могут быть несколько рядов однородных членов предложения.

Задание для 3-й группы (продуктивный уровень).

1. Объясните, почему выделенные слова не следует считать однородными членами предложения. Расставьте знаки препинания. (слайд 6)

1) И скоро скоро бури след в душе моей совсем утихнет. (А.С.Пушкин)
2) Ни свет ни заря путники тронулись в путь. (А.С.Пушкин)
3) Я забегу возьму рукавицы. (И.Гончаров)

Учитель: Итак, какие члены предложения называются однородными? Слушаем монологический ответ ученика. Мы получили синтез материала по теме «Однородные члены предложения».

Одна из целей нашего урока закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. На уроках мы знакомились с разными видами пунктограмм и старались ответить на вопрос: как? Как разделять знаками препинания однородные члены предложения, связанные одиночными союзами, повторяющимися, составными. (Слайд 7) В дальнейшем узнаем, как разделяются запятыми однородные и неоднородные определения, предложения с обобщающими словами. Правил, как вы знаете, несколько. Давайте представим, что есть универсальное правило постановки запятой между однородными членами предложения. Интересно, а будет ли оно работать на практике? Нам поможет алгоритм, который звучит так.

  • Запятая ставится между однородными членами предложения (кроме соединенных одиночными союзами и, да (= и), или, либо).

Алгоритм (Слайд 8):

  1. Найдем однородные члены предложения и определим, при помощи чего они соединяются.
  2. Если использован одиночный соединительный союз (и, да (= и) или разделительный союз (или, либо), запятая не ставится.
  3. Если однородные члены соединены любым другим средством (только интонацией, повторяющимися или составными союзами, одиночными противительными союзами), то они разделяются запятой.

Задание №3 для 1-й группы (минимальный уровень).

2. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. (Слайд 9)

Учитель: Отвечая, вы должны использовать данный алгоритм.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно. (А.Фет)
2) Небо было там пурпурное теплое и ласковое. (М.Горький)
3) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (И.Тургенев)
4) Отправьте их в Оренбург или в отдаленную более надежную крепость. (А.С.Пушкин)
5) Грин любил не только море сколько выдуманные им морские побережья. (К.Паустовский)

Учитель: Замечательное универсальное правило, которое очень быстро помогло нам справиться с этим заданием. Давайте рассмотрим более сложные предложения. Второй группе необходимо доказать, что двух правил пунктуации достаточно, чтобы объяснить оформление на письме предложений с однородными членами.

Задание №3 для 2-й группы (общий уровень).

2. Прочитайте предложения. Объясните наличие или отсутствие запятых между однородными членами предложения. Составьте схемы предложений. (Слайд 10)

1) Глядел на все вокруг пытливыми глазами надежд и опасений страха и радости. (М.Горький)
2) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну. (А.Пушкин)
3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес луг озеро. (И.Тургенев)

Учитель: Мы видим, что двух правил пунктуации достаточно, чтобы объяснить оформление на письме различных предложений с однородными членами.

Задание №3 для 3-й группы (продуктивный уровень).

2. Прочитайте стихотворение. Расставьте знаки препинания, опираясь на музыкальный фрагмент. (Слайд 11 «3 группа»)

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю.

(Н.Рубцов «Букет»)

Учитель: Интересно, а какие знаки препинания стоят у Николая Рубцова? (Слайд 12) Посмотрим авторский вариант. На что делает акцент автор и исполнитель песни Александр Барыкин? О чем говорит этот пример? В языке существуют взаимосвязи разных синтаксических конструкций. Наш урок проходит в форме диалога, в котором участвуете вы и я. А теперь давайте проведем диалог с текстом. Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста. (Слайд 13)

Задание №4 (для всего класса).

В – вопрос, задать вопрос к тексту.
О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос.
З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события.
П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с описанием будущего в тексте.

Примечание. Учащиеся читают текст по предложениям. В этом им поможет закладка, которую они будут передвигать по ходу чтения текста. В конце текста предлагаются задания, которые обозначены символом (буквой). Эти задания надо выполнять по ходу чтения текста.

Гончар сидел на табуретке и уныло смотрел на осколки любимой кружки. Кружка упала со стола и разбилась. Гончар был безутешен. Знакомый художник нарисовал на ней уютного черного кота, который тоже разбился вместе с кружкой. Это делало из разбитой чашки самую настоящую Большую Трагедию. (В) (О) Но кому, как не ему, знать, что кружки разбиваются? Гончар вздохнул и стал сметать осколки.

Потом он сел, задумался и вспомнил, что кружки, как и всякая посуда, бьются к счастью. Но никакого счастья гончар не испытывал. (В) (О) Это было неправильно. И с этим определенно надо было что-то делать. Гончар думал целых два дня, отрывался только на еду. А через два дня он нечаянно уснул и во сне придумал, как исправить эту большую несправедливость с битой посудой. (З)

Проснулся он рано утром. Первым делом полез на чердак и долго громыхал там всякими штуками, чихая от пыли. А потом спустился, держа шкатулку со своими детскими богатствами. Он покопался во всяких железяках фантиках и осколках цветных стекол. Потом раскрутил гончарный круг и начал лепить. И в каждый кувшин кружку вазочку или горшок он старательно упрятывал какое-то из детских сокровищ. В каждую кружку он положил или монетку с дыркой или цветной камешек или стеклянную бусину или обкатанное морем стеклышко. (П)

Люди на самом деле больше не расстраивались так сильно, разбив глиняную посудину. (В) (О) Ведь среди осколков всегда находилось что-нибудь интересное, что примиряло с грустью от разбитого кувшина. (П) Гончар лепил горшки и кружки, запекал в них не только монетки, но и грибные дожди, хорошие сны и нечаянные удачи. Говорят, в особо понравившийся ему горшок он запек даже упавшую звездочку, но, по-моему, это уже неправда. Но кто что знает.. Так что если у вас разобьется любимая кружка, посмотрите внимательно в осколках и там обязательно найдется что-то хорошее. Ведь посуда бьется к счастью. (Слайд 14,15)

Задание № 5 (для всего класса).

  1. Что такое притча?
  2. Чему она учит?
  3. В выделенных предложениях найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания и определите роль однородных членов предложения в тексте.

IV. Итог урока.

Выставление оценок.

V. Рефлексия.

- Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднение? Над чем надо ещё поработать?

VI. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как вы поняли смысл последней фразы текста?»