Урок литературы по теме "Чудо поэтического слова. Анализ поэтического текста". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  1. Учить чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать интерес к лирике.
  2. Развивать воображение, учить строить высказывание о произведении.
  3. Прививать вкус к эстетике родного слова.

Оборудование:

  • портрет И.А.Бунина, томик стихов И.Бунина, хризантема;
  • выставка книг (В.Брюсов. Сила русского глагола. К.Г.Паустовский. Золотая роза. В.Приходько. Постижение лирики и другие).

Технология групповой работы.

Раздаточный материал: тексты стихотворений, словарик терминов, памятка «Анализ лирического произведения».

Ход урока

I. Cлово учителя. Сегодня мы будем читать стихи и пытаться понять поэта. Почему поэта надо понимать? В чём сложность поэтического слова? У Сергея Есенина есть строки: «…будто я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Герой повести И.Богомолова «Зося» комбат Витька возмущается: не бывает розовых коней, поэт пишет неправду.

Как не бывает говорящей рощи («Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…», С.Есенин), отряда пёстрых бабочек (А.Майков), армии воздушной благовонных ветерков… Услышав про то, что «в саду горит костёр рябины красной», такой человек представит пожар.

Не понимать стихи – не грех.
«Ещё бы, - говорю, - ещё бы»…
Христос не воскресал для всех.
Он воскресал для посвящённых…

Так поэт Андрей Вознесенский словно подхватывает мысль И.А.Бунина: «А счастье только знающим дано».

Кто же не мечтает быть счастливым, ощущать красоту и богатство мира!

Преобразить мир, показать его с неведомой стороны – сотворить чудо – способно…слово!

Слово. Свежее, необычное, яркое, эмоциональное – поэтическое. Но для сотворения чуда слова поэта недостаточно. С кем происходят чудеса? С теми, кто в них верит. Всякому ли слово откроется? Человеку без воображения, человеку невнимательному, торопливому, небрежному не дана радость постижения лирики. Чуда не случится. Кстати, как вы поняли выражение «горит костёр рябины красной»?

Какой приём художественного, образного изображения жизни использовал Сергей Есенин?

Какие ещё изобразительные средства языка вы знаете?

Итак, чтобы увидеть чудо, обладать воображением и знанием. Но знать определения – ещё не значит понимать метафору или сравнение. В каждом стихотворении они неповторимы. Что видеть, на что обратить внимание, мимо чего не пройти, как, наконец, стать талантливым читателем и ценителем поэзии, – вам подскажут книги, которые сегодня на выставке.

На уроке же постарайтесь быть особенно внимательными к слову поэта, постарайтесь увидеть новизну его и красоту. И чудо произойдёт!

Чтение учителем стихотворения И.Бунина «На окне, серебряном от инея…»

На окне, серебряном от инея,
Ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.

И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне. (1903,VIII.)

II. Коллективный анализ стихотворения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Каким настроением проникнуты бунинские строки?

- Какие слова передают чувство радости, переживаемое лирическим героем? (Бодрое солнце, утро тихо, радостно и молодо.)

- Эти эпитеты в данном контексте необычны. Почему? (Олицетворение.)

- Почему бы не сказать: я бодр, радостен, молод? Прямо и ясно. Но в этом случае, вы правы, исчезнет ощущение слияния его с миром природы, ощущение гармонии с ней – и будет в этом большая неточность, искажение правды: чудное утро дарит прилив свежести…

- Какие картины вы увидели?

- Какой образ показался особенно свежим, а потому удивляющим и восхищающим?

- Как вы поняли слова «за ночь хризантемы расцвели»? О чём идёт речь? О морозных узорах на стекле.

- Но почему бы поэту так прямо и не сказать: «… холода узоры навели»? Или «морозом стёкла расцвели»? Есть же у него: «Каретный кузов быстро промелькнул, Блеснувши глянцем стёкол мёрзлых»! Тайна, и до конца мы, конечно, не раскроем. Но всё же… Какие ассоциации (связи) вызывает у вас слово «хризантема»? (Красота, нежность, радость, любовь.)

Образ хризантем связан с настроением всего стихотворения или стоит особняком? (Видимо, радость героя связана не только с красотой мира, но и красота эта – следствие его восторженного настроения.)

- Бунина называют живописцем в поэзии. Вы ощутили это?

- Какими красками, тонами написан пейзаж? Найдите цветовые слова. Важны ли они для героя? (Небо ярко-синее, белый снег; краски яркие и чистые, окно серебряное, хризантемы серебристые, окно золотится.)

Кроме прямого высказывания о красках – ярких и чистых, 2 есть подчёркивание особым способом – каким? – инверсией. Лирический герой не налюбуется видом из окна: он переводит взгляд от оконных стёкол к небу, оглядывает всё утро, запушённое снегом, и снова к небу, от него – к узорам-хризантемам на окне. Вы заметили: Бунин добавил эпитет – серебристые… Остановимся: серебряный – серебристый… Одно и то же? Обратимся к толковому словарю:

Серебряный – цвет серебра. Серебро – металл серовато-белого цвета.

Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

Как видите, цвет приобрёл блеск и чистоту. У Бунина: серебряный – отблеск – серебристый.

И.А.Бунин предельно точен в подборе слова.

- Какой снег в его стихотворении? (Метафора «снеговая пыль» и совсем прямое, обычное – «белый снег».)

В первом случае словно и не может быть иначе: под застрехой – «в крестьянских избах свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий нижний край крыши» – «место для пыли», словом. Но как «облагораживается» непоэтичная «застреха»! В другом случае («белым снегом всё запушено») иначе и не сказать, так как внимание сосредоточивается на мягко звучащем «запушено» (не «занесено» или «заметено»).

Итак, у большого мастера каждое слово на своём месте, несёт эмоционально-смысловую нагрузку. И какое удовольствие – вслушиваться, всматриваться и удивляться!

У поэта особое зрение. Он видит зорче, глубже других. Замечает сходство явлений и предметов и помогает нам увидеть мир неожиданно и свежо. Не всё в поэзии объяснимо. Но чтобы приблизиться к поэту, надо почувствовать его настроение, увидеть ключевые, самые яркие образы.

Работая в группах, постарайтесь выразительно прочитать стихотворение и дать ему читательскую оценку. Можно воспользоваться памяткой «Анализ лирического произведения».

III. Групповая поисково-аналитическая работа с текстами И.Бунина: «Северная берёза», «Бушует полая вода», «Оттепель», «Седое небо надо мной…».

(Не привожу ответы детей: принимаются все – удачные и беспомощные). Работа завершается выступлением учащихся перед классом.

IV. Рефлексия.

Учитель: Для меня самой ценной жизненной подсказкой поэта Ивана Алексеевича Бунина стали строки:

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

- А для вас? Сотворил ли Бунин чудо?

- Какие сделали открытия? В чём надо ещё разобраться?

- Чьё выступление показалось вам самым ярким, интересным, содержательным?

- Ради чего весь наш разговор о бунинских стихотворениях? Нужен ли он? Пригодится ли в жизни? Не тратим ли время попусту?

V. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра (можно в стихах, можно сформулировать свою тему): «Песня февральской капели», «Таяние снега», «Первые проталины», «Капризы февраля», «Музыка леса», «Скоро весна», «Приближение весны».

Несколько попутных замечаний. Сознательно предлагаются темы как «поэтического» свойства, так и «фенологического»: по тому, что выберет ученик, можно определить его интерес к художественному слову и далее корректировать методику. Использование Памятки допустимо, но совсем не обязательно, так как живое восприятие стихотворения и возможность сказать «своё» значительно важнее в воспитании читателя, чем правильные ответы на правильные вопросы. При чтении художественных текстов и их обсуждении мы исходим из права каждого читателя на личное открытие. В результате каждый слушает каждого, один обогащает другого, и к 9-10 классу подростки умеют приближаться к авторской мысли, сопереживать авторскому чувству, а также формулировать свои впечатления и размышления как устно, так и в виде сочинения. Немаловажно и то, что «свобода», как правило, требует ответственности, а ситуация защиты своей правоты мотивирует на обдумывание каждого тезиса, поскольку ученику надо быть убедительным перед аудиторией. Так в совместной работе формируется и читательский вкус, развивается эстетическое чувство подростка. Выразительное чтение требует особого разговора. Коротко: с первых встреч с учениками я пытаюсь объяснить детям, что художественные тексты надо читать или выразительно – или не читать. Чтение строк поэта – это миссия. (Перед портретом со свечой, с музыкальным фоном…).

И.А.Бунин

***

Северная берёза
Над озером, над заводью лесной –
Нарядная зелёная берёза…
«О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады…
«О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»
Опять, опять нахмурилось, – опять
Мелькает снег и бор глядит сурово…
«Я вся дрожу. Но только б не измять
Зелёных лент! Ведь солнце будет снова.» (1903)

***

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает. (1892)

***

Оттепель
Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия. (1901)

***

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый,
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идёт холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя – скитанья
Да радость одиноких дум! (1889)

Памятка. Анализ лирического произведения.

  1. Чем волнует данное стихотворение?
  2. Каким настроением проникнуто?
  3. Меняется ли настроение? Каково движение чувств в произведении?
  4. Что хотел сказать автор читателю? О чём предложил поразмышлять, задуматься?
  5. Какие строки особенно потрясли или удивили тебя?
  6. Благодаря чему мысль и чувства поэта слились с твоими? Обрати внимание на:
    а) выразительность отдельных образов;
    б) ёмкость и свежесть поэтического слова;
    в) яркие эпитеты, метафоры, сравнения;
    г) стихотворный размер, построение строфы, особенность рифм;
    д) наличие сюжета, художественное построение произведения.

Словарик терминов:

Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность.

Амфибрахий – трёхсложный размер, в котором ударенный слог находится между двумя безударными.

Анапест – трёхсложный размер, в котором два первых слога - безударные, а последний – ударный.

Антитеза – противопоставление понятий, положений, образов.

Дактиль – трёхсложный размер, в котором ударение падает на первый слог.

Звукопись – звуковые повторы, условно воспроизводящие звуки природы, рефлективные восклицания людей, механические звуки и т.п.

Композиция – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.

Лирика – один из трёх родов художественной литературы. Рисует отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» поэта.

Лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создаётся представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.

Метонимия – замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности.

Ода – жанр лирической поэзии, в классицизме – торжественное прославляющее произведение.

Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.

Ритм – повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма – созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская, женская, дактилическая; по взаимному расположению строк – смежная (аабб), охватная (абба) и перекрёстная (абаб).

Символ – образ, максимально обобщённо и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материализующиеся в целых фрагментах текста.

Стих – отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отличается ритмом.

Стихотворный размер – способ организации звукового состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).

Тропы – в стилистике и поэтике – употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов – метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.

Хорей – двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог.

Элегия – жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества и пр.

Ямб – двусложный размер, в котором ударение падает на второй слог.

Данные определения взяты из справочника для школьников: Справ. шк./Науч. разработка и сост. Н.Г.Быковой; науч. ред. В.Я.Линков. – М.: Филолог. об-во «Слово», Издательский дом «Ключ-С», ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.