Цели и задачи урока:
предметные: систематизация и обобщение приемов создания образов героев произведения, раскрытие роли художественных деталей в изображении героев поэмы, проследить внутреннюю логику создания образа, обучить умению определять принципы типизации социальных явлений, раскрывать значение авторского присутствия;
метапредмедные: уметь принимать и решать учебную задачу; приобщать учащихся к исследовательской работе;
личностные: воспитывать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимопонимания и сотрудничества, воспитывать способность к самооценке.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, иллюстративный раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, таблички.
Ход урока
1. Мотивация к УУД.
Прочитайте эпиграф к уроку.
“Какой огромный, какой оригинальный
сюжет!
Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в
нем!”.
Н.В.Гоголь
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Почему сюжет “огромный”? (Изображение всех классов, сословий крепостнической России)
- Почему вся Русь явится в нем? (Изображение социальных проблем России, изображение многообразия характеров)
Итак, сегодня на уроке мы попытаемся изобразить образы многих персонажей, узнать, при помощи чего писатель изображает своих героев, какие проблемы пытается решить.
2. Актуализация знаний.
1) Иерминология
Мы сегодня будем говорить о художественных деталях, помогающих раскрыть образы героев. Но прежде чем это сделать, давайте разберемся в терминологии.
(Табличка “художественная деталь”)
- Что такое художественная деталь? Дайте определение.
(Деталь - фр. “часть, подробность”, значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения).
- Как художественные детали позволяют раскрыть образы персонажей?
(Ответы учащихся)
- Что такое детализация? (Важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.)
2) Индивидуальное задание
“Общелитературное значение деталей в раскрытии образов героев художественных произведений”.
3. Совместное открытие знаний. Защита проектов (каждая группа выступает по данной теме)
Работа в группах.
1. Деталь как средство типизации героев (типичность образов уездного города, крепостнической России).
- Для чего нужно показать типичность в произведении ?
2. Деталь как средство индивидуализации. (Роль деталей в изображении характеров)
- Для чего нужна индивидуализация ? (Изображение неповторимости того или иного образа)
Индивидуальный маршрут групп: (раздать)
- детали пейзажа;
- детали внешнего и внутреннего интерьера зданий;
- детали портрета;
- детали, помогающие описать поведение героев.
Лист для решения проблемы (раздать)
1 группа
Вопросы для
рассмотрения: - Для чего нужно показать типичность в произведении ? |
Ответы учащихся из группы: |
- Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. При помощи каких деталей показана типичность уездного города, тех людей, которые его населяют? | |
Мог ли такой человек, как Манилов, сделать что-то полезное для общества? Почему? Аргументируйте свою точку зрения каждый со своей позиции. | |
Мы с вами говорили о том, что образы всех помещиков расположены последовательно по степени их деградации. Возьмем Собакевича. Он – полная противоположность Манилову. Но мог ли такой человек принести пользу обществу? Почему? Аргументируйте. |
2 группа
Вопросы для
рассмотрения: - Для чего нужна индивидуализация ? |
Ответы учащихся из группы: |
- Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Как и при помощи чего изображается индивидуальность каждого человека и с какой целью? | |
Мог ли такой человек, как Манилов, сделать что-то полезное для общества? Почему? Аргументируйте свою точку зрения каждый со своей позиции. | |
Мы с вами говорили о том, что образы всех помещиков расположены последовательно по степени их деградации. Возьмем Собакевича. Он – полная противоположность Манилову. Но мог ли такой человек принести пользу обществу? Почему? Аргументируйте. |
Задания для групп
1 группа. - Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. При помощи каких деталей показана типичность уездного города, тех людей, которые его населяют?
2 группа. - Как и при помощи чего изображается индивидуальность каждого человека и с какой целью?
(Вопросы раздать)
- Пока вы готовитесь к ответу, я вам предлагаю посмотреть фрагмент из жизни Манилова.
(Включение грамзаписи)
Задания для групп
3. Мог ли такой человек, как Манилов, сделать что-то полезное для общества? Почему? Аргументируйте свою точку зрения каждый со своей позиции.
1 гр. - типичность таких людей, у которых все на словах, прожектерство – их главная черта. Вся их жизнь – в воображении.
2 гр. - человек бесхарактерный, беспорядочный, по мнению Чичикова “… ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”.
4. Мы с вами говорили о том, что образы всех помещиков расположены последовательно по степени их деградации. Возьмем Собакевича. Он – полная противоположность Манилову. Но мог ли такой человек принести пользу обществу? Почему? Аргументируйте.
1 гр. – типичность таких людей, которые живут ради материальной выгоды и не стремятся к самосовершенствованию, приближены к земле.
2 гр. – человек жесткий, своего не упустит, “Кулак! Настоящий кулак!”.
Самостоятельная работа.
Итак, мы выявили с вами роль художественных деталей в произведении. Теперь проведем эксперимент . Перед вами – образцы текстов. Это – оригиналы. Я предлагаю вам их переделать так, чтобы минимизировать роль художественных деталей в тексте, а затем прочитать полученные образцы.
(Чтение переделанных образцов, затем выразительное чтение оригиналов)
- Что можно сказать? Какие выводы сделать?
Фрагмент текста №1
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча : хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: “Живет!” Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайло Семеновичем.
Фрагмент текста № 2
Гости воротились тою же гадкою дорогой к дому. Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья – одно в триста, другое в восемьсот рублей…Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: “Мастер Савелий Сибиряков”….Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мунтштуком, недавно выигранный, кисет, вышитый какою-то графинею, где-то на почтовой станции влюбившеюся в него по уши, у которой ручки, по словам его, были самой субдительной сюперфлю, - слово, вероятно, означавшее у него высочайшую точку совершенства.
5. Составление синквейна.
1 существительное – предмет, о котором идет речь;
2 прилагательных – описание признаков и свойств;
3 глагола – описать действия, совершаемые объектом;
4 слова (фраза) – личное отношение автора к предмету;
1 слово – характеристика сути предмета или объекта.
6. Итоги урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание: написать сочинение – эссе “Художественная деталь и ее роль в создании образа Чичикова”.