Цель: Рассмотреть творчество поэта в синтезе различных видов искусств в контексте современного звучания его поэзии.
Задачи:
– пробудить интерес учащихся к творчеству Маяковского через современную
музыку (рок-музыку);
– учить понимать поэтику Маяковского;
– развивать эстетический вкус обучающихся;
– воспитывать бережное отношение к наследию поэта.
Оборудование:
– портреты поэта (и современных художников);
– справочный материал по литературе и музыке;
– MP3 проигрыватель,
CD диски с песнями на стихи Маяковского (Трибьют
“Живой Маяковский” 2 диска);
– рисунки учащихся.
На доске эпиграфы:
… вам я
душу
вытащу,
растопчу,
чтоб большая!
В. МаяковскийА вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский
Индуктор:
- Два стакана с краской (черной и красной) учителя, одновременно выплескивают на большой лист бумаги (2 ватмана);
- Сразу звучит аудиозапись “Штык, браунинг, бомба…” (на стихи из поэмы “150 миллионов”) в исполнении хард-рок группы “Облачный край”.
Творческое письмо:
- Опишите свои ощущения от увиденного и услышанного;
- Озвучивание написанного (по возможности каждый учащийся).
“Слог и ритм Маяковского “изначально альтернативный рок” сказал лидер рок-группы “Созвездие” Дмитрий “Судзуки” Судзиловский.
– Попробуем согласится или опровергнуть это утверждение проанализировав отрывок из поэмы Маяковского “150 миллионов”.
Анализ отрывка из поэмы “150 миллионов”.
1. Расставить ударения чтобы определить ритм: силлабо-тонический или тонический.
2. Найти рифмы (например имя – моими, выше – афише, чините – сочинитель и т.д).
3. Плакатность стиха, лексика (три ряда):
- Голод, огонь, штык, браунинг, бомба;
- Бедную, всехсвятную;
- Поросенок, заплывший в сале.
4. Синтаксис – особенности: изобилие вопросительных, восклицательных знаков и междометий.
Вывод: можно согласиться с высказыванием Дмитрия Судзиловского, т.к. стиль поэта всегда отвечает теме неравнодушия, бунтарства.
Маяковский и рок-музыка.
В начале урока прозвучала музыка на стихи Маяковского “Штык, браунинг, бомба…” в исполнении хард-рок группы “Облачный край”.
Высказывания учащихся об услышанном. Соответствует ли музыка стихам?
Краткая справка о направлении рок. (Бунтарский дух, ритмические особенности.)
Вопрос – современен ли Маяковский?
Учащиеся в роли музыкантов.
На выбор семь стихотворений:
- “Мелкая философия на глубоких местах”. (гр. Зёрна.)
- “Маруся отравилась”. (гр. Дочь Монро И Кеннеди.)
- “Санплакат”. (гр. Абвиотура.)
- “Лиличке”. (гр. Сплин.)
- “Надоело”. (гр. Pxband.)
- “Скрипка и немножко нервно”. (гр. Археоптерикс.)
- “Схема смеха”(“Мужик и баба”). (гр. Женя Глюкк И Группа Прикрытия.)
Учащиеся (пользуясь справочным материалом) предполагают, как могла бы звучать песня на эти стихотворения.
Прослушивают музыку на эти стихи и еще раз анализируют. (Приложение)
Творческое письмо:
Быть или не быть Маяковскому? (Учащиеся озвучивают свои ответы.)
Исполнение учителем музыки (возможно, кем-то из учащихся) песни “Неоконченное” из репертуара Н. Носкова (как лирические мотивы в творчестве Маяковского).
Голосование:
Тема без знаков препинания учащиеся прикрепляют к доске стикеры (приготовлены за ранее) со знаками препинания (. ! ? …)
Обсуждение выбора цвета краски на листах ватмана (начало урока).
(Учащиеся рисовали портрет Маяковского в свободном стиле и преимущественно в черно-красных тонах.)
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана.
В. Маяковский