Цель урока:
1. Обучающая:
- закрепить материал по теме: «Отражение света», «Преломление света»;
- совершенствовать навыки проведения эксперимента, формулировать выводы из эксперимента;
- познакомить с сущностью наблюдаемых природных явлений описываемых в литературе, объяснить их на основе физических законов и теорий, «раскрыть тайны» оптических явлений.
2. Развивающая:
- развивать навыки по изучению научно-популярной литературы;
- самостоятельно приобретать новые знания; сравнивать, сопоставлять изучаемые явления и факты, делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать культуру речи, познавательный интерес, любознательность, интерес к предмету.
Задачи:
- Проверить полученные знания по теме: «отражение света», «преломление света».
- Продолжить формирование навыков проведения эксперимента по изучению явления преломления света.
- Продемонстрировать явление полного отражения света, действие световода.
- Создать педагогические условия для самостоятельного творческого поиска ответов «раскрытия тайн» оптических явлений.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- оборудование для фронтальной работы:
- стакан химический, колба с водой,
- карандаш, стеклянная пластинка, лист бумаги;
- модель световода, полуцилиндрическая линза, кювета с водой;
- авторская презентация «Экспериментальное изучение явления преломления света»;
- презентации учащихся.
Демонстрации:
- Полное отражение света в полуцилиндрической линзе.
- Полное отражение света при переходе света из воды в воздух.
- Действие модели световода.
Предварительные задания учащимся.
Ученикам заранее выдаются стихи, в которых описаны световые явления – пример полного отражения света, образование радуги, солнце при закате, миража. Необходимо изучить данное световое явление и подготовить:
- Мини-проект по теме: «Полное отражение света» (Приложение 2).
- Презентацию по теме: «Радуга» (Приложение 5).
- Презентацию по теме: «Солнце при закате» (Приложение 7).
- Презентацию по теме: «Миражи» (Приложение 9).
Планируемый результат.
Знания – усвоить темы: отражение и преломление света.
Умения – приобретут навыки проведения эксперимента по изучению явления преломления света; делать выводы на основе экспериментальных данных; самостоятельное приобретение новых знаний.
Качества – закрепят исследовательские умения; работа в мини группах; найти описание физического явления в произведениях поэтов, объяснить их, основываясь законами отражения и преломления света.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока (1 минута).
Слайд №1. Тема урока: «Экспериментальное изучение явления преломления света».
Эпиграф на слайде:
У поэта Мицкевича есть строки:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических полей?
Ребята, о каком физическом явлении мы будем говорить сегодня? (О световом явлении.) Во многих произведениях поэтов можно прочесть описание того или иного физического закона или явления. Интересно подметить это явление, объяснить его физическую сущность. Итак, явление отражения, преломления в стихах.
Слайд №2. Цель нашего урока: в произведениях поэтов найти описание физического явления и объяснить его, основываясь законами отражения и преломления света; экспериментально изучить явление преломления света.
II. Актуализация знаний (3 минуты).
Слайд №3. С.А. Есенин. Лебедушка.
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.
В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отразившемся
Увидала крылья длинные.
- Какое физическое явление помогло лебедю обнаружить орла? (Отражение орла от гладкой поверхности воды.)
- Какие виды отражения света вы знаете? (Диффузное, зеркальное.)
Слайд №4. Фотография, на которой изображено зеркальное отражение облаков, осоки на поверхности воды.
- Какое отражение света вы видите? (Зеркальное.)
Слайд №5. Фотография, на которой изображено речное судно.
- Какое отражение света вы видите? (Диффузное.)
Слайд №6. Изображены черные лебеди.
- Какое отражение света вы видите? (Диффузное и зеркальное.)
Слайд №7. А. Далчев. Молодость.
Одна светилась лампа в комнате
И две – в двойном стекле окна…..
- Почему в окне было два изображения лампы? (При попадании света на границу раздела двух прозрачных сред, часть световой энергии отражается, часть проходит сквозь стекло. За счет отражения света мы видим в прозрачном стекле отражение лампы. Преломленный свет, падая на второе стекло дает второе изображение лампы.)
III. Основная часть. Экспериментальное изучение явления преломления света (38 минут).
Слайд №8, 9. Экспериментальные задания.
1. Наблюдение кажущегося поднятия и излома предмета, находящегося в воде.
Оборудование: стакан химический, колба с водой, карандаш.
Указания для выполнения работы находятся у каждого на столе.
1) На дно пустого стакана вертикально поставьте карандаш. Глаз расположите таким образом, чтобы он находился на одной прямой с верхним краем стакана и нижним концом карандаша. Не меняя положения головы, наливайте в стакан воду. По мере повышения уровня воды в стакане наблюдайте кажущийся подъём конца карандаша и увеличение расстояния от него до ближайшего к вам края стакана. Опишите, что происходит с видимой частью дна? Что можно сказать о кажущейся глубине стакана? Сделайте чертеж, поясняющий наблюдаемое явление. Работа с учебником (рис. 52, с.27 учебника, рис. на слайде №8).
2) Наклоните карандаш под некоторым углом к поверхности воды и посмотрите на него сверху (рис. на слайде №9). Объясните, почему карандаш кажется надломленным у поверхности воды, а конец, находящийся в воде, – приподнятым.
Работа с учебником (рис. 44, с. 25 учебника).
Слайд №10. Изображение рыбы в воде.
Ответьте на следующие вопросы:
Почему, скажите, в рыбу,
Будь то щука иль карась,
Если рыба чуть в сторонке,
Трудно острогой попасть?
Сделайте рисунок, поясняющий ответ.
- Если поверхность воды не совсем спокойна, то кажется, что предметы, лежащие на дне водоема, шевелятся. Почему? (Периодически изменяется угол, под которым свет выходит из воды, отразившись от предмета.)
Слайд №11.
2. Наблюдение полного отражения света.
Оборудование: стакан с водой.
Приподнимите стакан немного выше уровня глаз и посмотрите на поверхность воды через боковое стекло. Какой видится поверхность воды? Объясните наблюдаемое явление.
Защита мини-проекта. Явление полного отражения света (ученик). (Приложение 1. Приложение 2)
Слайд №12.
Демонстрация полного отражения света. (Приложение 3)
Слайд №13
3. Наблюдение смещения луча света при прохождении через плоскопараллельную пластинку.
Оборудование: стеклянная пластинка (призма, в основании которой трапеция) лист бумаги, лист картона, карандаш.
Указания для выполнения работы. (Приложение 4)
4. Защита презентаций.
1) Радуга. (Приложение 5) Объяснить наблюдаемое явление с физической точки зрения.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве.
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она пол неба обхватила
И в высоте изнемогла.
(Ф.И. Тютчев) (Приложение 6)
2) Солнце при закате. (Приложение 7) Почему диск солнца «сплющивается» при закате?
Я хочу, чтобы ты увидела:
За горой, вдалеке, на краю
Солнце сплющилось, как от удара,
О вечернюю землю мою.
(А.Т. Прасолов). (Приложение 8)
3) Миражи. (Приложение 9) Объяснить с физической точки зрения появление миражей.
Когда узнаешь ты, как странны
В Сицилии фата-морганы,
Вопросов этих не задашь.
Там часто в воздухе стеною
Средь бела дня, на зыбком зное
Встает обманчивый мираж.
То это всем сплетеньем веток
Висящий над землею сад,
То город, волн качанью в лад
Качающийся так и этак.
(И.В. Гете). (Приложение 10)
IV. Подведение итогов урока (3 минуты).
Ребята, сегодня мы все вместе сделали попытку «навести мосты» между физикой и художественным словом. Сбываются слова Флобера, великого французского романиста 19 века, который предсказал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине». Кто увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой.
Домашнее задание. Слайд №14. Предложить свой вариант проведения эксперимента по изучению явления преломления света.
Рефлексия. Слайд № 15.
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал ...
- Теперь я могу ...
- Было интересно ...
- Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся ...
Список литературы:
- Александрова З.В. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением /З.В. Александрова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 313 с. – (Современная школа).
- Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 144с. – (Мастерская учителя физики).
- Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 7 класс : к учебнику Н. М. Шахмаева, Ю.И. Дика, А.В. Бунчука: пособие для учителя/ Н.А. Матвеева. – М.: Мнемозина, 2010. – 111 с.
- Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. – 152 с. : ил.
- Шахмаев Н.М. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук. – 5-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 175 с.: ил.
- Шахмаев Н.М. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч. 2: пособие для учителя/ Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов. – М.: Мнемозина, 2010. – 192 с.:ил.