Цель урока:
- обучение анализу произведения эпического характера;
- обучение анализу образа героя и системы образов в целом;
- обучение анализу тематики и проблематики произведения;
- обучение выявлению идейной сути произведения.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с биографией писателя;
- анализ основных образов произведения;
- обсудить основные проблемы, поставленные в произведении автором;
- обогатить словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка
- учить систематизировать, выделять главное, обобщать
Ход урока
Учащиеся должны прийти на урок с текстами книги П.В. Санаева “Похороните меня за плинтусом”, которые были прочитаны ими дома.
Класс разделён на группы с целью сконцентрировать внимание учащихся на определённом аспекте анализа книги, чтобы впоследствии, суммируя наблюдения учеников, дать по возможности разносторонний анализ произведения. Каждой группе будут предлагаться свои вопросы для анализа, над которыми учащиеся должны будут подумать дома.
1. Слово учителя.
Павел Владимирович Санаев – известный в наше время писатель, а также актёр, сценарист и режиссёр. Родился П. В. Санаев в Москве 16 августа 1969 года в семье актрисы Елены Санаевой. Своего отца он практически не знал. Его отчимом был известный режиссёр и актёр Ролан Быков. До 12 лет Павел Санаев жил вместе с бабушкой и дедушкой. Приложение 3.
“Я появился на свет в 1969 году, в столице Советского Союза, и раннее детство прожил в светлом счастье. Потом была абсолютная драма, которая продолжалась до 12 лет, о ней я рассказал в книге “Похороните меня за плинтусом”. Очень советую почитать и готов биться о заклад, что ничего более потешного и одновременно драматичного вы не видели”, – говорит о своей книге автор. Это время, прожитое под строгим присмотром авторитарной, безрассудно обожающей своего внука бабушки, по словам писателя, были, “платой за книгу”. “Похороните меня за плинтусом” – книга очень личная; она основана на реальных событиях, имевших место в жизни её автора, но и выдумка там тоже присутствует.
Произведение, увидевшее свет в 1996 году, было благосклонно оценено критиками, но поначалу почему-то не вызвала интереса у широкого читателя. Зато в 2003 году популярность книги (опять-таки неизвестно, по каким причинам), обрела доселе невиданную популярность. Иначе говоря, пришёл настоящий бум на произведения Павла Санаева (“Нулевой километр” и др). “Похороните меня за плинтусом” стал печататься большими тиражами и выдержал 15 (!) изданий за 2003–2005 годы. В 2005 году автор был удостоен премии “Триумф – 2005”.
Павел Санаев закончил ВГИК (курс Александра Александрова), снялся в фильмах “Чучело” (1983), “Первая утрата” (1991 год – гран-при фестиваля в Сан-Ремо). Повесть “Похороните меня за плинтусом” – во многом автобиографическое повествование, в основе которого положены воспоминания о детстве, причём, детстве достаточно грустном.
2. Вопросы для анализа:
Вопросы к классу.
- Обратите внимание на посвящение произведения. К кому оно обращено? Как вы думаете, почему?
- От чьего лица ведётся повествование в книге? Почему?
- Расскажите о составе семьи главного героя, Савельева Саши.
- Почему он живёт не с мамой, а с бабушкой и дедушкой?
- Как вы понимаете название произведения “Похороните меня за плинтусом”? Подтвердите это текстуально.
Группа1. Образ бабушки
- Расскажите о жизни бабушки. Как складывается её день? Кому он посвящён?
- Почему дедушка в молодости решил на ней жениться?
- Были ли бабушка и дедушка вместе счастливы?
- Почему живут вместе? (Смерть сына Алёшеньки, рождение дочери, потом внука, привычка.)
- Почему бабушка всё время ругается? Что кроется за её бранью?
- Когда Саша болел, как относилась к нему бабушка?
- Когда дедушка после ссоры ушёл из дома, беспокоилась ли о нём бабушка?
- Почему бабушка перестала верить и доверять людям? (История с психиатрической больницей.)
- Саша часто болел. К нему приходили врачи. Как встречала их бабушка?
- Когда врачи уходили, как отзывалась о них бабушка?
- Как это лицемерие стало отражаться на характере Саши?
- За что бабушка не могла простить свою дочь, мать Саши?
- Любили ли бабушка мать Саши, Олю, и самого Сашу?
- Как повела себя бабушка, когда узнала, что мать забрала к себе Сашу?
- Прочитайте последние строки романа. Почему он заканчивается смертью бабушки?
Группа 2. Образ дедушки
- Кем по профессии является дедушка Саши?
- Как к нему относятся на работе?
- Как к нему относятся родственники?
- Как это противоречие отражается на душевном спокойствии дедушки?
- Как он относится к своей жене?
- Почему терпит её выходки, ругань?
- Как относится к дочери?
- Как дедушка отнёсся к решению дочери забрать Сашу?
Группа 3. Образ мамы
- Почему мама Саши, Оля, оставила своего сына у родителей и не забирала его к себе?
- Как её характеризует эпизод, когда она оставила больного сына у родителей, а сама уехала к возлюбленному в Сочи?
- Какие качества характера проявила мать, попробовав забрать сына у родителей, отправившись с ним в цирк?
- Какие последствия последовали после этого поступка?
- Как обычно проходили встречи матери и сына?
- После какого события мать решает забрать сына?
- Кто помог Оле решиться на соединение с сыном? Каким образом?
- Как Саша называет отчима? (“Карлик”.) Откуда взялось это прозвище?
- Как меняется отношение к “карлику” на протяжении всего романа?
- Какие качества характера мы можем наблюдать у отчима Саши?
- В чём суть письма, написанного отчимом дедушке?
Группа 4. Образ Саши Савельева
- В какой обстановке жил Саша Савельев?
- Опишите интерьер квартиры. Что в обстановке поражало?
- Как часто квартира убиралась?
- Как Саша проводил свободное от болезней время? (Залезал на стройку, бегал во дворе.)
- Много ли у него было игрушек?
- Баловали ли его бабушка и дедушка?
- Какие подарки привозил ему дедушка из поездок?
- Какие впечатления привёз Саша из поездки в санаторий г.Железноводска?
- Появились ли у него друзья?
- Удаётся ли нашему герою выстраивать отношения с ровесниками?
- Как Саша относится к бабушке, дедушке, маме, отчиму? Ответ мотивируйте.
- В русской литературе тема детства и отрочества занимает особое место. Приведите примеры известных вам произведений.
Итоги урока: Сегодня мы с вами познакомились с приёмами анализа характеристики образа героя: характеристика героя другими персонажами, самохарактеристика, авторская характеристика. Посредством характеристики персонажей можно, как вы заметили на сегодняшнем уроке, выявить тематику, проблематику и идейную основу книги, что относится к элементам частной поэтики произведения. Проблемы, поднятые в книге, относятся к числу, так называемых, “вечных” проблем, и будут актуальны во все времена. Подумайте, кто из русских авторов подобным образом уже подходил к описанию данных проблем, и чью традицию, возможно, продолжает автор “Похороните меня за плинтусом”.
3. Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру: “Кто в семье Саши Савельева духовно ближе ему?”