Литература
-
Урок литературы по теме "Историческая основа стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". Картины подневольного труда. 7-й класс 2014
Урок применяет компетентностный подход. Учащиеся учатся решать проблемы в сфере своей деятельности на занятии, самостоятельно ставить цели и оценивать полученные результаты. Временные параллели позволяют детям решать аналитические проблемы, а также объяснять явления действительности, их сущность и взаимосвязи. Анализ картин подневольного труда учит ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
-
Воспитание духовно развитой личности средствами факультативных занятий по региональной литературе ("Живое краеведение") 2014
Предпосылкой для создания программы по литературному краеведению стало отсутствие в Федеральном государственном образовательном стандарте в учебном плане подобной дисциплины. Ее актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительный отток населения с территории Дальнего Востока – литературное краеведение прививает интерес к изучению истории, культуры и литературы родного края.
-
"Гордое имя" 2014
Урок знакомит учащихся с особенностями лирики А.П. Кешокова. На уроке решаются тестовые задания на интерактивной доске, отгадывается кроссворд.
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Музыка в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2014
Статья посвящена формированию гуманитарной позиции личности школьника, включающей в себя субъектное (авторское) и ценностное отношение к действительности и овладение базовыми средствами освоения культуры, апробирована на краевой инновационной площадке на базе лицея «Субъекцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся».
-
"У войны не детское лицо" 2014
Статья посвящена детям – участникам войны. Многие мальчишки и девчонки отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников.
-
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 2014
На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как костюм героя и детали быта способны не только рассказать об эпохе, но и помочь глубже понять внутренний мир героя, идейный замысел автора художественного произведения.
-
Прославление товарищества в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2014
Цель урока: дать характеристику героям; систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; совершенствовать и систематизировать изученный материал; развивать у учащихся умение анализировать произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя.
-
"Звали меня Мариной…" 9-й класс 2014
Приводится пример ролевой игры – учитель в роли Марины Ивановны Цветаевой и ученицы в ролях маленькой Марины и Али.
-
Основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина 2014
Цель урока: познакомить учащихся с биографией поэта; отрабатывать умение писать за учителем лекцию.
-
Литературная игра по сказкам Вильгельма Гауфа 2014
Игра предназначена для учащихся 5–6-х классов, знакомит с немецким сказочником Вильгельмом Гауфом и его самыми известными сказками. Вначале предлагается краткий рассказ о жизни Гауфа, особенностях его произведений. Затем проводится викторина по сказкам «Маленький Мук» и «Карлик Нос» для команд и по сказке «Калиф – аист» для болельщиков. Команды представляют волшебные вещи из сказок, пишут письмо колдунье от лица Якоба, а завершается игра сочинением синквейна.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Творчество Шекспира" 2014
Интегрированный урок литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира расширяет представления учащихся о мировом литературном процессе, знакомит с биографией Шекспира на английском языке, сонетами, трагедией «Ромео и Джульетта». К уроку прилагаются презентация и фильм «Стрэдфорд-на-Эйвоне» о родном городе Шекспира. Занятие развивает эстетический вкус учащихся.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес" 2014
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
-
"Восславим женщину-мать!" 2014
Открытое внеклассное мероприятие приурочено ко Дню матери. Форма (конкурс чтецов) выбрана для актуализации творческого потенциала студентов. Цель мероприятия: познакомить студентов с творчеством поэтов, научить выразительному, эмоционально насыщенному чтению стихотворений, формировать навыки ораторского искусства, аналитического мышления.
-
Урок-конференция по поэме А.А. Ахматовой "Реквием". 11-й класс 2014
В приведенном уроке презентация используется в 1-й части урока и как видео- и аудиоряд во время чтения поэмы. Идея исследования поэмы по принципу сходства с католическим богослужением – реквиемом (погребальным богослужением) звучит во время всего урока. Также поэма сравнивается с архитектурой Санкт-Петербурга, где каждый дом и улица представляют собой шедевр, так и поэма состоит из отдельных глав, непохожих друг на друга и великолепных по-своему.
-
Урок литературы по теме "Онегинский бал". 9-й класс 2014
Урок литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» проводится в нетрадиционной форме с целью приобщить учащихся к культуре, этикету и истории XIX века. Во время урока учащиеся в бальных костюмах исполняют танцы: полонез, вальс, мазурка, падеграс, разученные в ходе подготовки к уроку; сообщают о правилах поведения на балу, языках веера и цветов; инсценируют фрагменты романа «Евгений Онегин».
-
Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина "Легкое дыхание") 2014
Сочинение – творческая работа. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста пригодится в любом деле. Общие рекомендации учителя по анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» будут полезны каждому, готовящемуся к ЕГЭ по литературе.
-
Урок-исследование по теме "Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы (по рассказу А.П. Чехова "О любви")". 10-класс 2014
Урок по рассказу А.П. Чехова «О любви» формирует умения учащихся работать в группах, сравнивать факты и детали, делать выводы, готовит завтрашних выпускников к исследовательской работе не только в области литературы, но и других наук. Создание презентации учащимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность и поднимающий уровень творческой самостоятельности.
-
Роман в стихах "Евгений Онегин". Обоснование выбора имени и фамилии главной героини Татьяна Ларина 2014
Татьяна Ларина – любимая героиня А.С. Пушкина. Прекрасный пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях русских писателей, «национальный тип» русской женщины, искренней и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и верной жены. Так почему же поэт наделил свой «милый идеал» таким простым, ничем не примечательным именем? Попробуем разобраться и проследить взаимосвязь имени и судьбы главной героини романа в стихах «Евгений Онегин». Работа адресована педагогам и учащимся.
-
Урок-составление книги. 11-й класс 2014
Учащиеся начинают составлять сборник материалов о самых важных проблемах жизни. Они должны понять, какие мы, как живем. Класс делится на группы: составители, художники-оформители, музыкальные редакторы. Начинается работа с оформления обложки. Учащиеся определяют основные проблемы (темы).
-
История развития жанра публицистики в России 2014
Цель работы: изучение возникновения и развития публицистического жанра в русской литературе.
-
Повышение читательской компетентности выпускников через интеграцию предметного гуманитарного цикла 2014
Выполнение задания части «С» вызывает большие затруднения у выпускников. С одной стороны, нужно диагностировать предложенный текст, а с другой – создать свой, выразив в нем свою точку зрения, свои чувства, подкрепив их аргументами. Цель: дать многоаспектный анализ текста: композиционно- содержательный (определение темы, главной мысли, микротем); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); лингвистический (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); орфографический и пунктуационный.
-
"Не привыкайте никогда к любви!". Жанр баллады в творчестве Э. Асадова. 9-й класс 2014
Урок литературы знакомит учащихся с творчеством поэта Э. Асадова; учит смысловому чтению и анализу текста, развивает навыки формирования связного монолога; воспитывает чувство прекрасного, любви и уважения к близким. Школьники анализируют жанровые особенности баллад Асадова, учатся находить информацию, обобщать ее, представлять результат и защищать его, аргументировать свое мнение.
-
Урок внеклассного чтения "Вечная Сонечка, пока мир стоит…" 10-й класс 2014
В 10-м классе разговор о современной повести Улицкой может стать одновременно уроком внеклассного чтения и уроком-обобщением литературы XIX в. Урок по повести Л. Улицкой «Сонечка» проводится после изучения романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и анализа «Войны и мира» Л. Толстого.
-
История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века) 2014
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы.
-
Урок литературного чтения (интегрированный краеведческий курс) по теме "Зима в произведениях мурманских поэтов" 2014
Учащиеся знакомятся с произведениями современных мурманских поэтов о зиме; развивают и обогащают речь учащихся, творческое воображение; воспитывают бережное отношение к природе родного края.
-
Истинное и ложное в рассказе В.Чугунова "Синий ветер Алатау" 2014
Учащиеся знакомятся с творчеством кузбасского писателя Виктора Чугунова. Работают над антитезой и параллелизмом как литературными приемами, совершенствуют умения обнаруживать в художественном произведении актуальные для современного читателя темы и проблемы, учатся трактовать их в контексте современной жизни. Урок предполагает внимательное чтение текста с целью научиться определять авторскую позицию по отношению к своим героям.
-
"О сколько нам открытий чудных…". (Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Злой мальчик" через призму комического) 2014
Цель урока - развитие представлений о нравственном пространстве рассказов А.П. Чехова; формирование навыков анализа художественного произведения на основе лингвостилистических приемов, выразительного чтения, творческих способностей учащихся, воспитание любви к литературе.
-
Роман в стихах "Евгений Онегин". Принцип симметрии в композиции романа. Два письма. Материалы к уроку 2014
В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала XIX века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом и заключается их отличие от обычных писем. Попробуем разобраться, какую роль играют письма в композиции и сюжете романа. Данная работа адресована педагогам и учащимся.
-
Урок русской литературы на тему "Русские народные пословицы и поговорки" 2014
Цели урока: научить учащихся отличать пословицы и поговорки, понимать их прямой и переносный смысл; обратить внимание детей на меткость и образность языка; объяснить, какие чувства и мысли народа выражают пословицы и поговорки; воспитывать интерес к малым жанрам русского фольклора, формировать умение применять на практике полученные знания (умение пользоваться пословицами и поговорками в зависимости от жизненных ситуаций).
-
Интеллектуальная викторина с мультимедийной поддержкой. Тема: "Кросс–школьник-2013". 5–8-й классы 2014
В викторине участвуют две команды 5–8-х классов. Подготовлена презентация с вопросами в тестовой форме по предметам: русский язык, литература, математика, биология и география. Мероприятие воспитывает активную жизненную позицию, любознательность, творческое отношение к учебе, умение работать в коллективе, взаимопонимание. Проведение таких мероприятий увлекает и радует детей, открывает новые пути для самовоспитания и самосовершенствования.