Литература
-
Михаил Федорович –и основатель семьи Романовых 2014
Статья знакомит с историей России на рубеже XVI и XVII веков. Рассматривается период истории, когда царский трон занял Михаил Федорович Романов.
-
Урок внеклассного чтения "Голос памяти правдивой" (по повести Л.К. Чуковской "Спуск под воду") 2014
Урок проведен после изучения темы «Гражданские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова» (10-й класс). Урок осмысления своего места в мире, гражданской позиции. Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению Л.К. Чуковской, осмыслить авторскую позицию по отношению ко лжи и памяти.
-
Игра "Поле чудес" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2014
Презентация по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в форме телеигры «Поле чудес» создана в программе Power Point с триггерами. Призвана в занимательной форме привлечь внимание учащихся к творчеству М.А. Булгакова. Ресурс позволяет выявить самого внимательного читателя романа.
-
Билеты к зачету по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Перед учителями литературы, работающими в старших классах, стоит довольно сложная задача: добиться того, чтобы все учащиеся читали, знали тексты художественных произведений в полном объёме. Автор предложила дидактический материал, представленный в виде билетов. Он предназначен для проведения зачета по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и позволяет проверить, насколько полно учащиеся знакомы с текстом произведения.
-
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс 2014
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2014
На уроке привлекается внимание к нравственным проблемам произведения. Учитель делает акцент на эмоциональном воздействии повести, развивает творческое воображение, использует иллюстрированный материал. Учащиеся учатся истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать характер персонажа, авторское отношение к герою, знакомятся с художественными особенностями создания характеров, что приводит к осмыслению произведения в целом.
-
Урок литературного чтения по теме "К.И. Чуковский "Путаница"". 2-й класс 2014
Урок знакомит с биографией К.И. Чуковского; учащиеся повторяют литературоведческую терминологию (рифма), изучают сведения о малых жанрах фольклора.
-
Формула исполнения мечты (по книге А.С. Грина "Алые паруса") 2014
Любите ли вы мечтать? Трудно себе представить, что мы сами можем быть волшебниками, что в наших руках исполнение любого желания, в наших силах сделать счастливым дорогого человека (или любого другого) и, самое странное, получить от этого удовольствие. Герои повести-феерии А. Грина помогают нам в этом убедиться и дают ответы на волнующий нас вопрос.
-
Отражение поэмы "Слово о полку Игореве" в различных видах искусства 2014
Занятие развивает познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, формирует нравственно-эстетические представления. Используются произведения литературы, живописи и музыки.
-
Анализ рассказа Елены Долгопят «Следы». 9-й класс 2014
Цель урока: проанализировать текст, овладеть навыками анализа текста как единого целого, формировать навыки анализа прозаического текста; развивать разговорную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст; воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.
-
Урок литературы по теме "Историческая основа стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". Картины подневольного труда. 7-й класс 2014
Урок применяет компетентностный подход. Учащиеся учатся решать проблемы в сфере своей деятельности на занятии, самостоятельно ставить цели и оценивать полученные результаты. Временные параллели позволяют детям решать аналитические проблемы, а также объяснять явления действительности, их сущность и взаимосвязи. Анализ картин подневольного труда учит ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
-
Воспитание духовно развитой личности средствами факультативных занятий по региональной литературе ("Живое краеведение") 2014
Предпосылкой для создания программы по литературному краеведению стало отсутствие в Федеральном государственном образовательном стандарте в учебном плане подобной дисциплины. Ее актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительный отток населения с территории Дальнего Востока – литературное краеведение прививает интерес к изучению истории, культуры и литературы родного края.
-
"Гордое имя" 2014
Урок знакомит учащихся с особенностями лирики А.П. Кешокова. На уроке решаются тестовые задания на интерактивной доске, отгадывается кроссворд.
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Музыка в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2014
Статья посвящена формированию гуманитарной позиции личности школьника, включающей в себя субъектное (авторское) и ценностное отношение к действительности и овладение базовыми средствами освоения культуры, апробирована на краевой инновационной площадке на базе лицея «Субъекцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся».
-
"У войны не детское лицо" 2014
Статья посвящена детям – участникам войны. Многие мальчишки и девчонки отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников.
-
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 2014
На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как костюм героя и детали быта способны не только рассказать об эпохе, но и помочь глубже понять внутренний мир героя, идейный замысел автора художественного произведения.
-
Прославление товарищества в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2014
Цель урока: дать характеристику героям; систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; совершенствовать и систематизировать изученный материал; развивать у учащихся умение анализировать произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя.
-
"Звали меня Мариной…" 9-й класс 2014
Приводится пример ролевой игры – учитель в роли Марины Ивановны Цветаевой и ученицы в ролях маленькой Марины и Али.
-
Основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина 2014
Цель урока: познакомить учащихся с биографией поэта; отрабатывать умение писать за учителем лекцию.
-
Литературная игра по сказкам Вильгельма Гауфа 2014
Игра предназначена для учащихся 5–6-х классов, знакомит с немецким сказочником Вильгельмом Гауфом и его самыми известными сказками. Вначале предлагается краткий рассказ о жизни Гауфа, особенностях его произведений. Затем проводится викторина по сказкам «Маленький Мук» и «Карлик Нос» для команд и по сказке «Калиф – аист» для болельщиков. Команды представляют волшебные вещи из сказок, пишут письмо колдунье от лица Якоба, а завершается игра сочинением синквейна.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Творчество Шекспира" 2014
Интегрированный урок литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира расширяет представления учащихся о мировом литературном процессе, знакомит с биографией Шекспира на английском языке, сонетами, трагедией «Ромео и Джульетта». К уроку прилагаются презентация и фильм «Стрэдфорд-на-Эйвоне» о родном городе Шекспира. Занятие развивает эстетический вкус учащихся.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес" 2014
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
-
"Восславим женщину-мать!" 2014
Открытое внеклассное мероприятие приурочено ко Дню матери. Форма (конкурс чтецов) выбрана для актуализации творческого потенциала студентов. Цель мероприятия: познакомить студентов с творчеством поэтов, научить выразительному, эмоционально насыщенному чтению стихотворений, формировать навыки ораторского искусства, аналитического мышления.
-
Урок-конференция по поэме А.А. Ахматовой "Реквием". 11-й класс 2014
В приведенном уроке презентация используется в 1-й части урока и как видео- и аудиоряд во время чтения поэмы. Идея исследования поэмы по принципу сходства с католическим богослужением – реквиемом (погребальным богослужением) звучит во время всего урока. Также поэма сравнивается с архитектурой Санкт-Петербурга, где каждый дом и улица представляют собой шедевр, так и поэма состоит из отдельных глав, непохожих друг на друга и великолепных по-своему.
-
Урок литературы по теме "Онегинский бал". 9-й класс 2014
Урок литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» проводится в нетрадиционной форме с целью приобщить учащихся к культуре, этикету и истории XIX века. Во время урока учащиеся в бальных костюмах исполняют танцы: полонез, вальс, мазурка, падеграс, разученные в ходе подготовки к уроку; сообщают о правилах поведения на балу, языках веера и цветов; инсценируют фрагменты романа «Евгений Онегин».
-
Сочинение в старших классах (на материале рассказа И. Бунина "Легкое дыхание") 2014
Сочинение – творческая работа. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста пригодится в любом деле. Общие рекомендации учителя по анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» будут полезны каждому, готовящемуся к ЕГЭ по литературе.
-
Урок-исследование по теме "Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы (по рассказу А.П. Чехова "О любви")". 10-класс 2014
Урок по рассказу А.П. Чехова «О любви» формирует умения учащихся работать в группах, сравнивать факты и детали, делать выводы, готовит завтрашних выпускников к исследовательской работе не только в области литературы, но и других наук. Создание презентации учащимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность и поднимающий уровень творческой самостоятельности.
-
Роман в стихах "Евгений Онегин". Обоснование выбора имени и фамилии главной героини Татьяна Ларина 2014
Татьяна Ларина – любимая героиня А.С. Пушкина. Прекрасный пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях русских писателей, «национальный тип» русской женщины, искренней и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и верной жены. Так почему же поэт наделил свой «милый идеал» таким простым, ничем не примечательным именем? Попробуем разобраться и проследить взаимосвязь имени и судьбы главной героини романа в стихах «Евгений Онегин». Работа адресована педагогам и учащимся.
-
Урок-составление книги. 11-й класс 2014
Учащиеся начинают составлять сборник материалов о самых важных проблемах жизни. Они должны понять, какие мы, как живем. Класс делится на группы: составители, художники-оформители, музыкальные редакторы. Начинается работа с оформления обложки. Учащиеся определяют основные проблемы (темы).
-
История развития жанра публицистики в России 2014
Цель работы: изучение возникновения и развития публицистического жанра в русской литературе.