Урок внеклассного чтения по теме "У пушкинского Лукоморья". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель: обобщить знания учащихся о творчестве русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи.

Образовательная:

1. Сформировать прочные знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина.

Коррекционно-развивающие:

  1. Расширять активный словарь на основе произведений поэта.
  2. Развивать устную диалогическую речь учащихся.
  3. Развивать произвольное внимание, логическое мышление через разные виды работ.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к родному языку, к поэтическому слову на примере творчества А.С.Пушкина.

2. Воспитывать внимательного к слову читателя.

Оборудование: индивидуальные карточки с вопросами, кроссворды, мультимедиа-презентация. (Приложение)

Речевой материал: Лукоморье – изгиб берега моря.

Ход урока

I. Организационный момент.

Призываю вас, ребят,
На уроке не скучать.
Руки чаще поднимать,
На вопросы отвечать.

II. Проверка домашнего задания:

- Ребята, что было задано на дом? (Cтр.72-73 выразительное чтение).

- А что такое Лукоморье? (Изгиб берега моря).

Речевая разминка:

- Прочитать первый столбик стихотворения медленно, вполголоса.

- Прочитать громко с ускорением.

- Читать выразительно.

- О каких сказочных героях рассказывает А.С.Пушкин?

- Оценки за домашнюю работу.

III. Основная часть урока.

Введение в тему:

- Сегодня наш урок мы посвятим творчеству А.С.Пушкина, пройдет он в форме устного журнала. (сл. 1) Журнал наш назовем “У Пушкинского Лукоморья”.

- Какие сказки Пушкина вы знаете? (Перечисление)

- Ребята, вы иллюстрировали сказки Пушкина, они перед нами. Мы обязательно оценим ваше художественное творчество.

- Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы с детства любим его сказки: Про кораблик, что бежит себе в волнах на раздутых парусах; про золотого петушка, который сидел на спице; про умную золотую рыбку из синего-синего моря. Все волшебно в сказках Пушкина. Читая произведения А.С.Пушкина, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно – простыми словами, короткими выразительными фразами. Но за простыми словами – великая мудрость!

Стихи Пушкина прекрасны! Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета. Они звучат как музыка. Пушкина можно перечитывать много-много раз и каждый раз радоваться, и удивляться, и повторять вслед за поэтом (сл. 2):

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

На страницах журнала мы постараемся вспомнить то, что нам уже знакомо из творчества Пушкина или узнать что-то новое. Вы должны проявить сообразительность, показать свои знания, быть внимательными, чтобы в конце урока смогли разгадать кроссворд. Получить хорошую оценку на уроке вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка. На уроке у нас присутствует Совет Мудрейших – это педагоги нашей школы, они все знают про творчество поэта, поэтому всем удачи! (сл. 3)

1. “Разминка”. Проведем небольшую разминку:

На каждое из предложенных утверждений есть только один правильный ответ. Впишите в клеточки буквы, соответствующие правильному ответу.

2 клетка: Старуха обрадовалась новому корыту и сразу же начала в нем стирать. (Да-Ю, Нет-У).

4 клетка: Царице очень нравилось, что зеркало всегда говорило ей правду. (Да-г, Нет-К).

1 клетка: Князь Гвидон превратился в комара и укусил царя Салтана (Да-Б, Нет-П).

6 клетка: Ученый кот ходил ночью вокруг дуба, а днем спал. (Да-М, Нет-Н).

5 клетка: Царевна Лебедь была сестрой 33 богатырей. (Да-И, Нет-Н).

3 клетка: Золотой петушок всегда успевал предупредить царя Дадона о приближении врага. (Да-Ш, Нет-Ж).

2. (сл. 4) Переворачиваем страницу. “Чудесные стихи”. Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькает знакомое стихотворение. Вашим заданием будет - продолжить стихотворение Пушкина по нескольким строчкам:

  • Мороз и солнце; день чудесный!...(еще ты дремлешь, друг прелестный...) – “Зимнее утро”.
  • Вот север, тучи нагоняя....(дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима)- из романа “Евгений Онегин”.
  • Буря мглою небо кроет...(вихри снежные крутя...) – “Зимний вечер”.

Оценивание учащихся.

3. Листаем дальше страницу журнала. (сл. 5) “Что за прелесть эти сказки!”. У всякой сказки есть свое начало. Сможете ли вы узнать сказку по ее началу?

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

- Ребята, из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о попе и о работнике его Балде”). (сл. 6)

Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.

- Ребята, из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”). (сл. 7)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

- Ребята, назовите сказку. (“Сказка о царе Салтане...”).

(сл. 8)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

- Как называется эта сказка? (“Сказка о рыбаке и рыбке”).

- Оценивание учащихся.

4. Листаем дальше страницу журнала. (сл. 9) “Любимые сказочные герои”. Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с ее героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.

1. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда. “Сказка о попе и о работнике его Балде”).

2. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла. (Мачеха. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

(сл. 10)

3. Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. (Царевна Лебедь. “Сказка о царе Салтане...”).

4. Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется. (Золотой петушок. “Сказка о золотом петушке”).

(сл. 11)

5. Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой. (Старуха. “Сказка о рыбаке и рыбке”).

6. Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. “Сказка о царе Салтане...”).

- Оценивание учащихся.

- Динамическая пауза.

...Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,

5. Перелистываем следующую страницу журнала. (сл. 12) “Вопросы ученого кота”. Одним из самых мудрых пушкинских героев является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас свои вопросы. (Учащиеся читают по цепочке вопросы)

- Как называется остров, лежащий на пути в царство Салтана? (Буян).

- Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (Отвести царевну в глушь лесную, под сосной оставить там на съедение волкам).

- Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха).

- Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер).

- В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля).

- Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон).

- Назовите кличку собаки семи богатырей. (Соколко).

- Назовите любимую песенку белочки из сказки о царе Салтане. (“Во саду ли, в огороде”).

- Оценивание учащихся.

6. Листаем дальше страницу журнала. (сл. 13) Стихотворение “Про белочку”. Ребята, я хочу познакомить вас со стихотворением Муромцевского поэта Никандра Петрова “Про белочку”. Это стихотворение он написал для детей. И может быть, когда он его сочинял, он вспомнил сказку А.С.Пушкина. Прочитает нам его Гердт Женя.

Под окном у бабушки
Елочка душистая.
Поселилась в елочке

Белочка пушистая.
Хвостик ожерельем,
Бусинками глазки
И сидит под елью,
Как в известной сказке.

- Какую сказку вспомнил поэт? (Сказка о царе Салтане).

7. Следующая страниц журнала называется: (сл. 14) “Вопросы золотой рыбки”. Золотая рыбка также приготовила для вас вопросы. Вы будете работать в парах, помогать и советоваться друг с другом. (Вопросы написаны на рыбках).

- Сколько раз старик закидывал невод в море? (Три раза).

- С чем пришел невод? (Первый раз - с одной тиной, второй раз - с травою морскою, в третий раз - с непростою рыбкой, золотою).

- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).

- Сказочное существо, жившее в Окияне-море? (Золотая рыбка).

- О каком времени года идет речь в начале “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях?” (Зима).

- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

- Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою).

- Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, Царевна согласилась стать его женой).

- В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).

- Оценивание учащихся.

8. Листаем дальше страницу журнала. (сл. 15) “Разгадай кроссворд”. Ребята, в начале урока я просила вас быть внимательными, слушать ответы товарищей, чтобы в конце урока разгадать кроссворд. (Работа в парах)

По горизонтали:

1. Как звали находчивого и трудолюбивого работника из сказки А.С.Пушкина? (Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Старуха)

3. Исполнитель песни “Во саду ли, в огороде”. (Белка)

4. Место встречи попа и Балды. (Базар)

6. Чем отравили молодую царевну? (Яблоко)

По вертикали:

2. Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. (Соколко)

4. Названиеострова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

5. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)

7. Имя жениха молодой царевны из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. (Елисей)

- Проверка задания.

- Оценивание учащихся.

IV. Заключительная часть урока. Мы открываем последнюю страницу нашего журнала.

- Ребята, как назывался наш журнал?

- Произведения какого поэта помогали вам проверить свои знания?

- На какой странице журнала вопросы были интереснее?

- Какая сказка Пушкина нравится больше всего?

(сл. 16)

- Проблемные вопросы:

1. Чему может научить сказка?

2. Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции?

3. На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему?

4. Добрые или злые герои в сказках Пушкина?

5. Зачем нужны отрицательные герои?

6. Чему я учусь у Пушкина?” (Доброте, понимать поступки героев, отличать добро от зла, видеть красоту в стихах, любить сказки).

Домашнее задание: (сл. 17)

1 группа - выучить стихотворение Н. Петрова “Про белочку”.

2 группа - выучить 1 столбик стихотворения.

3 группа - выразительно читать стихотворение.

- Рефлексия. Ребята, поднимите свои ладошки. На левой ладошке те знания, с которыми вы пришли сегодня на урок, а на другой те знания, которые вы получили сегодня. Соедините все эти знания и похлопайте себе за работу.

- Я уверена, что вы будете по-прежнему читать стихи и сказки замечательного русского поэта А.С.Пушкина. Сходите в библиотеку, возьмите и прочитайте еще раз свое любимое произведение.

- Спасибо за урок! (сл. 18)

Список используемой литературы:

  1. Начальная школа № 5. - 1999. Игра-викторина по произведениям Пушкина.
  2. Светловсая Н.Н. Методика внеклассного чтения. М., 1999.
  3. Мастер- класс. Приложение к журналу “Методист” № 9, 2009.
  4. Мастер-класс. Приложение к журналу “Методист” № 9, 2008.
  5. Начальная школа № 2–2002.
  6. Начальная школа № 6–2005.
  7. Десятерик В.И. Край ты мой Косачиный. (Антология поэтов Притарья). М. “Благовест), 2003.
  8. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва, “ВАКО”, 2006.
  9. Сборник сказок А.С.Пушкина.
  10. Интернет источники.