Что же такое “проект”? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2777)
Моя проектная деятельность заключается в интеграции литературы и истории. Почему в своей педагогической деятельности я делаю опору именно на это? Во-первых, интеграция позволяет расширить новые возможности для социализации и самореализации современного школьника, формирует активную личность. Литература и история – это не просто смежные гуманитарные науки. Когда-то они были нерасчленимы, но впоследствии – это разные науки, хотя понять то или иное литературное произведение вне определенной эпохи невозможно. Во-вторых, учителя русского языка, литературы и истории работают в одних и тех же классах и имеют возможность совместно планировать изучение той или иной темы.
Президентом Российской Федерации 2012 год был объявлен Годом российской истории. Это связано с историческими датами, в том числе: 1150-летие российской государственности, 400-летие окончания Смутного времени на Руси, 200-летие Бородинской битвы и победы России в Отечественной войне 1812 года.
В связи с этими событиями я представляю проектную деятельность школьников “Отечественная война 1812 г. на страницах истории Саратовской области и в произведениях М.Ю. Лермонтова” для 6 класса, итоги которой были подведены в декабре 2012 г.
Проект – это “пять П”: проблема, планирование, поиск, продукт, презентация. Перед учащимися 6 “Б” класса МБОУ СОШ № 3 была поставлена цель – изучить участие саратовцев в войне 1812 года с привлечением разного вида исторических и литературных источников, результаты исследовательской работы представить на заключительном мероприятии. Темы проектов были дифференцированы по уровню сложности. Ребятам предлагалось выбрать группу самостоятельно.
Группы: литературоведы (исследование произведений М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года), краеведы (изучение вклада Саратовской губернии в победу Отечественной войны), социологи (проведение социологического интервьюирования по изучаемой теме), журналисты (выпуск стенгазеты “Участие саратовцев в войне 1812 года” и тематических бюллетеней, написание сочинений по темам “Бородино – поле русской славы” и “Я на поле Бородина”), художники (оформление выставки рисунков по теме “Отечественная война 1812 года”).
В ходе подготовки проектов консультативная помощь оказывалась не только учителями литературы и истории, но и учителем информатики, изобразительного искусства и заведующей школьной библиотекой, встречались ребята с научными сотрудниками музея истории города Балаково. Осуществлялся постоянный контроль.
Наибольшее затруднение – изучение вклада саратовцев в войне 1812 года, так как по данной теме сохранилось очень мало материала. Что же узнали? Как в Саратове стало известно о вторжении Наполеона; сколько ратников поставила наша губерния; кто отличился в сражениях. Прозвучали имена А.А. Столыпина, Ф.П. Уварова, В.В. Орлова-Денисова, А.С. Норова, А.Н. Бахметева, П.С. Подъяпольского, Т.Г. Аблова… 30 офицеров-саратовцев приняли участие в Бородинском сражении. Двум саратовским офицерам и их товарищам, А.А. Столыпину и А.Н. Бахметеву, поставили памятники на поле сражения. Ребята узнали и о жизни пленных французов в Саратове. По итогам работы группы краеведов была выполнена презентация “Участие саратовцев в войне 1812 года”. По данной же теме была выпущена и стенгазета.
Не менее интересной была работа литераторов. Ребята обратились к произведениям М.Ю. Лермонтова не только потому, что “Бородино” – это единственное литературное произведение об Отечественной войне 1812 года, изученное в рамках школьной программы 5 класса, но и потому, что предки Лермонтова по линии бабушки (братья Столыпины Дмитрий Алексеевич и Афанасий Алексеевич) были связаны с Саратовом. Детство и юность поэта были овеяны героикой войны. Люди его поколения с ранних лет привыкли встречаться с участниками войны, слушать их рассказы о Бородинском сражении, пожаре Москвы. Школьники определили лермонтовскую поэтическую летопись войны 1812 года. Она вовсе не велика по объему (“Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”, “Наполеон”, “Святая Елена”, “Воздушный корабль”, “Последнее новоселье”), но в ней звенящая напряженность чувств, документальная достоверность. Итогом работы стала презентация “Лермонтов и Отечественная война 1812 года”.
Социологи поставили своей целью – узнать личное отношение учащихся 6 класса и их родителей и педагогов школы к событиям 200-летней давности. Всего приняли участие 40 человек. Были поставлены следующие вопросы для социологического интервьюирования:
- Каких полководцев Отечественной войны 1812 года вы знаете?
- Назовите сражения войны 1812 года.
- Какие литературные деятели писали о войне 1812 года?
- Какими качествами личности и характера обладали участники войны?
Журналисты в своих бюллетенях отразили общие вопросы о войне, такие как “Партизанская война”, “Награды Отечественной войны 1812 года”, “Поле Бородина”, “Кинолетопись войны 1812 года”, “Загадки и шарады о войне 1812 года” и другие.
Ребята, кому тяжело было работать над более масштабными проектами, выбрали конкурс рисунков. Это было тоже непросто, так как необходимо было не только нарисовать рисунок, но и представить его, назвать.
По желанию ученики писали сочинения “Бородино – поле русской славы” и “Я на поле Бородина” и выполняли синквейны, кластеры, фишбоун.
Итоги работы групп над проектами были представлены на итоговом внеклассном мероприятии “Отечественная война 1812 года в произведениях М.Ю. Лермонтова”.
Каких личных результатов добились ребята?
Научились:
- Планировать свою деятельность.
- Освоили поиск в сети Интернет.
- Научились оценивать подобранный материал и выделять главное.
- Искать оптимальный вариант подачи собранного материала.
- Грамотно оформлять проект (титульный лист, список информационных ресурсов, сноски).
- Составлять презентацию и уметь представить ее в определенные временные рамки.
Результаты работы над групповыми проектами позволили увидеть допущенные ошибки – неправильное распределение времени и неумение работать с информацией. Школьники сумели сами исправить свои ошибки, вовремя обратившись к консультантам. Опыт самопрезентации был получен во время защиты проекта. Она имела строгий регламент – 7–10 минут на выступление и 3 – 5 минут – ответы на вопросы.
Проектная деятельность повысила степень самостоятельности и инициативы учащихся, способствовала развитию социальных навыков ребят в процессе групповой работы, пробудила интерес к исследовательской деятельности, к чтению, истории родного края.
Свои проекты учащиеся 6 “Б” класса представили не только в школе среди своих одноклассников, сверстников, друзей. Ребята приняли участие в Пятом межрегиональном мегапроекте “Листая календарь. Война 1812 года”, где стали лауреатами. Разработанное внеклассное мероприятие “Отечественная война 1812 года в произведениях М.Ю. Лермонтова” удостоено диплома 2 степени в этом мегапроекте. На муниципальном конкурсе “Электронная школа 2020” были удостоены диплома 1 степени. На всероссийском конкурсе “Бородино глазами юного поколения” стенгазета “журналистов” вызвала положительные отклики людей разных уголков России. Кроме этого ученики приняли участие в конкурсе “Гроза 12 года”, организованном объединенным советом ветеранов города, литературном конкурсе “Недаром помнит вся Россия…” в городе Пенза.
Мы, учителя, еще раз убедились в нерасторжимости литературы и истории, а ребята приобрели умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации и литературных произведений.
Каких же результатов добились мы как педагоги? В первую очередь это повышение качества знаний по литературе и истории, класс стал более дружным, сплоченным, ребятам стало интересно учиться. Значит, мы сумели зажечь искру в детских сердцах, значит, будут еще более интересные и масштабные исследовательские работы.
Это не единственный наш совместный проект. Ранее мы разрабатывали подобное по программе 8 класса “Восстание Е.И.Пугачева и “Капитанская дочка” А.С. Пушкина”, “Николаевская Россия и “Город N и его обитатели” в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор””.