Педагогическая мастерская «На пути к пониманию текста»

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (702 кБ)


Звучит музыка. Учитель озвучивает эпиграфы и обращается к присутствующим с вопросом: «О чём пойдёт наш разговор?»

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная.
Святая прелесть в них.

М. Ю. Лермонтов.

Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить.

В.А. Сухомлинский

Прошу вас быть моими партнерами, собеседниками, соучастниками, в процессе деятельности узнать что-то новое, на уровне опыта приобрести умения, сформировать меру нравственного отношения к тому, о чем мы будем говорить.

Спасение современных подростков от эстетического авитаминоза требует новых подходов в преподавании литературы. В своем профессиональном самоопределении я руководствуюсь правилом: «Учитель литературы – проводник между Божественным и Человеческим, его задача – « вернуть юности поэзию, заставить над стихами плакать…»

Сегодня с вашей помощью я хочу показать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике.

Цель: продемонстрировать современные технологические приёмы работы с текстом.

Каждый человек ежедневно решает задачи на смысл, на открытие новых значений для себя, присваивая тот или иной текст. Читательская грамотность, т.е. способность понимать текст, использовать информацию для достижения жизненных целей, участия в социальной жизни – важнейшее условие успешной социализации учащихся. Катастрофические результаты международных исследований свидетельствуют о том, что эта грамотность у наших школьников не развита.

«Бредбери предсказал эру уничтожения книг, мы поступили проще – разучились читать», – эти слова Б. Стругацкого звучат как приговор современному обществу, а нечтение становиться актуальной проблемой.

В условиях реформирования российского образования перед нами стоит важнейшая задача: «Научить каждого ученика извлекать из мёртвой буквы живой смысл» (К. Ушинский). В процессе реализации ФГОС ООО обучение навыкам смыслового чтения – одна из приоритетных задач освоения новой образовательной программы.

Как участник пилотной площадки по введению ФГОС ООО, являясь организатором и руководителем временной творческой группы, занимающейся проблемой смыслового чтения как метапредметного результата освоения образовательной программы, попыталась определить наиболее эффективные технологические приёмы работы с текстовой информацией.

В результате аналитической работы пришла к выводу, что наиболее эффективными для развития смыслового чтения являются апробированные нами технологии «Кейс-стади», ТРКМ, «Дебаты». Именно эти технологии позволяют учителю создавать новые педагогические ситуации метапредметности, развивать грамотность в чтении, т.е. использовать прочитанное в жизни, уметь проектировать своё будущее, ставить цели и достигать их.

Текст – основная дидактическая единица. Работа с текстом – это система формирования различных умений и навыков обучающихся по присвоению и переработке информации. Текст – объект мыслительной деятельности обучающихся, которые оперируют содержанием текста. Поэтому смысл, вложенный в текст автором, адекватно понимается им. Какие же приёмы работы являются наиболее эффективными?

1. Приемы, способствующие присвоению текста:

  • Мысленное составление плана текста (его структурно-логический анализ).
  • Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми уже владеет обучающийся;
  • Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при составлении плана, а по содержанию.
  • Использование наглядных представлений, образов описываемого в тексте.
  • Антиципация — предвосхищение, угадывание последующего изложения.
  • Постановка предваряющих изложение вопросов.

2. Упражнения на узнавание слова:

2.1.Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
2.2.Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

3. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:

3.1.Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
3.2. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
3.3. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
3.4. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.

4. Подстановочные упражнения:

4.1. Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
4.2. Замените выделенную форму по образцу.

5. Трансформационные упражнения:

5.1. Составьте из двух предложений одно простое.
5.2. Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.

6. Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:

6.1. Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
6.2. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

При анализе текста предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

Следует выделить также некоторые приёмы по организации смыслового чтения и рефлексии:

  • приём антиципации;
  • приём отсроченной отгадки;
  • ассоциации;
  • индуктор;
  • чтение с остановками, маркировка;
  • конструирование;
  • кластер

Один из важных способов развития смыслового чтения – графическое структурирование учебного материала:

концептуальная таблица;
– сводная таблица;
– таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Безусловно, мы убеждаемся, что таблица остаётся эффективным способом графической организации учебного материала, который помогает осмысленно присваивать текст.

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления – инсерт – ещё один способ присвоения текстовой информации: (V) – известно; (+) – новая информация; (?) – осталось непонятным

В процессе учебной деятельности мы сталкиваемся со сплошными и несплошными текстами, которые необходимо учиться осмысливать, присваивать. Работа с несплошными текстами (графиками, диаграммами, схемами, формулами) может осуществляться с помощью «тонких» и «толстых» вопросов.

«Тонкие» вопросы

Кто…
Что…
Где…
Может…
Верно…
Будет…
Как звали…
Когда…
В каком…
С какой…
Сколько…

«Толстые» вопросы

В чём разница…
Что, если…
Дайте объяснение…
Почему…
Как вы думаете, для чего…
А что, если…
Что будет, если…
Предположите, что…
Почему вы считаете…
Как вы думаете, зачем…

Очень важно использовать деятельностные  приёмы организации рефлексии.

Приёмы организации смысловой рефлексии:

  • приём неоконченного предложения;
  • социоконструирование (например, сочинение-миниатюра по заданным параметрам);
  • презентация;
  • заполнение пропусков в логической цепочке, схеме, таблице;
  • ранжирование;
  • синквейн

Вот пример синквейна, как рефлексивного приёма смысловой рефлексии: 

Чтение
Красивое и лёгкое
Помогает, учит, вразумляет
Жизнь без чтения скучна
Бесконечность

Хочется обратить внимание на другие эффективные приёмы работы с текстовой информацией.

1. Дискуссия с самим собой

Сформулируйте (предложите) проблемный вопрос по изучаемой теме. В предложенных текстах выявите позиции авторов по этому вопросу; заполните таблицу. С мнением кого из них Вы согласны. Обоснуйте.

Аргументы «За» Аргументы «Против»
   

2. Двойной дневник

Прочитайте текст. Выпишите цитаты, отражающие, на Ваш взгляд, ключевые идеи текста. Заполните двойной дневник, предложив для каждой из приведенных цитат свой комментарий.

Цитаты Комментарий
   

 

Тезисы научного текста Комментарии из личного опыта
   

3. Ассоциации. Прочитайте текст, выпишите основные теоретические положения. Основываясь на опыте профессиональной деятельности (личностном опыте), попытайтесь привести в соответствие каждому теоретическому положению конкретную ситуацию профессиональной деятельности или из жизни

Теоретические положения Выражения на языке обыденного сознания (примеры)
Культура трактуется как нечто,
характеризующее свойства человека
в сфере социального поведения, включающее
в себя тактичность, уважение к другим
людям, деликатность
«Культурным можно быть повсюду.
В большом городе иной раз
ведут себя по-хамски.
Кто культурен, тот и в лесу культурен»

4. Вопросы? Вопросы!

Обучающимся предлагается составить наибольшее количество общих и частных вопросов проблемного характера по тексту. Таблица «Общих» и «Частных» вопросов может составляться как на стадии знакомства с текстом, так и на этапе его осмысления, причем в первом случае — это вопросы для дальнейшего изучения темы; на стадии осмысления — способ осознания и понимания прочитанного.

? (Общие) ? (Частные)
Дайте 3 объяснения, почему...? Кто?
Объясните, почему...? Что?
Почему Вы думаете...? Когда?
Почему Вы считаете...? Может...?
В чем различие...? Будет...?
Предположите, что будет, если...? Могли...?
Что, если...? Как звать?
Согласны ли Вы? Было ли?
  Верно ли?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. Например: В каком году про­изошла Куликовская битва? Кто автор рассказа «Злоумышленник»? В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Как правило, это проблемные вопросы, т.е. такие, которые не имеют однозначного ответа.

5. Идея (Самая важная мысль Самая спорная мысль, идея, которую хотелось бы попробовать на практике)

6. Сочинение (мини-сочинение по пяти ключевым словам)

7. ПОПС-формула:

  • П – позиция : «Мы считаем, что…», «Нам кажется …»,«Мы думаем…», «На наш взгляд…»
  • О – объяснение (или обоснование): (Потому что…)
  • П – пример: («Мы хотим это доказать на примере…»)
  • С – следствие (или суждение) : («Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…»)

8. Художественные формы письменной рефлексии – синквейны

Создаём на уроке проблемную ситуацию: интеллектуальное затруднение учащегося, заставляющее его искать информацию и совершать новые действия. Новый подход при анализе текста формирует умение читать осознанно, учит обращать внимание на детали текста, развивает творческое воображение, способствует развитию проблемного мышления.

Если учащиеся прожили какую-то ситуацию, а не просто прослушали объяснения учителя, то она останется с ними на всю жизнь!

В условиях перехода к новым образовательным стандартам актуализируется проблема достижения новых образовательных результатов, в том числе и в процессе преподавания литературы. Интерактивная технология «Педагогическая мастерская» в полной мере даёт учителю возможность развивать метапредметные умения, содержит идею универсальности, носит интегративный характер, обеспечивает творческую реализацию обучающихся при решении жизненно важных задач. Интерактивные приёмы работы, системно-деятельностный, компетентностный подход в обучении позволяют учителю осуществлять систематическую подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ. Данная технология также позволяет от метапредметности выйти на мировоззренческий уровень.

Начинайте занятие (стадия ВЫЗОВ) с приёма удивления, приёма индуктора или отсроченной отгадки, а заканчивайте социоконструированием, то есть создавайте для каждого ученика возможность предъявления результатов своего интеллектуального труда.

Перед учителем стоит важная задача: умело разрушить старые представления, восстановить знания на новом уровне с помощью озарения, инсайта, привести ученика к внутреннему конфликту, подвигающему к углублению в проблему и поиску ответов.

Заключительное слово:

Итак, использование данных приёмов работы с текстом:

  • формирует и развивает навыки смыслового чтения;
  • учит обращать внимание на детали текста;
  • развивает творческое воображение;
  • способствует развитию критического мышления учащихся

Спасибо.