Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..."
Задачи.
1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.
2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.
3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.
4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.
Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.
Оборудование: учебник "Литература" В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.
Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.
Используемая технология: технология деятельностного метода.
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы вместе проведём урок литературы.
- Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)
(Прослушивание звукового фрагмента.)
- Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)
- Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)
Создание образа.
- Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ - небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.
(Учитель рисует мелом на доске росток.)
- Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)
- В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Слайд 2.
- Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)
- Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
- С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)
(Учитель подводит итог ответам.)
- Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:
(слайд 3) в музыке - это музыкальные произведения, например: цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского;
(слайд 4) в живописи - это полотна художников;
(слайд 5) в литературе - это произведения поэтов и писателей.
- Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)
- Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.
- Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.
III. Постановка учебной задачи.
Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?
Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.
В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:
"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.
Слайд 7.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.
(Учитель читает или рассказывает стихотворение).
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
- Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)
- Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
- Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)
Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:
- лист № 1 - это задания для работы,
- лист № 2 - информационный материал. Изучите материал листа № 2 и внесите свои ответы в лист заданий № 1. На выполнение задания - 6 минут, в течение которых будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского из цикла "Времена года". Окончание музыки послужит сигналом завершения работы в парах.
Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.
- Принимаемся за работу.
VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
(Звучит музыка П.И.Чайковского "Март. Апрель. Май" 6 минут.)
- Время выполнения заданий закончилось. Сейчас, уважаемые журналисты, представьте, пожалуйста, результаты своего труда. Во время обсуждения результатов работы вы можете вносить изменения и дополнения в свои записи.
(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)
Вопросы | Возможные варианты ответов |
1. Определи вид лирики. | Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя) |
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? | Приподнятым настроением, верой в обновление. |
3. Определите тему стихотворения. | Приближение, предчувствие весны |
4. Какие картины рисует поэт? | "Луг отдыхает под снегом" (мы
видим), "деревья шумят" (слышим), "веет
ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем). Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать |
5. а) Какая строка "подсказывает"
нам состояние лирического героя? б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя? |
а) "И песню ту, что прежде надоела, как
новую, с волнением поешь". (Эта подробность
точно передает душевное смятение лирического
героя) б) Нет. Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации. |
6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках? | 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое". |
7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. | Да. В последних трёх строках. Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора. |
7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. | Олицетворение: луг "отдыхает",
"шумят деревья", "дивится тело". Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер". Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.) Аллитерация: "Шумят деревья весело – сухие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой. Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности. |
8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? | Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга. |
9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. | 1-я - описание природы (настроение
ожидания, поэтому при чтении этих строчек
преобладает повествовательная интонация.); 2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя |
10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? | Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека. |
11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? | Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.) |
- Уважаемые журналисты, вам предоставляется возможность прочитать стихотворение, выразив своеобразие восприятия мира и самобытность поэтического мира А.А.Ахматовой. Кто желает выразительно прочитать?
12. В чём заключается главная мысль стихотворения? | Каждый видит за этими строчками что-то
своё: строки вызывают ассоциации - напоминают о
былых переживаниях человека. Через картины природы открывается внутренний мир человека. Главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем. Вывод: пятая особенность лирики - наполнение картин природы философским смыслом (о прошлом и будущем.) |
VII. Включение в систему знаний и повторение.
- Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа? (Природа - это живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении)
VIII. Рефлексия деятельности.
Слайд 8.
- Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)
- Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.
Слайд 9.
- Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)
- Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что "окружающая природа - это мы с вами", а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.
- Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз особенности лирики А.А.Ахматовой.
1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;
2. Возникновение ощущения доверительного разговора;
3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;
4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.
- Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.
- Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.
- Молодцы, вы справились с работой.
Слайд 10.
IX. Домашнее задание.
- Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке "Перед весной бывают дни такие..." или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.
Слайд 11.
- Урок закончен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.