Литература
-
Урок литературы по теме "П.И.Чичиков – «живая душа» или «мертвая»?". 9-й класс 2014
Урок включает в себя решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств. Урок способствует тому, чтобы учащиеся откликнулись на проблемы, поднятые автором, узнали, что может сделать душу «мёртвой» и как нужно поступать, чтобы быть добрым человеком с «живой» и чистой душой.
-
Урок литературы по теме "Духовно-нравственный смысл поступков в рассказе А.П. Чехова «На мельнице»". 7-й класс 2014
Цель урока: целенаправленное формирование мировоззрения учащихся в анализе произведений классической русской литературы: раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа, а также воспитание стремления к системным знаниям по литературе. Урок разработан с учетом того, что учащиеся уже имеют навыки по заполнению кластеров и составлению синквейнов на заданную тему.
-
Развитие критического мышления в чтении и письме: стадии и методические приемы 2014
Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме — задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новым знаниям. Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики, — правильные и неправильные. В качестве иллюстрации технологии приводится пример одного из уроков.
-
Обобщающий урок по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина 2014
Цель работы: формирование у учащихся представления об эпохе, в которой жил и творил Салтыков-Щедрин. Закрепляются понятия об основных изобразительно-выразительных средствах языка. В центре внимания — личность писателя, сатирическая направленность его творчества на примере таких произведений, как "Помпадуры и помпадурши", "Господа Головлевы", "История одного города".
-
Урок литературы по теме "Любовью держится и движется жизнь…" (Испытание любовью героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"). 6-й класс 2014
Методическая цель – обеспечение преемственности ООП НОО и ООП ООО в формировании и развитии навыков смыслового чтения. Учащиеся развивают умение работать в парах и группах, формируют чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию к познавательной деятельности. Формируются системы духовно-нравственных ценностей учащихся, расширяется социальный опыт.
-
Употребление в речи этикетных слов 2014
Урок русского языка в 5-м классе посвящен изучению этикетных слов. Формирует представление о речевой ситуации, тренирует в использовании этикетных слов в различных ситуациях общения. Уроки по речевому этикету воспитывают бережное отношение к слову, формируют устойчивый интерес к изучению русского языка.
-
Урок литературы на тему "Быть добрым – счастье…" (по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава"). 7-й класс 2014
Урок доброты по рассказу Ю.Яковлева «Баваклава» размышляет над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое доброта? Дружба? Подлость? Что значит быть нужным людям? Как преодолеть в себе эгоистическое начало? На уроке поднимается тема, актуальная для всех, любви к ближнему, заботы об окружающих, уважения к старости.
-
Урок литературы по теме "Серебряный век русской литературы". 9-й класс 2014
Цель урока: повторение и обобщение полученных знаний о поэзии Серебряного века; развитие познавательно интереса и творческой деятельности учащихся, речи, коммуникативных способностей, информационной культуры; эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.
-
Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Поэтические средства создания этих картин" 2014
Урок посвящен анализу стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»: рассматриваются особенности лексики, композиции, идейное содержание произведения. Урок дает возможность показать то радостное, светлое чувство, которое испытывал поэт; развивает наблюдательность, способность полноценно воспринимать художественное произведение, откликаться на прочитанное, воспитывает позитивное отношение к себе, окружающему миру.
-
Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс 2014
Урок рассчитан на два часа. В ходе занятия учащиеся познакомятся с биографией И.Ф. Анненского и его сборниками: «Тихие песни», «Кипарисовый ларец», «Книга отражений». Анализируют некоторые стихотворения из этого сборника и обобщают знания, полученные на уроке в лирическом эссе. Наиболее удачные творческие работы учащихся представлены в статье. Урок сопровождается презентацией, иллюстрирующей основные положения материала.
-
Урок литературы по теме "Всегда возвращаются к первой любви…" 2014
Цель урока: знакомство с творчеством известного татарского писателя Диаса Назиховича Валеева – автора рассказов, пьес, романов, эссе, философских заметок.
-
Внеклассное мероприятие "Литературно-географический ринг" 2014
Цель мероприятия: повышение мотивации к изучению литературы и географии. Наверное, нет в мире человека, который не любил бы играть. Литературно-географический ринг проводится ежегодно и всегда вызывает интерес у учащихся, позволяет проявить себя, свои способности по разным предметам. В рамках такого мероприятия удается охватить более разнообразный материал для воспитания чувства патриотизма, товарищества, взаимовыручки.
-
М.Горький. Пьеса "На дне". Спор о человеке, проблема правды 2014
В ходе учебного занятия студенты имеют возможность увидеть, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; создается проблемная ситуация, при обсуждении которой у учащихся формируется мнение о Луке, его роли в пьесе и влиянии на судьбы героев.
-
Патриотическое воспитание на уроках литературы. Тема: "Героическое прошлое России". 5-й класс 2014
В основе урока лежит патриотическое воспитание. Цель урока: пробудить интерес к героическому прошлому нашей родины. На уроке учащиеся знакомятся с поэтами военных лет: Алексеем Фатьяновым, Александром Твардовским, Анной Ахматовой, Расулом Гамзатовым. Учатся анализировать произведения. Разнообразные виды работы делают урок интересным и познавательным. В конце урока учащиеся отвечают на самый главный для себя вопрос: "А как бы я поступил?"
-
Приемы развития критического мышления в чтении и письме на уроке обучения анализу лирического произведения 2014
Анализируя лирическое произведение, дети учатся вникать в смысл слова, видеть его выразительные возможности, чувствовать его красоту и силу. Выполняя задания, определяют основные мысли автора, аргументируют их, составляют таблицы, сравнивают различные точки зрения. Таким образом совершенствуют свое умение понимать чужой текст и определять собственное мнение о прочитанном. Анализ текста развивает исcледовательские навыки, убеждает учеников в том, что ”чтение – прежде всего сотворчество”.
-
Урок литературы по теме "Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?" 2014
Учащиеся, работая с текстом, наблюдают, как человек, находящийся в трудных жизненных условиях, потерявший близких и любимых людей, может не терять своего достоинства. Это произведение учит стойкости, любви к людям, умению ценить жизнь и дружбу. Цель урока: развивать навыки анализа художественного произведения, внимательного отношения к слову, сохранению истинных ценностей в жизни.
-
Урок литературы по теме "Своеобразие темы детства в романе "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери" 2014
Урок изучения нового материала рассматривает своеобразие темы детства в романе Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков». Методы на уроке: постановка гипотез, наблюдение и анализ художественного текста, частичный поиск, обобщение и систематизация. На уроке используются ведущие методологические принципы педагогики и психологии: высокий уровень насыщенности содержания обучения; активные методы обучения; развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.
-
Урок литературы по рассказу Валентина Распутина "В тайге над Байкалом". 5-й класс 2014
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Человек и природа». К уроку учащиеся выполняют несколько практических заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде рисунков, создания фильма, презентации. Цель урока: привитие чувства гордости и уважения к писателю-земляку В.Г. Распутину; доказательство ценности красоты окружающего мира.
-
"Главное слово на свете – "любовь"" (А.Платонов "Неизвестный цветок"). 6-й класс 2014
Урок-размышление по литературе на примере рассказа А. Платонова расширяет представление о литературной сказке; раскрывает детям понятие «деятельное сострадание», представление о любви как милосердии, уважении, доброте, дружбе.Цель: активизировать познавательную деятельность средствами ТСО; развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения, навык диалогового общения; воспитывать в детях любовь к Отечеству.
-
Урок литературы "Описание родной природы. Зима" 2014
Урок знакомит с особенностями текстов-описаний природы: языковыми средствами, композицией, стилем речи; поможет подготовиться к сочинению, используя личные наблюдения.
-
Урок по теме "Б.Житков "Николай Исаич Пушкин"". 4-й класс 2014
Урок знакомит с новым произведением «Николай Исаич Пушкин», интересными фактами из жизни писателя. Учащиеся узнают, что морской капитан – непростая профессия, требующая высокой ответственности за людей, пароход; что главное в жизни морского офицера – честь, достоинство, доброе имя.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Я открываю новый мир…" Твое воображение и поэтический мир В.Высоцкого. 5-й класс 2014
Урок внеклассного чтения знакомит со стихотворениями Владимира Высоцкого. В 2013 году поэту исполнилось бы 75 лет. Урок проводился в январские дни после изучения темы «Романтика неизведанного» по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Участники творческой группы составили к занятию сборник стихотворений поэта. В уроке задействованы участники клуба любителей авторской песни, учащиеся.
-
Урок литературы по теме "К.Г. Паустовский. Рассказ "Заячьи лапы". 5-й класс 2014
Урок литературы развивает критическое мышление. На уроке использован методический прием «чтение с остановками», различные типы вопросов. Алгоритм работы по стратегии чтения с остановками: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Цель урока: активизировать работу учащихся к личностному восприятию произведения; развивать навыки вдумчивой работы с текстом, умение создавать собственные тексты.
-
Героический упрямец русской литературы. А.И. Солженицын: судьба, творчество. 11-й класс 2014
Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; дать краткий обзор его произведений, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
-
Урок внеклассного чтения по теме "В гостях у сказки" 2014
Обобщающий урок на знание русских народных сказок предшествует текстуальное изучение нескольких сказок (сюжет, образы, конфликт персонажей, мораль сказок, языковые средства, поэтическая форма) и внеклассное (семейное) чтение сказок. Урок проходит в игровой форме. Занятие можно провести как в одном классе, так и в параллели 5-х классов. Желательно привлечь старшеклассников или родителей.
-
Урок литературы по теме "Формирование характера Васютки" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2014
Урок литературы составлен по программе «Литература. 5−11-е классы» (авторы: Б.Ланин, Л.Ю. Устинова). Цель урока: осознание учащимися важности становления положительных качеств характера; активизация познавательных интересов учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.
-
Урок повторения и обобщения изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс 2014
Урок повторения и обобщения проводится в форме путешествия, систематизирует знания по теме. В урок включены элементы ФГОС.
-
Интегрированный урок (литература + православная культура + искусство) по теме "Светлое воскресение Христово" (глава "Пасха" из романа И.С. Шмелева "Лето Господне") 2014
Предлагаемый урок носит интегрированный характер (литература + православная культура + искусство). Опираясь на знания православной культуры, используя текст романа И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Пасха») и привлекая репродукции картин Б.М. Кустодиева, на уроке рассматривается празднование Пасхи глазами ребенка в России начала XX века. Урок проводится с ИКТ-технологиями для усиления восприятия темы урока.
-
Урок литературы по теме "ОБЭРИУ. Мысль − образ − музыка". 11-й класс 2014
Именно дух, духовная культура − сильнейшее оружие России. Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. Русский авангард стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом. Урок готовит учеников к пониманию необычного искусства, включает сообщения учащихся о художниках, композиторах, архитекторах, "беседу" с поэтами-обэриутами, чтение и осмысление их произведений, ответы на проблемные вопросы.
-
Урок-путешествие "Выбрав честь, он приобрел славу…" (Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова). 9-й класс 2014
Имя А.С. Грибоедова, автора гениальной комедии «Горе от ума», известно всему человечеству, но не каждый знает, что жизнь писателя – великий подвиг во имя России. Путешествуя на уроке по страницам жизни Александра Сергеевича Грибоедова, ученики познакомятся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества», а также узнают, как можно прожить жизнь, чтобы ее назвали подвигом.