Литература
-
Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс 2014
Урок рассчитан на два часа. В ходе занятия учащиеся познакомятся с биографией И.Ф. Анненского и его сборниками: «Тихие песни», «Кипарисовый ларец», «Книга отражений». Анализируют некоторые стихотворения из этого сборника и обобщают знания, полученные на уроке в лирическом эссе. Наиболее удачные творческие работы учащихся представлены в статье. Урок сопровождается презентацией, иллюстрирующей основные положения материала.
-
Урок литературы по теме "Всегда возвращаются к первой любви…" 2014
Цель урока: знакомство с творчеством известного татарского писателя Диаса Назиховича Валеева – автора рассказов, пьес, романов, эссе, философских заметок.
-
Внеклассное мероприятие "Литературно-географический ринг" 2014
Цель мероприятия: повышение мотивации к изучению литературы и географии. Наверное, нет в мире человека, который не любил бы играть. Литературно-географический ринг проводится ежегодно и всегда вызывает интерес у учащихся, позволяет проявить себя, свои способности по разным предметам. В рамках такого мероприятия удается охватить более разнообразный материал для воспитания чувства патриотизма, товарищества, взаимовыручки.
-
М.Горький. Пьеса "На дне". Спор о человеке, проблема правды 2014
В ходе учебного занятия студенты имеют возможность увидеть, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; создается проблемная ситуация, при обсуждении которой у учащихся формируется мнение о Луке, его роли в пьесе и влиянии на судьбы героев.
-
Патриотическое воспитание на уроках литературы. Тема: "Героическое прошлое России". 5-й класс 2014
В основе урока лежит патриотическое воспитание. Цель урока: пробудить интерес к героическому прошлому нашей родины. На уроке учащиеся знакомятся с поэтами военных лет: Алексеем Фатьяновым, Александром Твардовским, Анной Ахматовой, Расулом Гамзатовым. Учатся анализировать произведения. Разнообразные виды работы делают урок интересным и познавательным. В конце урока учащиеся отвечают на самый главный для себя вопрос: "А как бы я поступил?"
-
Приемы развития критического мышления в чтении и письме на уроке обучения анализу лирического произведения 2014
Анализируя лирическое произведение, дети учатся вникать в смысл слова, видеть его выразительные возможности, чувствовать его красоту и силу. Выполняя задания, определяют основные мысли автора, аргументируют их, составляют таблицы, сравнивают различные точки зрения. Таким образом совершенствуют свое умение понимать чужой текст и определять собственное мнение о прочитанном. Анализ текста развивает исcледовательские навыки, убеждает учеников в том, что ”чтение – прежде всего сотворчество”.
-
Урок литературы по теме "Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?" 2014
Учащиеся, работая с текстом, наблюдают, как человек, находящийся в трудных жизненных условиях, потерявший близких и любимых людей, может не терять своего достоинства. Это произведение учит стойкости, любви к людям, умению ценить жизнь и дружбу. Цель урока: развивать навыки анализа художественного произведения, внимательного отношения к слову, сохранению истинных ценностей в жизни.
-
Урок литературы по теме "Своеобразие темы детства в романе "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери" 2014
Урок изучения нового материала рассматривает своеобразие темы детства в романе Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков». Методы на уроке: постановка гипотез, наблюдение и анализ художественного текста, частичный поиск, обобщение и систематизация. На уроке используются ведущие методологические принципы педагогики и психологии: высокий уровень насыщенности содержания обучения; активные методы обучения; развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.
-
Урок литературы по рассказу Валентина Распутина "В тайге над Байкалом". 5-й класс 2014
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Человек и природа». К уроку учащиеся выполняют несколько практических заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде рисунков, создания фильма, презентации. Цель урока: привитие чувства гордости и уважения к писателю-земляку В.Г. Распутину; доказательство ценности красоты окружающего мира.
-
"Главное слово на свете – "любовь"" (А.Платонов "Неизвестный цветок"). 6-й класс 2014
Урок-размышление по литературе на примере рассказа А. Платонова расширяет представление о литературной сказке; раскрывает детям понятие «деятельное сострадание», представление о любви как милосердии, уважении, доброте, дружбе.Цель: активизировать познавательную деятельность средствами ТСО; развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения, навык диалогового общения; воспитывать в детях любовь к Отечеству.
-
Урок литературы "Описание родной природы. Зима" 2014
Урок знакомит с особенностями текстов-описаний природы: языковыми средствами, композицией, стилем речи; поможет подготовиться к сочинению, используя личные наблюдения.
-
Урок по теме "Б.Житков "Николай Исаич Пушкин"". 4-й класс 2014
Урок знакомит с новым произведением «Николай Исаич Пушкин», интересными фактами из жизни писателя. Учащиеся узнают, что морской капитан – непростая профессия, требующая высокой ответственности за людей, пароход; что главное в жизни морского офицера – честь, достоинство, доброе имя.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Я открываю новый мир…" Твое воображение и поэтический мир В.Высоцкого. 5-й класс 2014
Урок внеклассного чтения знакомит со стихотворениями Владимира Высоцкого. В 2013 году поэту исполнилось бы 75 лет. Урок проводился в январские дни после изучения темы «Романтика неизведанного» по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Участники творческой группы составили к занятию сборник стихотворений поэта. В уроке задействованы участники клуба любителей авторской песни, учащиеся.
-
Урок литературы по теме "К.Г. Паустовский. Рассказ "Заячьи лапы". 5-й класс 2014
Урок литературы развивает критическое мышление. На уроке использован методический прием «чтение с остановками», различные типы вопросов. Алгоритм работы по стратегии чтения с остановками: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Цель урока: активизировать работу учащихся к личностному восприятию произведения; развивать навыки вдумчивой работы с текстом, умение создавать собственные тексты.
-
Героический упрямец русской литературы. А.И. Солженицын: судьба, творчество. 11-й класс 2014
Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; дать краткий обзор его произведений, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
-
Урок внеклассного чтения по теме "В гостях у сказки" 2014
Обобщающий урок на знание русских народных сказок предшествует текстуальное изучение нескольких сказок (сюжет, образы, конфликт персонажей, мораль сказок, языковые средства, поэтическая форма) и внеклассное (семейное) чтение сказок. Урок проходит в игровой форме. Занятие можно провести как в одном классе, так и в параллели 5-х классов. Желательно привлечь старшеклассников или родителей.
-
Урок литературы по теме "Формирование характера Васютки" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2014
Урок литературы составлен по программе «Литература. 5−11-е классы» (авторы: Б.Ланин, Л.Ю. Устинова). Цель урока: осознание учащимися важности становления положительных качеств характера; активизация познавательных интересов учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.
-
Урок повторения и обобщения изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс 2014
Урок повторения и обобщения проводится в форме путешествия, систематизирует знания по теме. В урок включены элементы ФГОС.
-
Интегрированный урок (литература + православная культура + искусство) по теме "Светлое воскресение Христово" (глава "Пасха" из романа И.С. Шмелева "Лето Господне") 2014
Предлагаемый урок носит интегрированный характер (литература + православная культура + искусство). Опираясь на знания православной культуры, используя текст романа И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Пасха») и привлекая репродукции картин Б.М. Кустодиева, на уроке рассматривается празднование Пасхи глазами ребенка в России начала XX века. Урок проводится с ИКТ-технологиями для усиления восприятия темы урока.
-
Урок литературы по теме "ОБЭРИУ. Мысль − образ − музыка". 11-й класс 2014
Именно дух, духовная культура − сильнейшее оружие России. Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. Русский авангард стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом. Урок готовит учеников к пониманию необычного искусства, включает сообщения учащихся о художниках, композиторах, архитекторах, "беседу" с поэтами-обэриутами, чтение и осмысление их произведений, ответы на проблемные вопросы.
-
Урок-путешествие "Выбрав честь, он приобрел славу…" (Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова). 9-й класс 2014
Имя А.С. Грибоедова, автора гениальной комедии «Горе от ума», известно всему человечеству, но не каждый знает, что жизнь писателя – великий подвиг во имя России. Путешествуя на уроке по страницам жизни Александра Сергеевича Грибоедова, ученики познакомятся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества», а также узнают, как можно прожить жизнь, чтобы ее назвали подвигом.
-
Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2014
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный характер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени.
-
Риторизация литературы в старшем звене средней школы как один из способов формирования творческого читателя 2014
Представлена «Модель изучения монографической темы по литературе как гипертекста», описаны основные этапы изучения литературного произведения и опубликованы творческие работы и рефлексии учащихся и учителей.
-
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы 2014
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня образования. Для подготовки учащихся с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих ориентироваться в информационном пространстве, хорошо работать, адекватно оценивать свои достижения, необходимо использовать в обучении новые образовательные технологии.
-
Литературная игра "Русская литература XVIII века". 9-й класс 2014
Цель игры: обобщение знаний по теме «Русская литература XVIII века». Литературная игра состоит из шести конкурсов, формирует умения «добывать» информацию, развивает навык самостоятельного поиска нужной информации в источниках различного типа, связную устную монологическую речь; воспитывает интерес и уважение к русской литературе, истории родного языка.
-
Тема родины в лирике С.А. Есенина. 11-й класс 2014
Ученики формулируют тему и цели изучения нового материала. Автор вводит учащихся в мир поэзии С.Есенина, наполненный любовью к родине. Предлагает поразмышлять над темой родины в творчестве Есенина, рассмотреть, как развивается образ родины, дома, семейного очага и каким идейным содержанием наполняется.
-
Урок литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" "Образ праведника Земли русской" 2014
Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию. Формируют коммуникативную и культуроведческую компетенции, развивают читательскую культуру, умения понимать авторскую позицию.
-
Интегрированный урок (якутский язык + русский язык + химия) на тему "Алампа – переводчик" 2014
Учащиеся расширяют знания о жизни и творчестве А.И. Софронова. Узнают о переводческой деятельности Алампа, благотворном влиянии русских классиков на его творчество. Должны понять, что вся творческая жизнь А.И. Софронова − подвиг во имя любви к своему народу. Развитие и совершенствование у учащихся умений публичного выступления.
-
Урок-размышление "Я жив не единым хлебом…" 2014
Урок посвящен творчеству В.Шаламова и анализу рассказа "Апостол Павел". В центре обсуждения звучат вопросы, на который каждый должен ответить, потому что проблемы, которые ставит в своем произведении автор вечны.
-
Урок литературы "Мальчик с ручкой": почему люди стоят с протянутой рукой? (По материалам рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2014
На уроке создается ситуация, в которой дети сами выбирают личность писателя для изучения (из предложенных). В ходе урока они знакомятся с основными этапами жизни Ф.М. Достоевского, читают и анализируют отрывок из его произведения «Мальчик у Христа на елке», ведут этическую беседу, стимулом к которой становится художественный текст. Все это подчинено единой идее: учить ребенка не пасовать перед трудностями, преодолевать их.