Данную игру целесообразно проводить как итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина в 7 классе. Цель урока – обобщение, закрепление, углубление и контроль знаний по пройденной теме.
Творчество А.С. Пушкина в программе 7 класса представлено следующими произведениями: балладой “Песнь о вещем Олеге”, поэмой “Медный всадник” (отрывок), Трагедией “Борис Годунов” (отрывок) и поэмой “Полтава” (внеклассное чтение). Именно на эти произведения ориентирована большая часть заданий.
Как показывает практика, тема “История России в произведениях русских писателей и поэтов” вызывает живой интерес у учеников разных возрастов, а игровая форма урока помогает ребятам окунуться в занимательный мир истории и литературы, продемонстрировать глубину знаний, посоревноваться в своих силах. Такой вид работы не оставит равнодушным ни одного ученика.
Условия игры
Данная игра по основным правилам очень похожа на “Брэйн ринг”. За неделю до проведения мероприятия учитель разбивает класс на 3 команды (учитываются интересы ребят и уровень их обученности). Каждая команда выбирает капитана, который в разных игровых ситуациях будет руководить работой членов своего коллектива. Каждая команда получает домашнее задание:
- Придумать название команды, перекликающееся с темой игры, например, “Медный всадник”, “Любимцы Богов”, “Потомки славного Петра” и т.д.
- Придумать девиз и эмблему команды.
- Подготовить одного члена команды для конкурса чтецов (чтение наизусть отрывка из любого вышеназванного произведения А.С. Пушкина).
- Подготовить историческую справку (рассказ об исторической личности князя Олега, Петра Первого, Бориса Годунова) – каждая команда готовит одно сообщение согласно выпавшему жребию.
Игра начинается со вступительного слова ведущего, который представляет членов жюри (как правило, это учителя литературы и истории, так как именно члены жюри оценивают ответы команд и выставляют баллы за задания). Вопросы, которые задает ведущий во время игры, звучат для представителей всех команд, но право на ответ получает только та команда, которая первой подготовит ответ (максимальное время обсуждения задания – 1 минута). Если первая команда не справляется с заданием, то две другие могут предоставить жюри свои ответы в письменном виде и получить за них баллы. Задания № 5 и 6 выполняются на карточках, выданных ведущим (достаточно соединить верные варианты ответов стрелочками). Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов по итогам всех конкурсов.
Ход игры
1. Вступительное слово ведущего (объяснение правил проведения игры).
2. Представление команд капитанами (название, девиз, эмблема) – 3 балла максимум.
3. Докажите, что история и литература неразрывно связаны между собой - 1 балл.
4. Назовите три произведения А.С. Пушкина, посвященные истории России. Какие исторические лица являются героями этих произведений? – 2 балла максимум.
5. Соотнесите названия произведений с местом и датой их написания – 2 балла максимум.
“Медный всадник” Петербург, 1828 год
“Песнь о вещем Олеге” Михайловское, 1825 год
“Борис Годунов” Кишинёв, 1822 год
“Полтава” Болдино, 1833 год
6. Соотнесите названия произведений с их жанром – 1 балл.
“Медный всадник” Баллада
“Песнь о вещем Олеге” Поэма (петербургская повесть)
“Борис Годунов” Поэма
“Полтава” Трагедия
7. Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – это баллада – 2 балла максимум.
8. Почему так тяжело князю Олегу проститься со своим конем? Уместна ли здесь народная мудрость “Коней на переправе не меняют”? – 2 балла максимум.
9. Историческая справка (домашнее задание 1 команды). Рассказ о князе Олеге – 3 балла максимум.
10. Почему трагедию “Борис Годунов” Пушкин с благодарностью посвящает Н.М. Карамзину? – 2 балла максимум.
11. Какие исторические события лежат в основе трагедии “Борис Годунов”? – 1 балл.
12. Историческая справка (домашнее задание 2 команды). Рассказ о Борисе Годунове – 3 балла максимум.
13. Какие произведения А.С. Пушкина посвящены Петру Первому или включают в повествование его образ? – 1 балл.
14. Каким предстает в этих произведениях царь Петр? – 1 балл.
15. Историческая справка (домашнее задание 3 команды). Рассказ о Петре Первом – 3 балла максимум.
16. Найдите в предложенном отрывке из поэмы “Полтава” примеры употребления эпитета, сравнения, метафоры (отрывок одинаковый для всех команд) – 2 балла максимум.
17. Последнее задание – выразительное чтение наизусть отрывков из произведений А.С. Пушкина, посвященных истории России – 3 балла максимум.
18. Подведение итогов, награждение победителей.