Работа в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, хореография требует от педагогов естественно-научного цикла внедрения нетрадиционных форм уроков и занятий. Установление взаимосвязей с гуманитарными дисциплинами расширяет объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала по химии. Интеграция с теми предметами, которые кажутся школьникам достаточно привлекательными, позволяют успешно повышать интерес к химии и развивать мотивацию ее изучения. Интеграция с гуманитарными дисциплинами, в частности с литературой, раскрывает возможности практического применения химических знаний и развития представлений о роли науки в существовании и развития общества в гармонии с природой.
Курс: литература и химия.
Класс: 9 класс.
Учебно-методическое обеспечение.
Произведения художественной литературы.
Набор химического оборудования для демонстрационных опытов.
Время реализации занятия: 80 мин. (2 урока).
Авторский медиапродукт: наглядная презентация “Реакции окисления”, “Вознесем похвальное слово огню”, созданная в редакторе POWER POINT.
Цель урока: расширить и обобщить знания об основных понятиях химии, химических реакциях, химической символике, применяемых в области точных и гуманитарных наук, стимулировать потребность в практическом использовании литературных образов в различных сферах деятельности.
Задачи урока.
Образовательные
- Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления учащихся.
Развивающие
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитательные
- Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Тип урока: урок систематизации, обобщения и углубления знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая работа.
Оборудование:
- ПК и видеопроектор;
- оборудование для экспериментальных работ;
Методы: проблемно-эвристические.
- Эвристическая беседа.
Этапы урока
1. Организационный момент, приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание (слайд 1). 2 мин.
2. Постановка и решение вопроса о сущности реакции окисления (фронтальная беседа с учащимися):
2.1 (слайд 2) Что представляет собой реакция окисления? Привести примеры. Демонстрация предметов, представляющих результат реакции окисления: ржавый металлический предмет, фрукты, имеющие загнившее место, горящая свеча. 3 мин.
2.2 Что общего между представленными примерами реакций окисления, чем они отличаются друг от друга? (Слайды 3-5) Определение разновидностей реакций окисления по скорости реакции, выделению тепла и света. 5 мин.
2.3 (слайд 6) Медленное окисление: условия реакции медленного окисления, внешние признаки, примеры. Практическое значение и применение. 3 мин.
2.4 (слайд 7-8) Дыхание. 5 мин.
2.5 (слайд 9-13) Горение: условия реакции быстрого окисления, внешние признаки, примеры. Практическое значение и применение. 5 мин
3. Постановка и решение вопроса о художественных образах при описании огня. “ Вознесем похвальное слово огню” (слайд 14). 2 мин.
3.1 (слайд 15) Прометей принес людям огонь. Чтение и анализ отрывка из художественного произведения. 7 мин.
3.2 (слайды 16-18) Рассказ об олимпийском огне как символе дружбы и мира между народами, как символе Большого Спорта и новых мировых рекордов. Выступление учащихся с сообщениями (Завершение первого часа урока). 8 мин. Итого: 40 мин.
2 урок
3.3 (слайды 19-20) Рассказ о Вечном огне на могилах солдат, павших в борьбе за свободу и независимость Родины. Чтение стихов и музыкальных произведений о Вечном огне в память о погибших в военных действиях. 10 мин.
3.4 (слады 21-22) Рассказ об огне, как символе “семейного очага”. Чтение стихов о семье и сообщения учащихся о традиции зажигать свечи на именинном торте. 10 мин.
3.5 (слайды 23-24) Рассказ о значении роли пламени костра для людей, чей труд связан с природой. Рождение бардовской песни. 10 мин.
3.6 (слайд 25) Заключительный вывод о художественном образе – огне. Чтение отрывка из произведения Лукреция Кара “О природе вещей” и анализ сточки зрения сущности химического процесса. 5 мин.
4. Подведение итогов урока. 2 мин.
4.1 Рефлексия. 3 мин.
4.2 Домашнее задание. Итого: 40 мин
Ход урока
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Учитель химии: Изучая свойства самого распространенного на земле элемента кислорода, мы сделали вывод о том, что реакции с участием кислорода относят к реакциям окисления (слайд 2. Презентация). Так как содержание кислорода в атмосферном воздухе в свободном состоянии и в виде простого вещества достаточно значительно (21 %). Следовательно, реакций с участием кислорода существует достаточно много, приведите примеры
Учащиеся отвечают. Идет демонстрация предметов, представляющих результат реакции окисления: ржавый металлический предмет, фрукты, имеющие загнившее место, горящая свеча.
Учитель химии: Что общего между представленными примерами реакций окисления, чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся анализируют и делают вывод о разной скорости реакций окисления
Учитель химии: Да, все эти реакции протекают с участием кислорода, но различаются по скорости реакции. Одни реакции протекают очень медленно, время протекания таких реакций исчисляется днями, месяцами или даже годами. Другие реакции проистекают очень быстро, порой, даже мгновенно. Итак, реакции окисления бывают медленными и быстрыми (слайд 3). Давайте приведем примеры реакций быстрого и медленного окисления (слайд 4). А по каким внешним признакам можно отличить реакции быстрого и медленного окисления?
Учащиеся анализируют и приходят к выводу о различии реакций по выделению света и энергии
Учитель химии: (слайд 5). Реакции окисления различаются по выделению света и энергии.
Учащиеся делают запись ОК (опорного конспекта) в тетради.
Учитель химии: Предлагаю рассмотреть, в чем сущность реакций медленного окисления (слайд 6) Медленное окисление сопровождается небольшим количеством выделяющейся энергии. Часто мы не замечаем повышения температуры при медленном окислении веществ. Однако, если создать условия, при которых теплота уходить не будет, произойдет значительное повышение температуры, так что вещество может даже воспламениться. Например, промасленные тряпки могут загореться сами собой, если надолго оставить их сложенными в кучу. Кислород воздуха постепенно окисляет масло, а так как из кучи тряпок теплота уходит медленно, то в конце концов температура повысится так, что тряпки могут вспыхнуть и вызвать пожар. Именно такой же процесс мы используем, когда высаживаем рассаду на навозные грядки. Медленное окисление органических веществ называется гниением.
Учитель химии: (слайды 7-8). Из курса биологии вы знаете, какую роль играет процесс дыхания для живого на Земле. При дыхании кислород поглощается кровью и разносится по всему телу. В организме происходит окисление кислородом различных веществ, в результате чего образуется углекислый газ и другие сложные вещества. При медленном окислении выделяется теплота. Но выделение её происходит постепенно и непрерывно. Благодаря этому поддерживается постоянная температура нашего тела. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. Человек вдыхает в сутки 20-30 м3 воздуха. Потребность покоящегося человека в кислороде составляет 25 л/ч. Снижение содержания кислорода в воздухе до 16-18% не оказывает существенного влияния на организм; снижение до 14% сопровождается явлением кислородной недостаточности, а снижение до 9% опасно для жизни.
Учащиеся дополняют учителя по вопросу о дыхании человека.
Учитель химии: (слайды 9-13) Рассмотрим процессы, связанные с быстрым окислением. Пламя, огонь - это горящие газообразные вещества. Если в зоне горения горючих газообразных веществ нет, то пламя отсутствует. Например, при окислении металлов можно наблюдать только раскаленный металл без пламени и огня. Различие в величине пламени при горении дров и каменного угля можно объяснить тем, что горючих газообразных веществ при горении дров образуется больше, чем при горении угля. Реакции окисления сопровождаются выделением большого количества теплоты и света. Именно это свойство реакции горения находит широкое применение в нашей повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. Трудно представить себе, как беззащитен и беспомощен стал бы человек, если бы он лишился возможности пользоваться горением. Оно дает нам тепло и свет, делает возможным получение металлов из руд, а также кирпича, цемента, стекла, минеральных удобрений, красителей для тканей, лекарств и многих других материалов, необходимых для жизни. Горением мы пользуемся при постройке жилищ, при изготовлении одежды и пищи. Без горения невозможно было бы создать станки и машины для заводов и фабрик, оборудование для транспорта, без него нельзя пустить в действие современную технику, а сжигая различное топливо, человек получает в процессе горения энергию, которую и использует в своих целях.
Учащиеся дополняют учителя по вопросу о горении и его значения для человека.
Учитель литературы: (слайд 14) Древние люди говорили: “Наука начинается с удивления, а искусство - с впечатления”. С древних времен человек получал разные впечатления при созерцании объектов внешнего мира. Можно с уверенностью сказать, что в мире не существует такого объекта, который не вызывал бы в каком-нибудь человеке активного эмоционального отношения. Приведем пример такого отношения к простейшему объекту, каким является реакция окисления – горения и вознесем Похвальное Слово Огню.
Учитель литературы: (слайд 15) Вся история человечества озарена огнем. Яркие языки пламени костра ограждали наших первобытных предков от саблезубых тигров и болотных испарений, вселяли уверенность в скорый приход завтрашнего дня. Огонь закалил палицы и боевые топоры, подарил людям горячую пищу, из глыбы руды выплавил медь и железо. Недаром именно огонь хотел дать человечеству Прометей, видя в нем силу, дарующую жизнь.
Учащиеся выразительно читают отрывок из мифа о Прометее (Н.А. Кун “Легенды и мифы Древней Греции”) и с учителем анализируют художественный образ огня в этом отрывке
Учитель литературы: (слайды 16-18) Самым популярным и самым древним олимпийским символом является Олимпийский огонь. 2014 год – это олимпийский год зимних видов спорта. Все мы ждали и следили за факельным шествием олимпийского огня по России и в нашем городе Екатеринбурге. Свет этого священного пламени , его сияние вдохновляло и вдохновляет атлетов на спортивные подвиги, а художников и поэтов на создание новых художественных произведений.
Учащиеся декламируют стихотворение “Зажжение Олимпийского огня” (Автор Г.Дергачев.). Приложение 1
Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями об истории возникновения олимпийского огня в древней Греции и о шествии олимпийского огня XXII Зимних олимпийских игр в нашем городе Екатеринбурге.
Учитель литературы подводит итоги первого часа занятия.
Вторая часть урока начинается под музыкальное сопровождение песни “Ты же выжил, солдат”. (Слова М. Агашиной, музыка В. Мигули.)
Учитель литературы: (слайды 19-20), Мы зажигаем огонь на священных местах Земли и называем их Вечными, ибо вечна память погибшим, защищавшим независимость и свободу своей Родины.
Учащиеся декламируют стихотворение Максима Дримлинга “Вечный огонь” и анализируют, раскрывая художественный образ огня.
Продолжает звучать песня “Ты же выжил, солдат”.
Учитель литературы: Ребята, вдумаемся в ставшее для нас привычным выражение “семейный очаг”. Оно ведь тоже пришло к нам из отдаленного прошлого. В доме счастье и довольство, когда на кухне управляется умелая и расторопная хозяйка, рядом дети и супруг. Не будем, впрочем, буквально толковать понятие семейного счастья, но подчеркнем, что далеко не последнюю роль играет в доме именно очаг. Добавим, что вряд ли только модой можно объяснить повальное увлечение каминами, человека уже не устраивает имитация огня, он стосковался по настоящему огню.
Учащиеся декламируют стихи о семье, семейном счастье Н. Малинкиной “Семейный очаг” и с учителем анализируют художественный образ огня в стихотворении.
Учащиеся выступают с сообщением о появлении традиции зажигания свечей на именинном торте.
Учитель литературы (слайд 23-24): Огонь - постоянный соучастник нашей жизни. Да и сам костер не ушел в область преданий. Он верный спутник лесоруба, геолога – всех, кто связан трудом с природой. По сей день растут ряды беспокойного туристического племени. Временным пристанищем для них становится палатка. А там, где пристанище человека, там и огонь. И разгораются на полянах костры. Трещат от жаркого пламени сучья, улетают в темноту искры и тихо, сама собой, возникает мелодия. Затрагивает огонь глубинные струны души и в такт им рождается песня.
Звучит песня “Люблю костер”. (Слова М. Садовского, музыка Р. Майорова)
Учитель литературы: (слайд 25) Итак, все же что такое горение? Хотя явление горения знакомо человеку много тысяч лет и каждый из нас знает его с раннего возраста. Ответить на этот вопрос нелегко. Древний человек видел в огне проявление высших божественных сил, которыми он населял природу. Даже в более позднее время, когда человек уже вышел из первобытного состояния, он еще обожествлял огонь, видя в нем проявление воли могучего бога, то доброго к людям, посылающего им тепло и свет, дающего им защиту от врагов, то злого и грозного, несущего разрушение и гибель. Вот как об этом говорит древнеримский философ и поэт Лукреций Кар в своей книге “О природе Вещей”.
Учащиеся декламируют стихотворение и с учителем химии, делают вывод о сущности реакций окисления.
Учитель химии: Овладение огнем стало событием исключительной важности: оно открыло новую эру в истории развития человека. И мы с вами показали практическое значение огня как химического процесса в различных сферах деятельности человека. А теперь предлагаем Вам выразить свое отношение к нашему уроку, ответить на вопросы: понравилось ли вам, как была раскрыта тема по реакциям окисления, что нового и интересного вы узнали для себя.
Учащиеся заполняют рефлексивные карточки.
Учитель литературы: Домашнее задание, которое предлагается вам, это написать сочинение рассуждение по темам, которые были рассмотрены нами на уроке. Для тех, кто затрудняется сформулировать тему сочинения, предлагаем написать сочинения по одной из предложенных тем: “Огонь в жизни человека”, “Практическое применение реакций окисления в жизни человека”, “Олимпийский огонь”, “Поэтическое звучание огня…”.
Список использованной художественной и химической литературы:
- Лукреций Кар, “О природе вещей”.
- Максим Дримлинг, “Вечный огонь”.
- Н.А. Кун “Легенды и мифы Древней Греции”. – М.: Просвещение, 1990.
- Э.Т. Оганесян, А.З. Книжник “Неорганическая химия”.
- И.Е. Шиманович, М. Л. Павлович и другие “Общая химия в формулах определениях схемах”.
- Н. Малинкина стихотворение “Семейный очаг”.
- Интернет ресурс “him 1sentember.ru\ slide\ 289742.
- Музык:альные произведения: “Ты же выжил солдат” (слова М. Агашиной, музыка В. Мигули ); “Люблю костер” (слова М. Садовского, музыка Р. Майорова).