Цель: вызвать интерес к художественному слову.
Задачи:
- приобщать детей к литературному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей;
- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Ход урока
– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир сказочной литературы. Встретимся с любимыми сказочными героями, узнаем много интересного и полезного. Когда взрослые отправляются в путь-дорогу, всегда берут дорожную сумку, рюкзак или чемодан. Взрослые подолгу складывают и проверяют, не забыли ли они чего-либо. А мы возьмем с собой “Литературный чемоданчик”. В нем 5 секций, и в каждой по 5 кармашек, нужно проверить содержимое каждого кармашка. Вам, наверно, любопытно будет заглянуть в каждую секцию, в каждый кармашек. Сегодня мы заглянем в секцию “По дорогам сказки”.
Литературный чемоданчик | ||||||
1. | По дорогам сказки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
2. | Кладезь народной мудрости | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
3. | А.С. Пушкин | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
4. | Сказочная математика магов | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
5. | Всякая всячина | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Секция “По дорогам сказки”.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Предлагаю вам 5 блоков заданий, связанных со сказками народными и авторскими, сказочными героями, волшебными сказочными предметами. Надеюсь, что эти задания пополнят ваши знания об этом жанре.
Итак, начинаем! Вы, наверное, заметили цифры от 10 до 50. Это сложность вопроса. Чем сложнее вопросы, тем выше их балл. У нас 2 команды, ответы вы выбираете сообща, обсуждаете вместе, но отвечает кто-то один. (Названия команд определены заранее.)
Кто начинает выбор задания? Тот, кто отгадает одну мудреную загадку.
– Утка в воде, а хвост на горе.
Утка в море, хвост на заборе.
(Ковш).
Дополнительно:
– Из него не пьют, не едят, а только глядят. (ковш Большой Медведицы.)
– Что за зверь?
Летом спит, зимой ест.
Тело теплое, а крови нет.
(Печь.)
10. Задание “Реши ребус”.
Зашифрованное слово – Красная шапочка, героиня сказки Ш. Перро.
20. Конкурс “Доска объявлений”.
По тексту объявления нужно догадаться, кто его написал. Команды дают письменные ответы. За каждый верный ответ 1 балл.
1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать,
считать, писать, а также хорошим манерам. (Мальвина.)
2. Одинокий мечтатель, рост 13 м, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь
трехглавой подруге. (Змей Горыныч.)
3. Всем принцам! Ближайшие 100 лет не беспокоить своими поцелуями – очень
спать хочется. (Спящая красавица.)
4. Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причем одних
мальчишек. (Папа Карло.)
5. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т.п. (Винни
Пух.)
6. Частное охранное бюро, возглавляемое дядькой Черномором, обеспечит вам и
вашим близким безопасность на отдыхе у моря. (33 богатыря.).
30. “Кто здесь живет?”
По описанию отгадать, кому принадлежит жилище. За каждый верный ответ 1 балл.
1. Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка выгнала хозяина избушки, когда ее собственная растаяла. Назовите хозяина– горемыку. (Заяц из “Заячьей избушки”.)
2. У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)
3. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует “русский дух”. (Баба-Яга.)
4. В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и три года. (Старик и старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.)
40. Корзина с потерянными вещами.
У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?
Выкладываются на стол предметы, ребята должны отгадать, из каких сказок Г.Х. Андерсена они собраны. К каждому предмету предлагаются подсказки.
1) В этом предмете все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее – зеркало. (“Снежная королева”.)
2) То, что послужило причиной бессонницы для юной героини – горошина. (“Принцесса на горошине”.)
3) Благодаря этому предмету герой дарит сны детям – зонтик. (“Оле-Лукойе”.)
4) Этот предмет служил героине сказки колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем – скорлупка грецкого ореха. (“Дюймовочка”.)
5) Куст, на котором распускалась на нем одна-единственная роза, цвел только раз в 5 лет – роза. (“Свинопас”.)
50. Разгадай кроссворд. (Игра № 4, задание 4, слово “Сказка”. Задание: В кроссворде скрыты имена 8 сказочных персонажей, которые вы должны найти и описать их; двигаться можно в любом направлении. Ответ: джинн, леший, ведьма, колдун, фея, водяной, русалка, гном).
Полезная информация: – 7 ноября 2013 года – 110 лет со дня рождения Милляр Георгия Францевича – нашего замечательного актера, который сыграл роль Кощея Бессмертного в 1944 году, а еще роль Бабы-Яги в фильме “Морозко”.
Вопросы на засыпку.
1. Где живет Кащей Бессмертный? (Во дворце.)
2. Какое средство передвижения у бабы Яги? (Ступа.)
3. Где найти смерть Кащея Бессмертного? (На кончике иглы.)
4. Кто баба – Яга по образованию? (Ведьма.)
5. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (В лягушек.)
6. С какими словами надо обращаться к жилищу бабы– Яги? (Избушка,
избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)
Сюрприз в цветочной коробке.
Что находится в нем? Можете задавать наводящие вопросы.
Описание:
бодрит дух,
смягчает сердце,
снимает усталость,
пробуждает мысль,
не позволяет поселиться лени.
Подсказки: 1. Грузины говорят, что надо 50 раз поклониться ему, чтобы получить настоящий…2. Больше всего любят англичане, канадцы, арабы, американцы. Меньше всего любят в Китае, Индии и Пакистане. 3. В 1696 году русский царь посылает за ним в Пекин русских купцов. Привозили на кораблях, верблюдах, на санях, на телегах. 4. В России появился в 1638 году: монгольский хан прислал русскому царю подарок – 60 кг … в обмен на 100 соболиных шкур. 5. Родиной … является Китай. По легенде, пастухи заметили, что овцы, пожевав … (листья) начинают резвиться и прыгать. 6. … растет в Китае, Индии, на Цейлоне, в Аргентине, в Грузии. 7. Он бывает зеленым, кирпичным, плиточным, черным, байховым, грузинский, китайский, цейлонский, аргентинский, в пирамидках… и в пакетиках. 8. В сказке “Ванюшка и царевна” его можно пить с сахаром вприкуску или внакладку.
Ответ: чай.
Подведение итогов: “Сказочная арифметика” от Василисы Премудрой.
Задача: Из количества разбойников, открывающих дверь словами: “Сим-сим, откройся!”, вычесть сумму козлят из сказки и богатырей, живущих в тереме в лесу. Полученное число разделить на количество месяцев из названия книги известного детского писателя, прибавив к нему количество денежек, найденных в поле известной героиней сказки и к полученной цифре прибавить количество желаний, обычно исполняемых в русских народных сказках.
Узнать, получится ли оценка, о которой мечтает каждый ученик.
Для упрощения задачи участникам раздаются такие карточки:
(...) разбойников – ((...) козлят + (...) богатырей) + (...) желаний = ?
(...) месяцев + (...) денежек
Именно столько баллов получат участники, если правильно решат задачу и плюс к тому по 1 баллу за название сказок и их авторов. (“Али-Баба и сорок разбойников”; “Волк и семеро козлят”; А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”; С.Маршак “12”; К. Чуковский “Муха-Цокотуха”)
Ответ: 5
– Все вы знаете знакомое выражение: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” А вы, ребята, получили ли для себя урок?
Приложение. Электронная презентация “Литературный чемоданчик”.
Использованные источники:
- Горностаева А.М., Ларина Э.С. “Учимся, играя”. Серия электронных образовательных продуктов. Издательство “Глобус”. Москва.
- Ярослав Экспресс – Георгий Францевич Милляр (Чтобы помнили): jaroslaff.net›modules.php
- Георгий Милляр в роли Бабы-Яги: http://pda.privet.ru/post/134953738
- Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного: sunrin.livejournal.com