Цели мероприятия.
Обучающая - повторение и систематизация знаний по темам: “Устное народное творчество”, “Литература периода 18-19 в.” (в рамках изученной программы 5-6 кл.), “История Древнего мира”, “История Средних веков”.
Развивающая – способствовать развитию целостного мировосприятия и нравственно-гуманистических начал.
Воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, воспитание уважения и любви к истории, литературе, культуре через осознанное понимания их значимости.
Задачи.
1. Приобщение к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры.
2. Развитие навыков работы с литературно-историческими источниками.
3. Формирование устойчивого познавательного интереса к наукам гуманитарного цикла.
4. Развитие культуры устной речи и навыка публичных выступлений.
Форма проведения: викторина.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Подготовительная работа: подбор материала по темам, составление сценария, музыкального сопровождения, презентации, формирование классных команд.
Звучит мелодия из телепередачи “В гостях у сказки”.
Ход мероприятия
(слайд № 1). Презентация
Учитель русского языка и литературы:
- Здравствуйте, ребята. Мы сегодня приглашаем Вас насладиться волшебным миром литературы и истории, совершить путешествие во времени. Поможет нам в этом литературно - историческая викторина “Лики истории”. Каждый класс продемонстрирует свои знания по предметам гуманитарного цикла, своё умение работать в команде.
Учитель истории:
- Ребята, посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки!
Учитель русского языка и литературы:
- Итак, мы начинаем! У нас 4 команды, которым предстоит пройти 4 станции игры.
(слайд № 2)
Наша первая станция называется “Мудроречие”. Команды должны освоить все законы мудрости, приобрести качества, свойственные только отважным, смелым, сильным, умным, и показать жюри, что они достойны звания “Мудрецы”. (слайд № 3)
Задание №1. Вставьте слова в пословицы
Учитель русского языка и литературы: Каждой команде предлагается снискать мудрость путем умения правильно разместить слова в пословицы и попытаться объяснить значение и смысл этих пословиц. Слова, вставляемые в пословицы можно склонять и использовать только один раз. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
А) Землю солнце красит, а человека труд.
Б) За всякое дело берись умело.
В) Твоя честность есть твоя известность.
Г) Живи в ладу со своей – совестью.
Д) Дерево опирается на корень, а человек на сердце.
Е) Не гордись званием, а гордись знанием.
Учитель истории:
Молодцы, все успешно справились с первым заданием, но дальше нам предстоит разгадать таинственное письмо, и оно необычное. Внимание на экран!
(слайд № 4)
Задание №2. А ну-ка, расшифруй!
Командам предстоит расшифровать неизвестное письмо, которое дошло до нашего времени. В этом письме можно прочитать, какими качествами и умениями должен обладать человек, чтобы стать мудрецом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Знание
Совесть
Честность
Доброта
Любовь
Сердце
Труд
Учитель истории:
Молодцы! Каждая команда проявила свои навыки, умения читать тайные знаки, переходим к следующему заданию.
(слайд № 5)
Задание № 3. Загадка Александра Македонского
Учитель истории:
Ребята, предлагаю Вам поразмышлять. Перед нами загадка истории, великого завоевателя Александра Македонского, он захватил весь мир, несметные богатства и оставил странное завещание. Историки до сих пор спорят о нем. Вам необходимо разгадать тайну завещания...
Командам дается время на размышление — 2 минуты. Команда, которая первая даст правильный ответ получает 2 балла.
Александр Македонский — отважный воин, великий завоеватель, он покорил весь мир и понял, что самое главное в жизни не богатства, они не делают человека счастливым. Александр Македонский, понимая эту истину, показал, что он уходит из жизни, оставив все свои завоевания и богатства.
Учитель русского языка и литературы: А теперь, великие мыслители, переходим к следующему заданию.
(слайд № 6)
Задание № 4. Наскальная живопись
Перед нами мудрые изречения, но они не полные, нам предстоит потрудиться и продолжить мысль наскальной живописи! Каждая команда предлагает свои варианты продолжения пословиц. За правильный ответ 1 балл.
А) Красна птица перьем, а человек ученьем
Б) Человек без друзей, что сокол без крыльев
В) Книга мост в мир знаний и мир грез
Г) Доброе слово доходит до сердца
Учитель истории:
Наша вторая станция “Эрудит” (слайд № 7)
Задание: Эрудит-игра. (слайд № 8)
Сейчас мы посмотрим, насколько вы эрудированны. За 3 минуты командам предлагается ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? Китай
2. Какую войну выйграла всего одна лошадь? Троянская война
3. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? Это один город
4. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Арабские
5. Как у христиан называется нарушение заповедей Божьих? Грех
6. Кому доставалось оружие проигравшего на рыцарском турнире? Победителю
7. Изобретатель печатного станка. Иоган Гуттенберг
8. По какой лестнице никто никогда не ходил? Феодальной или церковной
9. Как называлась самая продолжительная в мире война? Столетняя война
10. Восстание крестьян во Франции, которое называлось по самому распространенному мужскому имени. Жакерия
11. Кого называли “Орлеанской Девой”? Жанна Д'арк
12. Состязание средневековых рыцарей? Турнир
13. Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается? Натуральное
14. Все работы на феодала. Феодальные повинности
15. Человек, дающий деньги под проценты. Ростовщик
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Учитель русского языка и литературы: А что наши участники знают о подвигах выдающихся деятелей истории, поэтов и литераторов?
(слайд 9)
Учитель истории: А вот это мы сейчас и узнаем!
Двигаемся на станцию “Личность в истории”. (слайд 10)
Внимание на экран! Перед нами портреты известных деятелей истории. О каждом из них слагались легенды. Команды получают материалы, командам нужно правильно соотнести, кто изображен на экране с материалами на карточке. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
А) Карл Великий
Он был высокого роста, необычайно сильно выносливым.
Совершил 53 военных похода: поход в Испанию, 8 походов против саксов. Был провозглашен императором Папой Римским.
Получил прозвище “Великий”. Не умел писать (ставил крестики), но собрал вокруг себя людей образованных. Они составили его
Придворную академию.
Б) Вождь гуннов Аттила
“Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племен чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров”. Он нагонял страх на всю Европу, за это его прозвали “Бич Божий”.
В) Жанна Д'арк
Бой кипел…Она скакала
На коне, на вороном –
Гордо поднято забрало,
С орифламмой и копьём,
И везде, где чуть опасно,
Уж, звенит, на страх врагам,
Этот звонкий, этот ясный
Женский голос по рядам.
Автор стихотворения А.Н. Майков.
Г) Юстиниан
Император Византии, при котором были расширены границы империи (“Золотой век Византии”). Умный, энергичный, хорошо образованный. Умело подбирал своих помощников. Ввел для всей империи законы (кодекс).
Учитель истории: Исторических деятелей мы узнали, а как же быть с прозвищами великих людей? Иногда имя запомнить сложно, но вот прозвища навсегда остаются в памяти. Внимание на экран!
(слайд 11)
Задание 2. Имена и прозвища.
Командам предлагается соотнести имена и прозвища исторических личностей. Та команда, которая сделает это быстрее, озвучивает свои результаты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Пипин Короткий
Карл Мартелл
Филипп IV Красивый
Джон Безземельный
Болеслав Храбрый
Учитель русского языка и литературы: последнее задание станции мы посвятим русским поэтам и писателям, чьи имена навсегда останутся в истории литературы.
(слайд № 12)
Итак, внимание на слайд! Команды, перед вами три портрета, пожалуйста, соотнесите цитаты произведений с портретами литераторов. Лист с материалами сдаем жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
А) А.С. Пушкин
3) “Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный”
Б) И.А. Крылов
1) “И, как открыть его, никак не догадался:
А ларчик просто открывался”
В) М.Ю. Лермонтов
2) “Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана
Утром в путь она умчалась рано”
(слайд № 13)
Учитель истории: Наше путешествие продолжается, и нам предстоит посетить последнюю станцию. Она носит название “Событийная”.
(слайд №14)
Задание 1.
Каждой команде дается 1 минута на размышление. Командам предстоит рассказать, о каких событиях идет речь на картинках. За верно названное событие команда получает 1 балл.
А) коронация французского короля Карла VII
Б) суд инквизиции
В) рыцарский турнир
За игру можно набрать максимально: 49 балла
Учитель русского языка и литературы: Итак, наше путешествие по станциям подошло к концу. Жюри подводит итоги игры.
В это время представители от команд благодарят ребят других классов за участие в викторине, делятся своими впечатлениями от игры.
(Жюри озвучивает итоги, вручает грамоты.)
Учитель истории: Мы благодарим всех за активное участие, проявленную смелость, сплоченный дух и веселую игру! До скорых встреч!