Урок внеклассного чтения. Сказка О.Уайльда "Мальчик-звезда". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

Образовательные:

  • проанализировать идейно-художественные особенности произведения;
  • познакомить учащихся с новыми литературоведческими терминами и проверить степень владения ранее изученными.

Развивающие:

  • содействовать развитию эмоционально-образного и аналитическогомышления;
  • формировать умение самостоятельно ставить цель и анализировать достигнутые результаты;
  • содействовать обогащению словарного запаса;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • способствовать отработке умения использовать интернет-ресурсы в образовательных целях.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению классической литературы;
  • содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;
  • подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: комбинированный урок.

Приёмы работы: слово учителя, работа с интернет-ресурсами, работа в парах, работа в группах, использование элементов технологии экспресс-дебаты, аналитическая беседа.

Оборудование: тексты произведения, ноутбук учителя, доска, карточки для выражения собственной позиции, тетради учащихся.

Эпиграф к уроку:

что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Запись в тетрадях по литературе темы урока.

- Ребята, вы прочитали сказку Оскара Уайльда “Мальчик-звезда”, созданную писателем в конце 19 века. Что доказывает её популярность в наши дни?

(Многочисленные переиздания в сборниках сказок О.Уайльда; экранизации 1957 года “Звёздный мальчик” (режиссёры Е.Зильберштейн и А.Дудоров) и 1983 года “Сказка о звёздном мальчике” (режиссёр Л. Нечаев); спектакль в театре “EtCetera” “Звёздный мальчик” (художественный руководитель постановки Роберт Стуруа)).

- Как вы думаете, чем вызван такой интерес?

- Читают ли эту сказку сейчас не по заданию учителя, а по своему желанию?

Ученики выражают своё мнение при помощи карточек зелёного (“Да”) и красного (“Нет”) цветов.

- Давайте познакомимся с мнениями читателей о сказке.

Группа учащихся получает задание найти в Интернете отзывы читателей о сказке.

- Знакомство с любым литературным произведением начинается с названия.Чтобы понять смысл названия сказки, необходимо определить лексические значения слова “звезда”.

Несколько пар учащихся получают задание найти в толковом словаре в Интернете статью о слове “звезда”.

Остальные пары самостоятельно дают толкование лексических значений слова, записывают ихв тетради.

Подведение итогов работы в парах: чтение детьми своих определений, совместная корректировка значений слова:

1. Небесное тело, излучающее свет.

2. Геометрическая фигура с остроконечными выступами, равномерно расположенными по окружности.

3. Человек, прославившийся в какой-либо области деятельности.

- Какие значения нашли отражение в названии сказки? Какие ассоциации они вызывают?

(Нечто далёкое, таинственное, недостижимое, яркое, красивое, холодное.)

- Как вы понимаете значение фразеологизма “звёздная болезнь”?

(Осознание собственного превосходства над окружающими, презрение к ним.)

- Так каков же смысл названия сказки?

Группа, работавшая в Интернете, приводит примеры наиболее интересных отзывов читателей о сказке.

- Это философская сказка.Что изучает наука философия?

- Давайте вместе определим цель нашего урока. Что вам хотелось бы узнать, обсудить, что было не совсем понятно при чтении?

- Обратимся к эпиграфу к уроку. Какую проблему он отражает?

3. Анализ сказки

- Как автор рисует картину суровой зимней ночи? Какие различные мнения о морозе высказывают животные и птицы? Какие человеческие типы они представляют? Какие сказочные персонажи упоминаются в начале сказки?

Так, с самого начала сказки начинает звучать тема неразрывной связи человека и природы.

- Что мешает Лесорубам в полной мере почувствовать себя счастливыми, выбравшись из полного опасностей зимнего леса? Зачем они побежали к месту падения звезды? В какой ситуации оказались, найдя младенца? Объясните мотивы выбора каждого из них.

- Вспомните, в каких изученных произведениях герои оказываются в ситуации выбора. В каких- два героя по-разному ведут себя в одинаковых условиях?

- Кто ещё из героев сказки оказывается перед выбором? Почему Лесоруб, вернувшись домой, не переступает порог? Из-за чего возникает конфликт между супругами? Найдите аргументы в защиту позиции каждого из них.

Работа в группах по технологии экспресс-дебаты. (Найденного в лесу мальчика нужно взять в семью.) Оглашение аргументов сторон.

- Какие слова Лесоруба можно считать афоризмом? Попробуйте придумать афоризм-антоним к нему. Почему жена Лесоруба всё-таки делает выбор в пользу Мальчика? Почему золотой плащ и ожерелье Мальчика не были проданы, несмотря на нужду?

- Каким вырос Дитя-звезда? Для чего автор использует приём антитезы?

Что взрослые пытались внушить мальчику? Отчего он лишь “презрительно усмехался”? Почему сверстники во всём слушались его и к чему это привело?

- Как выяснилось настоящее происхождение Мальчика-звезды?Как он воспринял эту новость? Что произошло с ним после ухода матери? Почему отношение к нему сверстников изменилось? Что изменилось в нём самом? Автор снова прибегает к антитезе. Почему герой решает найти свою мать?

- Какие испытания проходит Мальчик-звезда за три года скитаний.

(Одиночество, “закон бумеранга”, издевательства, презрение.)

- Что происходит с Мальчиком в городе? Какое приказание получает он от злого волшебника? Какое наказание ожидает раба?

- Что происходит с Мальчиком в лесу? В чём философский смысл его встречи с Зайчонком?

- Каков философский смысл встречи Мальчика и прокажённого?

(Ситуация выбора.Альтруизм, проявленный героем.)

- Чем оборачивается для героя помощь прокажённому? Зачем ситуация повторяется трижды?

- В чём состояло “чудо”, упоминанием которого начинается последняя часть сказки? Почему к герою вернулась красота? Почему Мальчик отказывается от короны? В чём, по-вашему, смысл превращения нищенки и прокажённого в Королеву и Короля – родителей героя?

- Каким правителем стал Мальчик-звезда? Почему?

- Чем необычен финал сказки? А как заканчиваются другие сказки Уайльда?

Свергнута с пьедестала и расплавлена статуя Счастливого Принца (“Счастливый принц”); раздавлена колесом телеги Роза, погиб Соловей “Соловей и роза”); утонул Маленький Ганс (“Преданный друг”).

- Как вы думаете, почему писатель так заканчивает свои произведения?

4. Контроль усвоения

- Какова же идея сказки? В чём истинная красота человека?

(Истинная красота человека в его доброте, любви к людям, сострадании, милосердии, самопожертвовании.)

Запись выводов в тетрадях по литературе.

5. Рефлексия

- Согласны ли вы с этим? С каким человеком хотели бы общаться вы?

Один из героев пьесы А.П. Чехова “Дядя Ваня” говорит: “В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

- Получили ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы? Достигли мы цели урока? Что новое, интересное и полезное для себя узнали?

6. Выставление оценок по итогам работы на уроке

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по итогам урока?

7. Домашнее задание: сочинить двасинквейнао Мальчике-звезде в начале и в конце сказки.