Цели:
а) познакомить с историей эпистолярного жанра;
б) эпистолярный жанр в литературе, его значение;
в) познакомить с новым видом сочинения в форме письма.
Оборудование: таблица “Стилистические особенности”.
Ход урока
1. Учитель: Сегодня мы с вами проведем очередной урок развития речи на тему “Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма”. Еще учась в начальных классах вы пытались писать сочинения или творческие работы, и, конечно же, эти работы имели самые простейшие задания, рассчитывающие на ваш уровень. В старших классах вы все более и более совершенствовали свой опыт и вот уже к 9 классу вы располагаете знаниями о многих видах сочинений, умеете отличить их друг от друга. Давайте сейчас вспомним, какие виды сочинений вам известны? Назовите их. (Сочинения–описания, сочинения–рассуждения, сочинения–рецензии).
2. Характеристика некоторых видов сочинений (сообщения).
- Давайте вспомним и охарактеризуем некоторые виды сочинений:
- сочинение-описание,
- сочинение-рассуждение,
- сочинение-рецензия.
3. Знакомство с эпистолярным произведением.
- В литературе существует такое понятие, как эпистолярный жанр, эпистолярное произведение. Может быть, вы мне скажите, что такое эпистолярное произведение? Эпистолярное произведение – литературный жанр, выполненный в форме письма. Истоки эпистолярного произведения уходят в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей. В дальнейшем, в литературе 18-19 в. эпистолярные произведения становятся самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже М. Цветаева, А. Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру.
4. Значение эпистолярных произведений в литературе (исследовательская работа по группам).
- Сейчас нам нужно выяснить какое место занимает эпистолярный жанр в литературе, каково значение эпистолярных произведений.
5. Стихотворение “К Чаадаеву” (К №1).
- Вспомним творчество Пушкина, а именно вольнолюбивую лирику. Какое из этих стихов можно считать эпистолярным произведением?
6. Чтение стихотворения.
- Кто такой Чаадаев? В каком жанре написано данное стихотворение? Что выражает автор в стихотворении? Через послание автор излагает свои мысли, идеи, взгляды.
Вывод: через письмо можно выразить свои взгляды, идеи.
7. Чтение писем из романа “Евгений Онегин” (К № 2).
- Давайте послушаем переписку героев одного из произведений русской литературы. Вначале послушаем, а затем выясним, что это за произведение, кто автор и герои.
- Это самостоятельное эпистолярное произведение или же часть романа? Таким образом, очень часто в прозаических произведениях нередки вставки в виде писем. Это еще одна из разновидностей использования эпистолярных произведений. Для чего автор использует в данном случае эпистолярное произведение? Что дает это нам, читателям? герои раскрывают свои чувства, раскрывают себя, свою душу. Письма помогают лучше понять состояние героя.
Вывод: через письмо можно понять состояние героев, их душу.
8. Чтение письма Стародума (К № 3).
- А вот еще пример использования эпистолярного произведения как части прозаических произведений. Послушайте и укажите, откуда это письмо, кто автор?
- Для чего автор использует эпистолярные произведения?
Вывод: первичное знакомство с образом Стародума через письмо Софье.
9. Чтение завещания М. Цветаевой детям.
Вывод: через письмо можно получать наставления, спорить, с чем-то соглашаться.
10. Просмотр отрывка из мультфильма “Простоквашино”.
- Письмо дает возможность рассказать о своей жизни.
- Почему письмо вызвало обморок у родителей, и было не понято ими? Нет логически правильного построения.
11. Построение сочинения эпистолярной формы.
1. Обращение.
2. Выступление, в котором излагается общий план того, о чем пойдет речь.
3. Мысли, чувства, идеи, рассуждения адресата с адресатом.
12. Стилистические особенности эпистолярных произведений. Таблица.
Лексические | Морфологические | Синтаксические |
Торжественная лексика, образные выражения. | Местоимения в обобщающем виде, слова разных частей речи. | Обращение, риторические вопросы, побудительные предложения, сложные предложения. |
13. Работа с обращением.
- Очень важную роль играет в эпистолярных произведениях обращение. Сейчас я предлагаю вам над этим поработать. Ведь неправильно выбранное обращение может поставить автора эпистолярного произведения в смешное положение. На доске записаны обращения. Чем они отличаются?
14. Составление предложений с обращением к литературным героям.
Простаковой, Митрофанушке, Стародуму, Онегину.
Вывод: …
15. Итог.
Для чего использовать произведения эпистолярного жанра?
- Чтобы изложить свои идеи, взгляды, раскрыть свои чувства.
- Это возможность отстоять свою точку зрения.
- В литературных произведениях – знакомство с героями через письма.
16. Чтение сочинений, обращенных к литературным героям.
17. Д/з. Написать сочинение в форме письма (2 варианта).
1 вариант
Здравствуй, дорогой друг! Где-то, когда-то я прочитал(ла) одно стихотворение. Оно запало мне в душу, потому что это – обо мне, о том, что я переживаю и что не дает мне покоя …
2 вариант
Здравствуй, дорогой друг! Ты просил написать мене о том, чем я живу, о моих мечтах и планах, взаимоотношениях м друзьями и родителями … Что ж, попытаюсь это сделать …