Цель учителя: создать условия для написания учащимися фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цель учащихся: познакомиться с особенностями жанра фанфика (теоретическая часть) и подготовиться к написанию собственной истории по мотивам произведения Н.В. Гоголя (практическая часть).
Задачи:
- Образовательные:
- познакомиться с жанром фанфика и технологией его создания;
- расширить словарный запас и активизировать новую лексику;
- активизировать знания, полученные на уроке литературы, и научиться их применять для создания собственного творческого продукта;
- подготовиться к написанию фанфика по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
- Развивающие (в том числе общеучебные):
- продолжить работу по развитию творческого воображения;
- развить умение анализировать исходный текст и на его основе создавать собственный;
- развить коммуникативные умения (общение в группе, выступление перед аудиторией)
- Воспитательные:
- воспитание культуры читателя;
- формирование любознательности школьников и повышение их мотивации к комплексному изучению русского языка и литературы
Оборудование и раздаточный материал: компьютер и проектор // интерактивная доска; тексты повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маркеры, листы ватмана, аудиозаписи музыкальных произведений («Святки» и «Черевички» П.И. Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова, украинские колядки), мешочек с предметами.
Сценарий занятия
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель предлагает отгадать загадку. Ученикам необходимо ответить, что связывает предметы из волшебного мешочка. Поочередно достаются заснеженный домик в стеклянном шарике, луна, фигурка чёрта, зеркало на кованой ручке, подкова, игрушечные ботиночки, яркие ленты, наконец, репродукция картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии».
Если потребуется дополнительная подсказка,
можно показать небольшой фрагмент из фильма
А.Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки».
После ответа учащихся о том, что все эти предметы
мы встречаем в «Ночи перед Рождеством», учитель
предлагает вспомнить несколько фактов:
– Кто является автором произведения?
– К какому литературному жанру произведение
относится?
– В цикл под каким названием входит повесть?
3. Мотивация к получению новых знаний
Продолжая беседу, учитель спрашивает:
– Не жалко ли было расставаться с героями
повести?
– Если бы представился счастливый случай
поучаствовать в съёмке фильма «Ночь перед
Рождеством», какого героя хотелось бы сыграть?
Почему?
– Если бы действие было перенесено в наши дни,
что могло бы помешать или, наоборот, помочь
Вакуле на пути к достижению цели?
– Кто из героев повести самый яркий? Почему?
4. Введение новой лексики
Педагог рассказывает, что в современной литературе мы нередко сталкиваемся с таким явлением, когда поклонники какой-либо известной книги или фильма начинают сочинять собственные истории о любимых героях, например, предыстории или продолжения, пародии или параллельные сюжеты о второстепенных персонажах, даже рассказы от лица одного из участников событий. Такие альтернативные варианты популярных произведений, созданные его поклонниками, называются фанфиками.
Педагог вновь обращается к учащимся:
– Какие эмоции, ассоциации вызывает слово
«фанфик»?
– Из какого языка оно могло к нам прийти?
– В чём наблюдается связь со словом «фанат»?
– Можно ли предположить, опираясь на знания
английского языка, как называют авторов
фанфиков? Учитель корректирует ответы и вводит
слово «фикрайтер».
– Как иначе называют книги, фильмы или даже
компьютерные игры, являющиеся продолжением уже
известного произведения? Вводится слово
«сиквел».
– Можно ли догадаться, как называется третья
часть популярного произведения? Вводится
слово «триквел».
– А как называются предыстории? Вводится слово
«приквел».
5. Отработка новой лексики
Учащиеся получают задание придумать небольшой текст (4 – 5 предложений) о своих любимых фильмах или книгах. Обязательное условие – использование новой лексики. Все слова, предназначенные для отработки (фанфик, фикрайтер, сиквел, триквел, приквел), отображаются на слайде презентации или на доске.
Выступление учащихся.
6. Целеполагание
Педагог предлагает вновь обратиться к загадке, с которой начался урок, и, учитывая полученные знания о фанфиках, попытаться ответить на вопрос: какова цель сегодняшнего занятия?
Предполагаемый ответ: создание (подготовка к созданию) собственного фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
7. Организация работы в группах
Класс делится на 6 групп. Каждой предстоит выполнить задание с опорой на текст повести. Результаты деятельности будут представлены в виде кластеров, схем и таблиц на листах ватмана. Работа идёт с музыкальным сопровождением – звучат произведения П.И. Чайковского («Святки» (Приложение 1) и «Черевички» (Приложение 2), Н.А. Римского-Корсакова («Ночь перед рождеством» (Приложение 3), украинские колядки (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).
1 группа готовит кластеры-характеристики Вакулы и Оксаны (портрет, одежда, движения, характер, особенности речи)
2 группа – кластеры-характеристики Солохи, чёрта и Пацюка.
3 группа – кластеры-характеристики второстепенных персонажей, которые, с точки зрения группы, могут стать героями будущего произведения.
4 группа составляет словарь повести «Ночь перед Рождеством». Школьникам необходимо найти языковые приметы текста – те слова, которые передают колорит произведения и без употребления которых было бы тяжело воссоздать атмосферу Диканьки. Для наглядности учащиеся заполняют таблицу.
Слово |
Значение |
Пример из текста |
Среди характерных слов могут быть выбраны следующие: люлька, свитка, жупан, черевички, монисто, сопилки, колядки, вечерять, парубок, кум, голова, кутья, галушки, паляница, хутор и т.д.
5 группа готовит выступление на тему «Типы речи в повести Н.В. Гоголя». Учащимся необходимо вспомнить материал, изученный в 5 классе, и заполнить опорную таблицу.
Тип речи |
Характерные черты, особенности |
Пример из повести «Ночь перед Рождеством» |
6 группа обращает внимание на то, как в повести оформлены диалоги: на листе ватмана записываются основные правила постановки знаков препинания при прямой речи в диалогах и при обращениях. Каждое правило сопровождается примерами из текста.
8. Презентация групповых работ
Выступления групп предваряют слова учителя о том, что при написании домашней работы может понадобиться любая услышанная информация. Следовательно, во время выступления 1, 2 и 3 групп необходимо продумать, какие персонажи окажутся задействованы в фанфике: пусть их будет два или три, но именно они найдут место в новом сюжете. Может быть, на помощь гоголевским персонажам придут совершенно иные герои, но в этом случае они не должны нарушать стилистику произведения – всё должно оставаться органичным. Невозможно будет обойтись и без использования характерной лексики, отражающей особенности гоголевской эпохи. Выступления 5 и 6 групп направлены на то, чтобы творческие работы учащихся обладали речевым разнообразием: содержали не только повествование, но и описания, а также рассуждения, не только слова автора, но и диалоги между героями.
9. Работа над сюжетом фанфика
Учитель предлагает учащимся продумать сюжет собственного фанфика, предварительно ответив на следующие вопросы:
– Как ты озаглавишь свою историю?
– Какими структурными элементами обладает
сюжет? Подумай, какое событие станет
кульминационным в твоём фанфике?
– Какие герои окажутся главными
действующими лицами произведения? Будут ли
введены новые персонажи?
– Какие элементы фантастики будут уместны в
фанфике? Каким образом удастся сочетать
фольклорные мотивы, сказочность и реальность?
– Юмор является неотъемлемой чертой повести Н.В.
Гоголя. В какие смешные, нелепые ситуации могут
попасть герои твоего фанфика? Что поможет
достичь юмористического эффекта в описании
персонажей?
10. Индивидуальная работа над сюжетом
Педагог даёт задание представить сюжет фанфика в виде плана. Затем следует индивидуальная работа с учащимися.
11. Рефлексия деятельности и эмоционального настроя
Каждый ученик работает с карточкой.
Сегодня я научился… |
Знания о правилах создания фанфика помогут мне… |
Материал урока был для меня… |
Больше всего мне понравилось… |
Мне было трудно… |
12. Домашнее задание
Дома учащимся предстоит написать фанфик по
мотивам повести «Ночь перед Рождеством».
Дополнительно может быть предложено такое
творческое задание, как создание книги. Учащимся
следует, работая в группах, объединить тексты
всех фанфиков и включить их в сборник под общим
заглавием. Тексты могут сопровождаться
иллюстрациями.
Данную работу целесообразно выполнить во время
внеклассного мероприятия. В таком случае
появится возможность ознакомить школьников с
правилами составления сборника. Учащиеся
научатся выбирать формат книги, оформлять
титульный лист, обложку и суперобложку, писать
аннотацию, составлять оглавление и т.д.